Вчера Белый дом заявил о том, что готов начать процедуру обмена заключенными с Ираном — это стало одним из пунктов нового «мини-соглашения» между Вашингтоном и Тегераном, которое пришло на смену развалившейся ядерной сделки.
Помимо этого, американцы разморозили иранские активы на сумму 6 миллиардов долларов — эти деньги много лет находились в Южной Корее, но на днях были переведены на специальный счет в Катаре.
Тут есть один нюанс — эти средства могут быть «использованы Исламской Республикой Иран в своих интересах», однако контроль над ними все равно останется за американцами. Так что при всем желании Тегеран не сможет потратить их на российские или китайские системы вооружения, а в случае какой-либо эскалации Вашингтон «оставляет за собой право дальнейшей заморозки».
В любом случае, подобная сделка говорит о желании слегка разрядить обстановку — Соединенные Штаты хотят перехватить ближневосточную повестку у Китая, а так же насытить рынок иранской нефтью. Есть у этого соглашения и еще один тайный смысл — таким образом американцы наказывают несговорчивых саудитов, потому что ослабление антииранских санкций усилит позиции Ирана на всем Ближнем Востоке.
К тому же давнее требование Вашингтона о прекращении иранской ядерной программы больше не актуально — Ирану сейчас не обязательно создавать подобное оружие, ведь его новая гиперзвуковая ракета Fattah и без того справится со сдерживанием неугодных.
Только вот любые договоренности с Вашингтоном часто не стоят бумаги, на которой они написаны — вот и сейчас это решение Байдена раскритиковали и республиканцы, и левое крыло демократов.
Его уличили в «потворстве террористам» и в «позорном договорняке» с убийцами - антииранские ястребы обвиняют Тегеран в предоставлении убежища лидеру Аль-Каиды*, который якобы готовит там новые преступления против Соединенных Штатов.
При этом одними лишь словами все не ограничивается — группа конгрессменов сейчас работает над «Актом Махсы», который назван в честь погибшей в прошлом году иранской девушки. Если этот законопроект примут, то Иран ждут новые серьезные санкции — после этого ни о каком потеплении отношений не может быть и речи.
Политический раскол заранее обрекает внешнюю политику Вашингтона на провал — сегодня он пытается подружиться с Ираном, а уже завтра может начать его торговую блокаду.
И ведь все в мире это прекрасно понимают, так что в «хромую утку» превращается не только Байден, но и вся политика Соединенных Штатов.
*признана террористической организацией.