Мужской генофонд рода Юрми представлен гаплогруппами G2a1-P18 – 70% и N1b1. Более точное субтипирование показало принадлежность представителей рода Юрми к генетической линии G2a1-FGC1159. На связь гаплогруппы G2a1-P18 с аланами указывают данные древней ДНК донских алан (VIII в.), для которых установлена принадлежность к гаплогруппе G2a, предковой для G2a1-P18. В этом контексте нельзя не указать на существование сармато-аланской теории происхождения родов Юрми и Юрматы. Ряд лингвистов напрямую связывает этноним «юрматы» с именем этого древнего народа (савроматы, сарматы). Этноним «юрми», по мнению многих исследователей, является вариантом этнонима «юрматы». Юрмийцы и юрматинцы имеют даже общее шежере . Таким образом, генетические данные дают основание предполагать, что сармато-аланский компонент является одним из важных компонентов формирования рода Юрми.
Наблюдаемое генетическое родство между юрмийцами и балкарцами, этноним которых выводится от булгар, может служить указанием на связь между башкирами рода Юрми и булгарами (великими, волжскими и дунайскими). В связи с этим следует также указать на гипотезу о родстве между племенем Ерми в составе дунайских болгар и родом Юрми. Р. Г. Кузеев предполагает, что племя Юрми в период пребывания болгар (булгар) на юге разделилось на две группы: «часть юрмийцев ушла на запад, на Дунай, остальные вместе с родственным племенем юрматы (если под этими этнонимами не подразумевается единое образование) последовали на Волгу».
- Родственные юрмийцам кабардинцы из линии G2a1-FGC1159 вполне могут быть потомками Инала – основателя большинства княжеских династий Кабарды, который, по мнению исследователей, является сыном Кубрата – первого хана Великой Булгарии, что также может указывать на связь с булгарами и тремя Булгариями (Великой, Волжской и Дунайской). Другая часть генофонда рода Юрми представлена гаплогруппой N1b. Гаплотипы юрмийцев относятся к европейскому (N1b-E) кластеру. Данный кластер разделяется на две основные ветви. Одна (недифференцированная) распространена на территории Среднего Поволжья (поволжские татары, марийцы) и в Западной Сибири (ханты), другая (N1b-VL97) – в Среднем Поволжье и практически на всей территории Северной России и даже в Финляндии. К последней ветви принадлежит часть марийцев, удмуртов,коми-зырян, северных русских и финнов.
В конце IV века нашей эры на территории вокруг нынешней Уфы появляются пришельцы.Их назовут Турбаслинской археологической культурой. На месте проживания турбаслинцев существуют топонимы с корнем Юрма, гидроним Юрмаш в Уфимском и Белорецком районах РБ; река Юрюзань (Юрми-узянь) хребет Юрма-тау с горными вершинами Юрмаш и Малый Юрмаш в Белорецком районе РБ; гора и хребет Юрма-тау в Челябинской области; топоним Юрмияз в Аскинском и Татышлинском районах РБ. Причем Юрми и Юрматы после ухода из Булгара в 14 веке, в этих местах проживать не будут.То есть эти названия возникли раньше. До 8 века нашей эры времени ухода турбаслинцев в Волжскую Булгарию. Кто же такие турбаслинцы? Установлено , что турбаслинские племена принадлежали к ярко выраженному европеоидному антропологическому типу. Большой процент составляют черепа с исскуственной деформацией, что характерно для краниологического материала погребений V-VII вв. Волго –Донья. По данным М.С.Акимовой, краниологический материал на Турбаслинских памятниках (Кушнаренково,Ново-Турбаслы) по многим параметрам близко стоит к черепам Салтовского могильника. Этот вывод полностью подтверждается исследованиями Р.М.Юсупова.
Формально-типологический анализ не подтверждает и гипотезы, утверждающую, что Турбаслинское население своим происхождением связано с территорией степей Южного Приуралья, Казахстана и Средней Азии. Противоречит этой гипотезе и весь комплекс материальной культуры первого этапа пребывания турбаслинцев на Южном Урале V-VI вв. Абсолютное большинство вещей имеют аналогии только на территории степей Восточной Европы, в то время как их вовсе нет не только в предшевствующих по времени функционирования памятниках этих регионов (Западная Сибирь, Казахстан) за редким исключением и в синхронных. Единство трех выше указанных признаков(погребальный обряд, материальная культура, данные краниологии), своеобразной тройной паралелизм, проявляется только в отношение того круга памятников V-VII вв евразийских степей, которые именуются гуннскими или гуннско сарматскими.Это единство позволяет считать, что истоки турбаслинской культуры находятся на территории Волго-Донского междуречья. Пребывание носителей турбаслинской культуры за Волгой, подтверждается и такими фактами, как захоронения в склепах(катакомбах), встреченные на территории г.Уфы, на что исследователи до сих пор не обращали большого внимания, но достоверность данных о разрушенных склепах в районе бывшей Сафроновской пристани, на территории мусульманского кладбища и под зданием мединститута не вызывает сомнений как и то ,что оставлены они турбаслинским населением. До турбаслинцев и после них на Южном Урале и сопредельных территориях подобные погребальные сооружения не зафиксированы. Но такие до середины 1 тысячелетия н.э. не столь редки на Северном Кавказе, Причерноморье и в Крыму. Аналогичные по устройству уфимским склепы, исследовались Б.В.Фармаковским еще в начале нашего столетия (книга напечатана в 1998 году) в районе античного города Ольвия. В какой то мере на истоки турбаслинской культуры указывают ранних болгар на Дунае, которые как известно продвинулись туда с территории Волго-Донья. Р.Б.Ахмеров, в частности отмечает сходство погребального обряда, а С.Р.Станчев находит Новопадарским и Мадарским материалам прямые аналогии в инвентаре некоторых погребений в Уфе. Отдельные признаки погребального обряда турбаслинцев, особенно конструкции могил, имеют сходство и в памятниках праболгар Среднедонья. Не ранее VII в. Проникновение на Южный Урал нового населения известного под названием кушнаренковско караякуповских племен, привело к серьезному изменению этнокультурной ситуации. По численности кушнаренковско караякуповские племена, очевидно превосходили турбаслинское население. В скором времени территория их расселения покрыла территорию не только турбаслинской но и бахмутинской культур. Не иссключено что с началом активного расселения кушнаренковско караякуповских племен на Южном Урале, часть турбаслинского населения была оттеснена в более западные районы, остальные были подчинены новым пришельцам. Об этом говорит наблюдаемое сходство в погребальном обряде турбаслинцев и ранних булгар(1 Большетарханский могильник) На это также указывают типы раннебулгарской керамики, имеющие аналогиив памятниках турбаслинской культуры. Оставшиеся турбаслинцы вскоре станут преобладать в кушнаренковской культуре и их тип полностью заменит мужское население. Часть турбаслинцев спустится на юг, об этом говорит название хребет Юрма-тау с горными вершинами Юрмаш и Малый Юрмаш в Белорецком районе РБ. Возможно что в момент проживания турбаслинцев в городе Уфа-2, это поселение называлось Юрми. Напротив микрорайона ИНОРС в реку Уфа впадает река Юрмаш. Раннемусульманский памятник VIIIв. Левашовское захоронение Стерлитамакского могильника исследователи считают турбаслинским или караякуповским. С исчезновением данного захоронения в конце VIII в. В междуречье рек Зай и Чишмы появится раннемусульманский народ баранджары, Который как сейчас известно состоял из родов Юрми и Юрматы.Вместе с ним туда пришли двойники названия рек Стерля, Дим, Менеуз и Дим из окрестностей Стерлитамакского могильника.
В северной Башкирии записано сказание о борьбе башкир с народом Юрми (юрми халkы, yurmi khalqi’), которые происходили «из черемисов или чувашей». Горные башкиры в прошлом нередко называли юрматынцев «черемисскими башкирами» (сирмеш башkорты, sirmesh bashqorti’), т.е. считали их принадлежащими генетически к иноязычному Волго-Камскому финно-угорскому миру народов (Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. С. 124).
Описывая сказания племени балыксы, Р.Г. Кузеев отмечает, что происхождение предков этого племени «связывают с районами Алтая и Южной Сибири. Указывается даже местность, откуда пришли балыкчинцы ― Кэнгэн, которая, по их представлениям, находится в районе Томска. Сначала предки балыкчинцев пришли на Яик, затем долго кочевали «в Белебеевских краях, на катайских землях», откуда по Таныпу двинулись на север и остались в лесах долины Тюя. Далее идет любопытная деталь: на Тюе в то время жили «два черемиса-мусульманина» ― Куби и Юрми, которые оставили свои имена двум крупным башкирским селам: Кубияз и Юрмиаз (ныне села Кубиязы и Урмиязы Аскинского района ― прим. автора).
Р.Г. Кузеев придерживался угорской теории происхождения родов Юрми Юрматы, однако расшифровка ДНК показала несостоятельность этой теории. Что интересно Куби и Юрми это названия двух булгарских родов в составе дунайских болгар, это во первых, а во вторых марийского населенияв в данных районах нет и не было прежде.
Генетическая история клана Юрматы отличается от родственного клана Юрми. Доминирующими гаплогруппами в генофонде юрматынцев оказались R1a-M198 (более 1/3 части генофонда) и N1c1-M178 (более 1/4 части генофонда), Кроме того, более трети генофонда юрматынцев составляют так называемые «переднеазиатские» гаплогруппы J2a-M172, E1b-M35, G2a-P15, оставшиеся гаплогруппы относятся к «западно-евразийским» I1-M253, I2-P37, R1b-M269. Результаты субтипирования N1c1-M178 показали, что часть юрматынцев, принадлежат к генетической линии N1c1-Y24361. Эта же линия встречается у татар из Татарстана, чеченцев и венгров. Общий их предок жил 1 750±200 лет назад и, с большой долей вероятности, жил он на территории Западного Башкортостана. Не исключено, что предки юрматынцев, линии N1c1-Y24361 жили здесь же в еще более отдаленные времена, после разделения с линией N1c1-L1034, которое произошло более 4 000 лет назад. Вероятно, они имеют отношение к носителям тех археологических культур, которых ряд исследователей связывает с предками западных финно-угров.К таким культурам относится ананьинская. В Западном Приуралье (бассейн рр. Белой и Средней Камы) племена ананьинской культуры сменяются носителями пьяноборской культуры (II в. до н. э.–II в. н. э.). Принято считать, что они являются прямыми потомками ананьинцев, хотя не исключено участие отдельных групп кочевников, перешедших к оседлости, в сложении пьяноборского союза племен и их культуры. Финно-угорская атрибутика пьяноборской и сложившейся на ее основе бахмутинской культур представляется для ряда археологов бесспорной. В Уфе в V-VIII вв. турбаслинцы жили совместно с представителями бахмутинской культуры не смешиваясь с ними. Балановская также пишет ,что финно угорский компонент клана Юрматы был ассоциирован в этот клан и как мы видим структура его полностью совпадает с финно угорским населением древней Уфы.
Основная гаплогруппа R1a1-Z93 клана Юрматы к которой как видно из истории клана, по мере его перемещения по просторам Евразии будут присоединятся местные гаплогруппы. Изначально гаплогруппу R1a1-Z93 выводят из культуры шнуровой керамики в Германии. Далее по данным палеогенетики население знаменитой синташтинской культуры принадлежало к генетической линии R1a1-Z2124, предковой для «юрматынской» линии R1a1- S10438. Один из синташтинцев принадлежал к линии R1a1-YP1456, родственной для юрматынцев линии, а другой – к линии R1a1-Y875 По мнению археологов, синташтинская культура стала основой для формирования срубной и андроновской культур. Как показали исследования древней ДНК, носители срубной культуры принадлежали к субкладу R1a1-Z2123, а носители андроновской – к субкладу R1a1-YP349. Представители ветви R1a1-Z2123 создают срубную культуру, которая включала территорию Башкортостана, Среднее Поволжье, Причерноморье и доходила до территории Центральной Украины. А представители другой ветви (R1a1-YP349) уходят в сторону Алтая, после чего разные группы этой линии создают андроновскую культуру на Алтае и Енисее, тагарскую культуру на Енисее и пазырыкскую на Алтае. Юрматынцы принадлежат к тому же субкладу, что и носители пазырыкской культуры (R1a1- YP348)3. Таким образом, юрматынцы являются если не прямыми потомками пазырыкцев, то, вероятно, потомками близкородственной пазырыкцам группы. С. И. Руденко считал пазырыкцев частью народа юэчжи1. Юэчжами древние китайские источники называли саков. К. А. Акишев включал территорию Горного Алтая периода скифского времени в зону обитания саков-тиграхауда. Можно предположить, что в раннем железном веке (2 500 лет назад) предки юрматынцев проживали в районе Горного Алтая (или на смежном с ним территориях) и входили в состав пазырыкцев. С III в. до н. э. носители пазырыкской культуры подвергаются давлению со стороны хуннов, пришедших из Центральной Азии. На рубеже III–II вв. до н. э. пазырыкцы были вынуждены уйти. Возможно, именно эти события привели к миграции предков юрматынцев на запад.
Западные сарматские племена — роксаланы и языги — занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 года до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племён. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. В этом же 124 году до нашей эры в Закавказье вторгаются булгары, сведения об этом оставил отец армянской истории Мовсес Хоренаци. Считается, что свою "Историю Армении" он создал в V веке, хотя есть и другие мнения о годах жизни главного армянского историка. В своем труде Хоренаци связал появление в Армении племен булгар с правлением парфянских царей Аршака и Валаршака (Вагаршака). Последний по Мовсесу Хоренаци правил Арменией во II веке до н.э.
Мовсес Хоренаци
В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну и поселились на долгое время ниже Кола, на плодородной земле, в обильных хлебом местах.
Булгары пришли в Армению из регионов Северного Кавказа и поселились в районе города Карс (ныне восток Турции). Область их расселения получила по Хоренаци название Вананд, это название существовало все средневековье. Столицей Вананда и стал город Карс. К сожалению, древняя история города плохо изучена, он практически не исследован. Поэтому сложно сказать, в каком веке Карс был основан, первые письменные упоминания города появляются только в VIII-IX веках. Правящая династия, основавшая Карс, носила древнее имя Ванандеци достававшееся еще от болгар.
Армянский исследователь 19 века К. П. Патканян допускал, что булгары пришли на Армянское нагорье во II веке до н.э. Т.е. в правление легендарного парфянского царя Валаршака (он же основал город Вагаршапат, ныне Эчмиадзин в Армении)
К. П. Патканян. История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб. 1862
За 120 лет до Р. X. колония Булгар под предводительством Вунда поселилась здесь и дала свое имя области, которая называлась прежде Верхним или Безлесным Басеном. Жители этой области происходили большей частью от поселенцев с Кавказа и вели жизнь разбойничью.См.М.Хор. кн. II, гл.6.
Топоним «Армения» восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области Armi-, расположенной на Армянском нагорье. Через 80 лет проживания на Армянском нагорье булгары вернутся обратно на Северный Кавказ, так что вполне возможно что этноним Юрми появился у возвращенцев оттуда.
То что Юрматы проживали на территории Северного Кавказа подтверждает наличие у чеченцев и ингушей проживающих в районе древней столицы аланов города Магаса специфического юрматынского снипа R1a1- S10438, и в свою очередь заимствованные от северо кавказских народов «переднеазиатские» гаплогруппы J2a-M172, E1b-M35, G2a-P15, также это подтверждают ювелирные изделия и предметы быта древних турбаслинцев которые имеют северокавказские аналогии. Также юрматынский снип найден у украинцев запорожцев . Стойбище булгарского царя Гостуна из рода Юрми находилось в районе города Одессы. Мы знаем потомков булгар среди венгров это секеи и у них основной снип юрматынский R1a1- S10438, есть он и у венгров у которых Константин Багрянородный император Византии отмечал кланы Кер (Юрми) и Куртгермат (Юрматы).