Рассказывая про фильм "Загадка Эндхауза", я уже говорила про явную установку для советских киноделов: в мире власти капитала люди не могли быть абсолютно счастливыми. Даже если по книге они находили счастье, в фильме надо было его хоть чем-то испортить. Если не верите - почитайте упомянутую "Загадку", а также "Фаворит" Дика Френсиса, а потом посмотрите советские экранизации и сравните.
Но в полной мере тезис "При капитализме счастья нет" нашел воплощение в фильме "Золотая цепь" по одноименному роману Александра Грина.
Основа та же ,что и в романе. К мальчику-юнге Санди Пруэлю однажды ночью приходят двое неизвестных и просят перевезти их на остров. Так Санди попадает в странный загадочный дом ,где нет ничего постоянного, знакомится с хозяином дома, его гостями и участвует в приключении со спасением девушки. Понимает он при этом процентов 10 из происходящего, что привносит дополнительную изюминку в повествование (зрителю надо самому выстраивать картину из недомолвок окружающих Санди людей).
Но, конечно, на той же канве режиссер и сценарист соткали абсолютно свое полотно (никогда такого не было, и вот опять). Где-то кардинально поменяли события ,где-то иначе расставили акценты - и готово новое произведение.
Вот, например, окружение Ганувера. В романе Дюрок и Эстамп были настоящими друзьями ,этакими героями-бродягами (последнее -в глазах Санди). Их задачей было разоблачить мошенников, окружающих Ганувера, и вернуть ему его истинную любовь.
В фильме "друзья" Ганувера выглядят как типичные злые банкиры с карикатур. При том, что Борис Химичев с его фактурой вполне смог бы играть и благородного авантюриста. Но такое прочтение образа явно не было авторской задачей. Поэтому перед нами явные люди капитала. И понятно, что доверять им может только наивный мальчик Санди. Или Ганувер - он ведь, несмотря на усталость от жизни, так и остался мечтателем.
Естественно, цель у этих "друзей", вроде как, та же, но исключительно эгоистичная. Разоблачить мошенников - да, но не чтобы помочь, а чтобы состояние Ганувера не уплыло в чужие руки.
Молли - любимая девушка Ганувера - в книге жива-живехонька во всех смыслах, задает жару окружающим и становится первой любовью Санди. В фильме же все печально.
Сам Ганувер больше всех похож на книжный прототип. Это добрый человек, когда-то с горячим сердцем, но ныне утомленный и больной. Несмотря на свое богатство, он абсолютно беззащитен, поэтому вокруг него толкутся аферисты и просто жестокие меркантильные люди. Исключение - мальчик с таким же чистым сердцем, как когда-то у него. Я думаю, можно сказать, что Ганувер становится для Санди своеобразной отцовской фигурой (в книге эту роль выполнял Дюрок).
Женские образы и в книге, и в фильме представляют тот самый гриновский дуализм, о котором я уже писала. Холодная самовлюбленная королева и эмоциональная девушка-дитя. В данном случае "королева" еще и алчная мошенница.
Финал же, сумбурный в книге, в фильме печален абсолютно для всех.
Ганновера золотая пиратская цепь так и не сделала счастливым. Только отняла самое дорогое. Впрочем, душой он давно остался в том времени, когда бедный и обгоревший на солнце, стремился к мечте, а рядом была возлюбленная. Настоящий клад ,потерянный в гонке за пиратским.
А мальчику Санди, ни за что ни про что попавшему в замес интриг "больших дядь", пришлось повзрослеть, как и в романе, но очень уж быстро и болезненно.
Фильм получился красивым и очень грустным. Задаваясь вопросом: а что если бы мечтатель нашел пиратский клад? - авторы дают однозначный ответ: ничего хорошего. можно сказать ,что их устами говорит механический человек Ксаверий - самое зловещее чудо волшебного замка и практически его дух.
P.S. Если даже не посмотрите, рекомендую мелодию из фильма. "Сентиментальное воспоминание" Иварса Вигнерса - великолепно и, в общем, прекрасно передает настрой фильма.