Найти в Дзене

Моточасы: что за параметр и как считать?

Оглавление

Чтобы узнать пробег автомобиля, судна, снегохода, квадроцикла, питбайка и других моторных устройств, нужно оценить реальный износ двигателя. Тот пробег, который считается в пройденных километрах, истинную картину состояния не отражает. Поэтому рациональное решение — проводить измерение в моточасах. О том, что это такое и как корректно считать, расскажут эксперты интернет-магазина мототехники «Спорт-Экстрим».

Моточас — что это и зачем нужен?

Чтобы определить ресурс мотора, в первую очередь обращаются к такому параметру, как моточасы. Именно от него зависят показатели и рекомендации, которые производитель указывает в руководстве по эксплуатации.

Моточасы — параметр, который измеряет количество часов, в течение которых мототехника была включена и работала. Он фиксирует активное время работы механизма, что позволяет оценить его ресурс и состояние. Могут быть представлены встроенными электронными счетчиками или ручными устройствами в зависимости от типа оборудования.

Почему моточасы важны:

  • Позволяют оценить ресурс и износ мототехники, что помогает прогнозировать возможные поломки и решать вопросы об обслуживании. Чем больше моточасов, тем больше механический износ может быть у компонентов, таких как двигатель, трансмиссия, подвеска и другие.
  • Служат основой для планирования ТО, что помогает предотвратить неожиданные поломки и дорогостоящие ремонты. Зная, сколько часов мототехника была в работе, можно точно определить, когда нужно провести замену масла, фильтров, ремней и других деталей.
  • Важны для определения стоимости б/у техники на вторичном рынке, так как могут указывать на общее состояние. Потенциальные покупатели часто обращают внимание на количество моточасов, чтобы оценить, насколько машина активно эксплуатировалась.
-2

Как считают моточасы?

Какой-либо универсальной формулы для расчета моточасов не существует в принципе. Для каждого двигателя параметр вычисляется индивидуально, но по общему правилу. Нормы работы для разных агрегатов будут отличаться по типу топлива (дизель или бензин), объему мотора и его мощности.

Если очень упрощенно, то для стационарных двигателей, которые дают пик мощности в достаточно ровном временном диапазоне, один моточас рассчитывается следующим образом:

  • 40 мин. работы на оборотах, которые чуть выше холостых;
  • 30 мин. работы на средних оборотах;
  • 20 мин. работы на высоких оборотах, почти на пике мощности.

Такой принцип расчета не подходит, когда речь идет о расчете ресурса до ТО для мотоцикла или квадроцикла, то есть транспортных средств, которые испытывают весьма переменные нагрузки и эксплуатируются в разном температурном режиме. Чтобы точнее рассчитать, когда пора отправлять квадрик или байк на сервисное обслуживание, можно обратиться к формуле Кублина:

Пробег в км (фактический) = (244.38 х TBN х Vм х Vд) / (L100 х Р), где:

TBN — щелочной показатель заливаемого в двигатель масла;
Vм — объем заменяемого масла;
Vд — объем двигателя в кубиках;
L100 — средний расход топлива на 100 км;
Р — мощность двигателя в «лошадках».

Еще один не самый точный, но простейший вариант узнать, сколько моточасов «накатал» мотоцикл — разделить показатель пробега на среднюю скорость. В случае с моторной лодкой или катером этот способ не подойдет — тут лучше считать моточасы по расходу топлива и перевести их условно в километры, используя руководство пользователя: данные о том, где производитель отмечает, сколько литров «кушает» техника на каждые 100 км. К полученному расходу добавьте 15–20%, чтобы результат оказался ближе к фактическому пробегу.

Чем измеряются моточасы?

Счетчик моточасов обычно представляет собой компактное устройство, которое установлено на видном месте мототехники и интегрировано в одном корпусе с тахометром. Этот прибор автоматически начинает отсчитывать моточасы с момента запуска двигателя и обнуляется вручную во время технического обслуживания. Существуют разные модели контроллеров, включая программные и не программные, а также те, которые предназначены для разных типов двигателей — двухтактных и четырехтактных.

Основные типы счетчиков

  1. Электронно-механический. Используется преимущественно на тяжелой технике, такой как тракторы, редко встречается на мототехнике.
  2. Электронный (индукционный). Располагается на руле или в районе топливного бака, сам датчик крепится к высоковольтному проводу и считывает импульсы от искры двигателя. Подходит для бензиновых двигателей и двигателей с ГБО.
  3. Вибрационный. Располагается на двигателе или его облицовке, которая передает наибольшие вибрации при его работе. Чаще используется в дизельных моторах.

Современные модели снегоходов, квадроциклов и мотоциклов оснащены бортовыми компьютерами, которые с учетом показателей датчиков АБС, температуры ОЖ, оборотов коленвала подсчитывает моточасы автоматически и уведомляет о приближающемся моменте ТО. Если мототехника не оборудована заводским прибором, его можно установить самостоятельно как доп.устройство. Работает приспособление автоматически, запускаясь вместе с мотором.

Выбор счетчика моточасов зависит от типа двигателя. Важно также обратить внимание на влагозащиту, особенно если датчик устанавливается на мототехнику, которая будет эксплуатироваться в условиях повышенной влажности. Большинство счетчиков моточасов работают от встроенной батарейки и предоставляют информацию на табло с несколькими цифрами. У некоторых более сложных моделей есть настройки для разных типов двигателей, в то время как более простые модели предоставляют базовую информацию о времени работы двигателя.

Внимание к моточасам — долголетие мототехники

Знание и правильное использование данных о моточасах являются важным аспектом ухода за техникой. Это позволяет, повысить надежность механизмов, продлить срок службы и как следствие — сэкономить средства. Чтобы не пропустить время, когда вашему транспортному средству требуется очередное ТО, важно иметь представление о моточасах и о том, как их можно рассчитать.

-----------------------

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать больше интересного и полезного о водной и моторной технике и не пропустить ничего нового и интересного!