Сценарист Акиба Абрамович Гольбурт немножечко переделал роман Александра Романовича Беляева , поставив кое-что с ног на голову и назвав результат , как водится - "по мотивам". Но сейчас не стоит копать ...нет - нырять глубоко . Рассмотрим содержание поверхностно . Не будем тут устраивать девятый вал , а пройдёмся изящной рябью по тёплому , ласковому морю , не выходя в океан.
Причём тут море ? А как не вспомнить с грустью сейчас, ранней осенью , закончившийся прибрежный отпуск , или посожалеть , что отпуск не состоялся, или ещё хуже - праздно и тоскливо продолжать сидеть на берегу в субтропиках, а то и тропиках, и делать вид, что весело , рассылая заезженные в своей одинаковости фотки с широчайшими улыбками от пальмы до каменного дельфина.
Но это кино 1961 года ! Снятое 60 лет назад !! Режиссёрам Казанскому и Чеботарёву удалось чудо , которым наслаждалась вся страна .
Этот фильм - один из самых кассовых за всю историю российского кинематографа, лента, которую можно смотреть вновь и вновь. Масштабные, уникальные для своего времени подводные съемки, уверенная, волнующая музыка и песни композитора Андрея Петрова, прекрасная работа художников, первоклассный актерский ансамбль - вот еще далеко не все достоинства этой картины. А молодые актеры Владимир Коренев (Ихтиандр) и Анастасия Вертинская (Гуттиэре) стали кумирами нескольких поколений российских зрителей - по сути, первыми"секс-символами" шестидесятых годов...
Интересна судьба героинь Анастасии Вертинской на первом этапе её карьеры. Если в дебюте ("Алые паруса"), в виде Ассоли Настя бегала себе по берегу , в крайнем случае купалась не заплывая за буйки, то в "Человеке-амфибии" она камнем свалилась в море , и если бы не жабры доктора Сальватора, вовремя установленные Ихтиандру, то до "Гамлета" серийная героиня Вертинской и не дотянула бы ... но именно там Офелия и затонула окончательно. "Вода, вода - кругом вода" , как напевал Эдуард Хиль, но совсем по другому поводу. Интересно, что многие считают вершиной творчества Анастасии Вертинской фильм "Безымянная звезда".
По сюжету фильма кровавый эксплуататор Зурита - в исполнении блестящего Михаила Козакова - мучает ныряющий за жемчугом пролетариат, шантажирует невесту и её отца , ненавидит прогрессивного журналиста Ольсена и регулярно получает сверхприбыль ... но ему всё мало - для удовлетворения своего личного жемчужного дьявола, Зурите нужно посадить на цепь морского дьявола ...ну , не воплощение ли зла и кошмара для трудового народа ? В итоге, по сценарию , свободный душой Ихтиандр вынужден покинуть страну с её невыносимым засильем капитала , уйдя морем ...но под водой, в отличие от профессионального пловца Петра Патрушева, который сумел в июне 1962 года сбежать из СССР по поверхности моря в Турцию вплавь , причём без встроенных жабр и подручных плав.средств. Сюжет с Ихтиандром , таким образом ,получился провидческим. Кстати, пролетарский журналист Ольсен конечно не алчный жемчужный воротила типа Зуриты. Однако не погнушался взять у наивной девушки жемчужное же ожерелье , якобы на народную газету ...которую представители народа не спешили покупать . Да и жениться на прекрасной Гуттиэре он явно и не помышлял ...может тоже куда-то собирался ?
При этом герой писателя Беляева (условно и намёками )тоже уплыл, но из Советской России , вероятно под впечатлением "Философского парохода" ... правда Лев Давидович Троцкий отправлял философов и всех прочих, мешавших строительству нового общества, абсолютно без их желания , а Ихтиандр свалил сам. Вопрос откуда и куда ? Не из Союза же т.е. по фильму - всё наоборот . Вот тут-то и вспомним "сценарий с ног на голову" , по сравнению с романом. Эх, хотелось бы авторам наверное (а может и нет) иметь двойное гражданство...немыслимое в те прекрасные, далёкие времена. О которых, что скрывать, советские люди рассказывают с нежной грустью , вспоминая только хорошее и доброе, включая юность ... не говоря уже о молодости. Хотя имей авторы двойное гражданство, возможности перемещаться туда-сюда, может и фильм не состоялся бы. А его делали талантливые кино-профессионалы, опережая время в технологиях съёмки.
При всей жёсткой и навязчивой идеологии сценария , режиссёрам, операторам , художникам удалось создать такую замечательную , красивую картинку-сказку , что мало кто и замечал привычную, обязательную агитку. И даже критическая песенка про вино, казино и прочие пороки известного общества , включая коварную измену "эй, моряку" с морским дьяволом, вопреки желаниям пропагандистов, стала достаточно надолго одной из самых популярных. Главное - получился, солнечный, тёплый, романтический фильм о настоящей любви , в которой нет ни капли расчёта и выгоды, нет упрёков и претензий у влюблённых друг к другу . Кино смотрится и сейчас ... но конец должен был быть счастливым . Сценарий ставит крест на наивной бескорыстной любви , и это ничем не оправданно.