Даже о таиландских подводниках уже писал, а вот румынские до сих пор оставались в тени. Срочно надо это упущение исправлять.
Начнём с подводной лодки "Дельфинул". Она была заказана в Италии в 1926 году со сроком сдачи 7 декабря 1928 г. Однако всё пошло не так, как планировалось. В отличие от плавбазы для румынских подлодок "Констанца" - спущенной на воду в 1929 году, строительство подводной лодки продвигалось медленно. Судостроительная компания отложила спуск корабля на воду до 1 декабря 1931 года, последней даты, принятой ВМС Румынии, но даже после очередного продления срока поставки на 6 месяцев строитель не смог сдать подлодку.
Разразился скандал. Румыны подали иск в итальянский суд, но кто такие эти румыны? Недостроенная лодка была включена в состав ВМФ Италии и ждала своей участи. В ситуации, когда ВМС Румынии теряли возможность иметь подводную лодку и даже вернуть выданный в значительной сумме аванс, они выразили желание пойти по пути мирового соглашения о возобновлении действия контракта.
В августе 1935 года румынская приемная комиссия отправилась в Фиуме, где были проведены все надводные испытания, погружение, запуски, корабельная артиллерийская стрельба и т. д. И тут, упс! - из-за разницы плотности черноморской воды, составляющей 1,010 и плотности, предусмотренной в первоначальном контракте 1,026, подводная лодка утяжелилась на 23 тонны, ситуация, потребовавшая удаления части оборудования и переделки корпуса.
Писатель Вирджил Георгиу пишет: « В отличие от других подводных лодок, "Дельфинул" горбатый. Это не фигура речи: это единственная горбатая подводная лодка в мире. Когда "Дельфинул" вывели с верфи, корма - то есть задняя часть - была легче. Чтобы исправить дифферент, на нашу подводную лодку поставили металлический горб, который она с тех пор несет на спине. Горб "Дельфинула" - это, на самом деле, хорошая вещь. Правда, она не очень красива, но, как и все горбы, несет удачу».
Вот фото лодки, вроде бы кормовая швартовная команда действительно стоит на небольшом возвышении:
В конце концов 9 мая 1936 года в Фиуме состоялась церемония поднятия румынского флага:
Действительно, есть на корме небольшое возвышение.
27 июня 1936 года около 13 часов лодка вошла в порт Констанца. По случаю Дня ВМФ, 15 августа 1936 года, Кароль II, государь Румынии, крестил её, дав ей имя «Дельфин» во время пышной церемонии.
Немного о службе на борту румынской подлодки. Выдержки из воспоминаний вице-адмирала Петре Замфира
во время войны бывшего рулевым на горизонтальных рулях "Дельфина":
"Подводная лодка «Дельфин» имела экипаж из пяти офицеров, тридцати старшин и десяти матросов. Матросов использовали только на низкоквалифицированных работах, например на кухне. ... Прежде всего, на подводных лодках была необыкновенная дисциплина. Разрешалось трогать только то, что нам было приказано. Любая ошибка стоит денег. По подводным лодкам не ходишь, как по надводному кораблю, от одного конца до другого. Пример: у меня была 45-дневная командировка на подводной лодке «Речинул». Я не видел своих коллег, работающих в других отсеках 45 дней!…
Если человеку необходимо было перейти с носа на корму, запрашивали центральный пост: «Централь! Один человек собирается перейти с кормы в нос». «Сколько он весит?» Вместо него в корму перемещается такая же масса воды. Еда была только холодная, только консервы. Вода предназначалась только для питья и была нормирована. Мы не брились. Пища подбиралась так, чтобы не вызывать жажды. Еду передавали на тарелках из рук в руки от центра к краям.
Туалет был слишком сложным, поэтому использовались ёмкости в дизельном отсеке. Сложнее всего было перенести влажность. Хотя прочный корпус был облицован пробкой, отпотевание шло постоянно. У меня была черная кожаная одежда, белая от плесени. Подлодка не имела отопления. Было холодно. У нас были пальто, плотная одежда, шапки. У меня было несколько случаев расстройства желудка. Для этого у нас на борту имелись ром и коньяк. И больной получал стакан [напитка]. Конечно, у меня были и лекарства.
Возвращаясь, мы располагались на плавбазе «Констанца»,
которая представляла собой настоящий плавучий отель, где условия были необыкновенными: у нас была круглосуточная кухня... мы не ездили в город по рестораном. Я нажал кнопку, пришли вестовые, я дал расписку и попросил стейк, вино, пиво, пирожные... Этот режим был только для подводников. Нам очень хорошо платили. При нахождении в море я получал больше, чем полковник сухопутных войск".
Далее я принципиально использую румынские источники, наш-то взгляд на события известен. Итак, 22 июня 1941 года «Дельфин» имел задачу наблюдать за районом перед портом Констанца, днем до 60 миль от берега, а ночью до 30 миль. Командовал кораблем Константин Костэческу. 27 июня лодка вернулась на базу.
Второй поход подводной лодки «Дельфин», осуществленный за время войны, охватывал период 10 — 20 июля 1941 года. Он имел наступательный характер, направленный наносить удары по коммуникациям противника в восточном бассейне моря, между Айтодором (Крым) и Новороссийском. Командовал лодкой Корнелиу Лунгу. Инструкции предусматривали избегать любого нападения, любых действий, которые могли бы поставить под угрозу безопасность корабля. Возникает вопрос - а каких же можно было добиться результатов при таких условиях? Так что поход прошёл впустую, разве что 19-го числа примерно в 95 милях к востоку от мыса Сабла заметили небольшую подводную лодку противника («Малютка»), предпринимается попытка атаковать её, маневр, который, похоже, делает и противник. Но море слишком плохое, чтобы можно было использовать пушку или попытаться запустить торпеду.
Затем два неопознанных гидросамолета вынуждают обе подводные лодки нырнуть. Момент возвращения "Дельфина". Так подписано, хотя похоже, что дело происходит осенью:
В центре Лунгу. Он записывает в бортовой журнал следующее: «Экипаж показал прекраснейшую боевую подготовку и стремление каждого выполнить свой долг».
В третий патруль (12–20 августа 1941 г.) "Дельфин" отправился под командованием Костэческу. Его задача - атаковать конвои, уходящие или прибывающие в Одессу. Из-за плотного контроля патрульных катеров и гидросамолётов плюс плохая погода, возможностей для атаки не представилось. По возвращению произошёл следующий эпизод, кстати, в румынском источнике о нём не сказано ни слова, а в наших сообщается, что чуть ли не в 4 милях от Констанцы, когда "Дельфин" всплыл и заканчивал продувку балласта выхлопными газами дизелей, М-33 капитан-лейтенанта Д.И.Сурова выпустила по нему торпеду, но не попала.
При этом то ли из-за непрфессионализма, то ли недостатков конструкции, нашу лодку выбросило на поверхность. Румыны начали обстреливать её из своего 13-мм пулемета, но наши сумели погрузиться. Вот этот пулемёт:
Четвёртый поход был тоже безрезультатен. Возвращение из него:
Тоже сапоги они уважали.
И вот наступил "звёздный час "Дельфина", его пятый патруль, проходивший со 2 по 7 ноября 1941 г., и это патруль, когда произошла единственная атака "Дельфинула". Командовал подлодкой капитан Константин "Биби" Костэческу. В архивных документах развитие событий зафиксировано следующим образом: «...5 ноября (1941 г. н.э.), в 8 часов утра, по корме справа замечен корабль водоизмещением около 12 000 тонн, направлявшийся к мысу Айтодор, вероятно, из Батуми. Подводная лодка возвращается к кораблю и готовится к атаке. На расстоянии около 800 метров корабль подвергается торпедной атаке. Взрыв. Через 50 секунд после этого в том же направлении раздается второй, гораздо более сильный взрыв, вероятно, из-за взрыва боеприпасов на борту".
А дальше целое ведро удивительных историй. Предполагаемым затонувшим советским кораблем был транспорт "Уралец" (также известный как "Ураллес") массой 1975 тонн. Где-то в шесть раз меньший, но это мелочи. Самое интересное, что "Ураллес" был потоплен немецкой авиацией под Евпаторией ещё 29 октября 1941 г. И лежит до сих пор в точке с координатами 45°10'N 33°24'E. Лежит на глубине 12 метров. Позже был подорван немцами, чтобы устранить помеху судоходству. Окончательно разграблен нашими "металлистами" значительно позже.
Википедия, известная своей точностью, предлагает второй вариант - это был минный заградитель "Островский", бывшая "Чайка"
Но "Островский" был потоплен в Туапсе 23 марта 1942 года. Да нет, пишут другие исследователи, на самом деле это был танкер "Кремль"
На его борту "находилось около трёх тысяч оставшихся «безлошадными» военных лётчиков и наземного обслуживающего авиационного персонала, собранных в одну сводную воинскую часть и направляемых на Кавказ за новыми самолётами, и более тысячи человек - эвакуируемых севастопольских рабочих с семьями. При этом командование флотом рискнуло отправить «Кремль» в дальний переход без охранения, в одиночку - «чтобы не привлечь внимания противника»".
Торпеда попала, но благодаря умелым действиям команды судно осталось на плаву и дошло до Туапсе. Вот оно больше подходит, поскольку его водоизмещение порядка 16 000 тонн.
Однако третьи историки докладывают, что на самом деле "Кремль" подорвался на мине у Севастополя ещё 3 ноября, но опять же переход завершил успешно.
Однако всё это не отменяет того, что за эту победу Константин Костэческу получил 3-ю степень высшего военного ордена Румынского Королевства „Mihai Viteazul”, звание капитан-лейтенанта и поздравления от командующего немецким флотом на Черном море. Вот он на своей лодке, в белом кителе:
Судьба Лунгу не так известна, а вот Костэческу стал настоящим героем.
За ратные подвиги Константин Костэческу (Биби) награжден восемью орденами и медалями:
– Орден «Михай Витязул» 3-й степени;
– Звезда Румынии 5 степени;
— Корона Румынии 5-го класса;
— Железный крест 1-го и 2-го класса;
– Орден Заслуг германского орла ;
— Морская добродетель 3-го и 2-го класса за боевые действия;
– За боевые заслуги II и I степени;
– Медаль «Освобождение от фашистского ига»
Меня особенно умиляет его последняя награда. Лодка к этому времени уже больше года стояла в капитальном ремонте.
Как и кого он от фашистского ига освобождал, подробностей нет.
Далее, румыны пишут, что за потопление советского судна (так вроде не было такого?) заставило Советы преследовать его и наказать, так что 10 сентября 1951 года офицер был уволен в запас в звании матроса и осужден за военные преступления.
Однако в своё оправдание он написал меморандум, в котором напомнил, что не стал торпедировать пассажирское судно в районе Босфора. (Советское?) После проверок, проведенных советскими властями, в ноябре был реабилитирован, восстановлен в звании капитана-командора, и назначен заведующим специальным отделом Института рыбоводства в Констанце, а в 1953 (октябрь)/1954 (февраль) учебном году занимал аналогичную должность. в Галацком техническом институте.
В 1955 году он стал заведующим кафедрой артиллерийских материалов и боеприпасов Высшего военно-морского училища, после чего в 1956 году назначен заведующим факультетом мореходства в этом вузе. Многие из будущих моряков, некоторые из которых живы и сегодня, помнят его как преподавателя математики еще с тех пор, как он преподавал на этом факультете.
В апреле 1970 года вышел на пенсию по возрасту. Погиб похоже на смерть знаменитого немецкого подводного аса Кречмера, ударившегося в преклонном возрасте головой при падении во время морской прогулки.
8 августа 1983 г. Костэческу был сбит в результате движения автомобиля задним ходом. Повалившись на землю, ударился головой о бордюр. Скорая помощь доставила его в больницу, где он был госпитализирован, но через неделю скончался.
Его лодка была конфискована СССР и год прослужила в советском флоте. Однако позже была возвращена Румынии. Пошла на слом в 1957 году.
В военно-морском музее сохраняется её орудие:
И один из дизелей:
Да он не хуже выглядит, если не лучше - тех, на которых мне довелось работать на гражданском флоте :)
******
А здесь о немецких подводниках на Чёрном море:
............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: