Церемония вручения "Оскар"- 1981 наделала переполоха у советских кинематографистов в Западном Берлине, прилетевших на третий по значимости кинофестиваль в мире. Историю вспомнил Олег Янковский, входивший в состав той делегации, а ко мне она дошла через мемуары Владимира Меньшова "Судьба протягивает руку".
Кроме Янковского в делегацию входили: Никита Михалков, Людмила Гурченко, Вадим Абдрашитов ( реж. "Парад планет", "Плюмбум или опасная игра") , кто-то из чиновников Госкино.
Наши решили посмотреть прямую трансляцию по местному ТВ. В СССР такое было немыслимо, а тут можно было профессиональным взглядом оценить главное мировое кинособытие 1981 года. Потом похвастать в Москве, заодно приложив меньшовскую "Москву", которая слезам....
Собрались у кого-то в номере. Сели вокруг телевизора. Ждут...ждут... И тут ведущий объявляет: победитель в номинации "лучший фильм на иностранном языке" - "Москва слезам не верит", USSR! ...Немыслимо! Ведь до этого мимо "Оскара" пролетали, войдя в шорт-лист, Ростоцкий и Пырьев! Причем Ростоцкий дважды. А тут какой-то Меньшов со своим вторым в жизни фильмом. Мать вашу! Янковский описывая состояние советской делегации написал: "Михалков почернел и запил... ".
Меньшов готов был скорее поверить, что в ту ночь Никита Сергеевич Михалков напился до чертиков, но не ушел в запой. Про длительные срывы сына автора гимна СССР, слухи до него не доходили. Никита мужик крепкий.
Но это не все. Другой режиссер, а именно Сергей Соловьев, в своих мемуарах написал как несколько недель спустя он отдыхал с Михалковым, Александром Кайдановским и тремя дамами - участницами гинекологического форума в гостиничном номере Никиты. Дело было в Ленинграде. Михалков начал из далека - как он счастлив за Володю Меньшова, за СССР, за всех нас , что мы получили "Оскара"! ( Хотя слово "начал" не совсем точное. Компания после закрытия ресторана, где они зацепили девушек, переместилась в номер. Нужно было с чего-то продолжить разговор, вот Никита и решил зайти с темы патриотизма).
Но в ответ на это взвился Кайдановский. Он сказал, что не верит в искренность слов собутыльника, а фильм пошлятина! Дальше Никита стал уверять Александра в несомненных художественных достоинствах картины "Москва слезам не верит", а Кайдановский доказывать обратное. Разговор шел на повышенных тонах, с переходом на личности. Вечер, обещавший быть томным, был сорван. Кайдановский сгреб со стола бутылки с шампанским и скомандовал всем: - уходим! Никита остался в одиночестве, а компания из пяти человек допивала шампанское под яичницу на квартире каких-то старых друзей Сережи Соловьева. Им устроили побудку в три часа ночи.
Читатели, вы готовы поверить, что автор "Бесогона" "переобулся в в воздухе", как сегодня модно говорить, и способен одинаково убедительно доказывать , вначале, что белое - это чёрное, а потом, что белое - это белое?
Статьи по теме: