Найти тему
Вячеслав Малежик

ЮРИЙ ВАЛОВ: История электрификации гитары. Ч.1

Оглавление

Хочу представить Вашему вниманию фундаментальный труд моего друга Юрия Валова об истории электрогитар.

Юрий Валов
Юрий Валов
Юрий Валов - композитор, певец, музыкант, участник ансамблей «Скифы», «Голубые гитары», «Sasha & Yuri» (совместно с Александром Лерманом). Большинство слушателей без сомнений помнят песню «Ветер северный» («Голубые гитары») в исполнении Юры. А еще Валов прекраснейший художник и скрупулезный исследователь. Над данным материалом работа велась в течение двух лет.

…хотели погромче, а получился совсем другой зверь…

Электрогитара - дифирамб дилетантизму…

С появлением в середине 50-х годов прошлого века рок-н-ролла гитара стала, пожалуй, самым желаемым музыкальным инструментом на планете. Ее популярность в современном мире не сравнима ни с каким другим инструментом. В Штатах бытует шутливая присказка, что «в Америке на каждое домашнее хозяйство приходится по полтора гитариста». Однако гитара гитаре рознь, и если акустическая гитара своими корнями сквозь всяческие там китары, лютни, и тамбуры уходит в Древний Мир, то электрогитара - это детище прошлого века. На ней играют как дети, так и древние старики, кинозвезды и бомжи, президенты и кочегары, и, как правило, в этом деле они - увлеченные дилетанты, а их кумиры - мастера гитарных композиций, и гитарных песен тоже, может, и учились «чему-нибудь и как-нибудь», но в большинстве случаев они гениальные дилетанты-самоучки.

“Страт” (Fender Stratocaster) и “Лес Пол” (Gibson Les Paul)
“Страт” (Fender Stratocaster) и “Лес Пол” (Gibson Les Paul)

Доска с грифом, шесть струн и под ними магнит, а на магните катушка с проволокой - вот вам и электрогитара. Однако трудно себе представить, сколько времени за последние 80 лет население земли провело с электрогитарой - изучая, играя, слушая и изобретая. Результатом явилось появление огромного множества вариантов, но при безжалостном стремлении к сухому остатку мы в этом самом сухом остатке найдем две абсолютные электрогитары - это «Страт» (Fender Stratocaster) и «Лес Пол» (Gibson Les Paul). Это не просто гитары, это две различные концепции, включившие в себя основные принципы, на которых и базируется современная электрогитара. Все мы, сами того не подозревая, слышали голоса «Страта» и «Лэс Пола», - это эстрада, рок, саундтреки к фильмам и рекламным роликам, это живая музыка в клубах и на концертах. А вот как эти штуковины появились, кто и когда пытался выпускать ЭГ и, кто стал производить этот новый инструмент в промышленных масштабах, вот это мы и попытаемся выяснить. До начала 30-х годов 20 века гитаристы были народом «униженным и оскорбленным», все оркестровые инструменты их заглушали, но с появлением электрогитары и усилителя ситуация стала постепенно меняться, и уже к середине 60-х гитаристы отомстили всем иным за «годы унижений» и гитара стала самым громким и самым модным инструментом.

Капитан Джеймс Кук
Капитан Джеймс Кук

Как это ни обидно, но факты говорят о том, что сначала электрической стала гавайская гитара, причем праотцом электрогитары, весьма вероятно, был капитан Джеймс Кук.

События, приведшие к электрификации гитары

Выглядит так, что к появлению ЭГ привела определенная последовательность крупных и не связанных между собой событий, а именно:

1) посещение капитаном Джеймсом Куком Гавайских островов;

2) строительство Панамского канала - одного из самых грандиозных проектов в истории человечества (сдача канала в эксплуатацию произошла к 1914 г.);

3) страшнейшее землетрясение 1906 г. в Сан Франциско;

4) ...и вытекающее из двух последних - грандиозная Панамо-Тихоокеанская Международная Выставка-фестиваль, состоявшаяся в Сан Франциско в 1915 г. и продлившаяся около 8 месяцев. Целью выставки было пропиарить Панамский канал, и огромные средства, выделенные на это, решено было употребить в Сан Франциско, тем самым помогая сильно пострадавшему от землетрясения городу.

Справка для въедливых…

Чтобы избежать недоразумений, я сразу же хочу обратить Ваше внимание на то, что целью нашего исследования является история появления «современной ЭГ», которая сама по себе не звучит и без усилителя просто не может функционировать. Английский термин для такой гитары - «solid body guitar», что в переводе будет типа «цельнокорпусная гитара» (звучит прямо как советский ГОСТ). В 60-е такая гитара у нас на сленге называлась «доска», так как корпус ее был сделан из толстой доски. Переходным мутантом от акустической к электрогитаре, была акустическая гитара, на которую поставили звукосниматель, но это гибрид (пустотелая (hollow body electric)), и здесь нужно отдать пустотелым гитарам должное, так как они, пройдя испытание временем и впитав в себя определенное количество конструктивных изменений, стали полноправной разновидностью электрогитары в широком смысле. Но современное поколение электрогитары все же началось с «доски».

Испанская гитара
Испанская гитара

Далее, обращаю Ваше внимание на различие между привычной, или испанской, гитарой (той самой, на которой бацали на кухнях после третьей рюмки) и ее генетическим ответвлением - гавайской гитарой, образ которой ближе к «бананово-лимонному Сингапуру». На обычные струны прижимают, а на гавайской - скользят по струнам массивным, отшлифованным предметом, и лежит она на коленях у музыканта. Упоминание о гавайской гитаре здесь не случайно, так как ее популярность с 20-х по 50-е в разы превосходила популярность обычной гитары и этот факт является ключевым моментом в понимании того, почему электрификации сначала подверглась гавайская гитара, а потом уже обычная, испанская.

Гавайская гитара
Гавайская гитара

И еще, для справки. Радиолампа была изобретена где-то в 1906 году и до появления транзисторов являлась единственным приспособлением для усиления звука с помощью электричества, и только «повзрослев», она выбралась из лабораторий на «рынок» во второй половине 20-х.

Мутация испанской гитары в гавайскую

Итак, все началось на томных Гавайях, куда-либо капитан Кук в 1778 году завез испанскую гитару, либо это были португальские матросы в середине 19 века, а еще есть предположение, что это были мексиканцы, которые приехали учить гавайцев на ковбоев. Однако в любом случае расслабленных гавайцев ломало держать гитару в руках, и они лениво положили ее на колени и стали елозить по струнам столовыми приборами типа ножа - вот так постепенно и появился певучий стиль гавайской гитары, и это варианты первой версии появления на свет гавайской гитары.

Джозеф Кекуку
Джозеф Кекуку

По второй версии гавайскую гитару изобрел в 1889 году пятнадцатилетний школьник Джозеф Кекуку, живший в то время в Гонолулу.

Гавайская гитара попадает на континент

В 1915 году несколько групп с Гавайев приезжают в Сан Франциско на Панамо-Тихоокеанскую Международную выставку-фестиваль, и они-то и заносят бациллу гавайской гитары на североамериканский континент, а уж оттуда и в Европу, и пошла мода на гитары, лежащие на коленях у мужчин с гладко зачесанными и до блеска набриалиненными волосами и тонкой линией усиков над верхней губой.

-7

Эти мужчины играли душещипательные танго, играли хоть и мастерски, но уж слишком тихо, но, несмотря на это, гавайская гитара становилась последним писком моды, и музыкантов, игравших на этом экзотическом инструменте, становилось все больше и больше.

В Советскую Россию эта бацилла тоже попала, однако эпидемии не вызвала, уж дюже сильна была антибуржуазная большевистская идеологическая сыворотка - только одинокие «прихвостни капитализма» попадались. Помните книгу Балтера «До свидания, мальчики» и Джона Данкера - короля гавайской гитары? Кстати, это реальный питерский музыкант Иван Соколов, выступавший под псевдонимом «Джон Данкер».

Гитару погромче, ничего не слышно!!!

Страстное стремление сделать эту самую гавайскую гитару, или, как ее стали называть, «стил гитару» (still guitar), погроме, сначала пошло по механическому пути, так как радиолампа пока еще толком не выбралась из лабораторий. «Кулибины от музыки» 20-х годов прошлого века экспериментировали с металлическими пластинами и рупорообразными железяками, прилаживая их как резонаторы к гитаре, однако явного скачка в громкости не было до тех пор, пока всем этим не заинтересовался гитарист из Лос-Анджелеса, эмигрант из Швейцарии по имени Джордж Бичэм (George Beauchamp).

Джордж Бичэм (George Beauchamp)
Джордж Бичэм (George Beauchamp)

Одно качество объединяло Джорджа Бичэма с садоводом Мичуриным - они не собирались «ждать милостей от природы», и Бичэм стал искать кого-нибудь, кто бы сделал ему громкий резонатор для гавайской гитары. Неподалеку от его дома эмигрант из Словакии Джон Допера (John Dopyera) держал мастерскую по ремонту скрипок. Со второй попытки Джон Допера, извините за каламбур, «допёр», как сделать так, чтобы с помощью металлического рупора-резонатора гитара зазвучала значительно громче, и он со своим братом Руди просто «попали в десятку», соорудив первую резонаторную гитару, от звука которой Бичэм настолько пришел в восторг, что предложил братьям партнерство и открыть производство. Так был изобретен первый реально действующий резонатор, и его автором стал Джон Допера.

Джон Допера (John Dopyera)
Джон Допера (John Dopyera)

Денег на дело Джордж Бичэм достал у своего дальнего родственника, молодого разгильдяя по имени Тэд Клейнмеер (Ted Kleinmeyer), получившего в наследство миллион долларов, который в соответствии с завещанием он должен был полностью истратить в определенный срок, чтобы получить второй миллион. Нужно отметить, что в двадцатые годы миллион долларов был огромной суммой и, просто «выпивая и закусывая», освоить такое количество денег было весьма проблематично. Вот дальний родственник и дал Бичэму $12 000 на стартап. Так разгильдяйство помогло сдвинуть с мертвой точки дело по усилению гитарного звука.

Создание резонатора
Создание резонатора

Джон Допера и Джордж Бичэм основали, пожалуй, самую престижную компанию по производству резонаторных гитар - «National Reso-Phonic Guitar Co.». Кстати, название компании стало именем нарицательным, и зачастую резонаторные гитары так и зовутся - «National» (нэшнл). Потом, как водится, партнеры чего-то не поделили, компанию «National Reso-Phonic Guitar Co.» продали, Допера со своим братом основали другую очень успешную компанию по производству резонаторных гитар и назвали ее «Добро» («Dobro», ударение на первом слоге). Звучит весьма по-славянски, хотя это просто комбинация начальных букв из двух слов - DOpyera BROthers (Братья Доперо). Здесь следует упомянуть, что семья Доперо эмигрировала из Словакии перед Первой мировой войной. Слоганом компании стала фраза «Dobro means good in any language», в переводе - «Dobro (добро) означает «хорошо» на любом языке».

Продолжение: