Найти в Дзене

Русско-японская: успехи российского флота

Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке, в России в начале 20 века, это очень неприятный исторический период и болезненный для нашего самолюбия. В большинстве своем о нем не любят вспоминать, и он всегда как бы заметен под ковер. Ну проиграли и проиграли, чего его трогать-то… зато в 45 мы то всех… У обывателя складывается ощущение, что там, на Тихом океане в 1904-1905 годах мы просто бесхитростно слили и успех в армейских и флотских операциях нам не сопутствовал. Удивительное – рядом. Нашему флоту сопутствовала удача. Удачных операций было не сильно много, но они были и некоторые по-своему оказали ощутимое влияние на ход войны.

Затопленные русские корабли в Порт-Артуре. Справа броненосец типа "Пересвет", слева крейсер типа "Паллада"
Затопленные русские корабли в Порт-Артуре. Справа броненосец типа "Пересвет", слева крейсер типа "Паллада"

Но прежде чем начать, я бы попросил уважаемых читателей оставлять лайки и комментарии под статьей, в случае, если она вам понравится. Социальные сети держат авторские каналы в ежовых рукавицах в части статистики показов, поэтому я ежедневно надеюсь только на вас, мои читатели.

Увы мы не анализируем историю, полагаясь на эмоциональные нарративы, которые навязывают нам не всегда с чистыми помыслами. А меж тем, ради понимания, русско-японская, это был крупнейший военно-морской конфликт начала 20 века, и даже будучи там стороной, проигравшей было бы неплохо его анализировать. Ну как минимум, чтобы вычеркнуть из нашего генокода это мрачное и истеричное «погибаю, но не сдаюсь», а как максимум не совершать тех ошибок и просчетов, которые мы уже оплатили. А рецидивы-то нет-нет, да и проскальзывают до сих пор. Я давно говорю, что нам надо примириться со своей историей, но, впрочем, это совсем другая история.

Итак, успешные операции российского флота в конфликте на Дальнем Востоке в 1904-1905 гг.

1. Как мы знаем, конфликт начался с ночного нападения японцев на 1ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Торпедами (минами Уайтхеда) был поврежден крейсер «Паллада» и броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан». Можно конечно поставить в один из условных успехов и то, что русская эскадра быстро сориентировалась и открыла заградительный огонь, что не привело к фатальному разгрому в первый же день, но это будет сильное подыгрывание нашим. Эскадра сохранила боевое ядро, хотя два сильнейших броненосца вышли из строя. Это конечно в целом предопределило полную утрату инициативы русским флотом, и последующее поражение, но… есть нюанс. Довольно слабая в техническом смысле ремонтная база Порт-Артура, смогла восстановить все поврежденные корабли, вернув их в строй в рамках одной кампании. Я считаю это значимым достижением, которое позволило русскому флоту сохранять статус «fleet in being» на протяжении практически всего срока осады Порт-Артура. Флот Японии был сильнее, но не подавляюще. Того не имел возможности сбрасывать фактор наличия в Порт-Артуре боеспособной эскадры.

Атака на крейсер "Полтава"
Атака на крейсер "Полтава"

2. Особенно, после того, как с русским флотом случился второй успех. Дело в том, что русские наблюдатели вскрыли маршруты движения блокирующей Порт-Артур японской эскадры и на их пути выставили мины заграждения. Минный заградитель «Амур», удачно выставил минную банку, подловив распиаренного адмирала Того на его самодовольстве. Два капитальных корабля, броненосцы: «Яшима» и «Хацусе» вышли из чата с большими потерями в личном составе, а «Амур» стал самым результативным кораблем этой войны и русского и японского флотов. Из этой победы кстати, русский флот вынес далекоидущие выводы – развитию русского минного оружия уделялось много внимания и в последующие годы.

Минный транспорт "Амур", настоящий герой
Минный транспорт "Амур", настоящий герой

3. Еще одной стратегической победой русского флота стало потопление Владивостокским отрядом крейсеров, парохода «Идзумо-мару», который перевозил под осажденный Порт-Артур тяжелую артиллерию. 11-дюймовые осадные орудия, сами по себе являлись дорогой вещью, а в контексте войны, можно сказать что данная потеря оттянула падение крепости еще на какое-то время.

На переднем плане "Громобой", на заднем "Рюрик", крейсера Владивостокского отряда
На переднем плане "Громобой", на заднем "Рюрик", крейсера Владивостокского отряда

4. Дальше, наверное, все успехи пойдут со слезами на глазах. Так как это уже действия, направленные не на победу, а на минимизацию потерь. И в этом ряду безусловно один из успехов, это прорыв из Порт-Артура «Цесаревича». После боя в Желтом море, русская эскадра упустила свой последний реальный шанс на прорыв, а если подумать, то может быть и шанс на морскую победу. В какие-то моменты там чаша весов удачи очень сильно колебалась. «Цесаревич» единственный из броненосцев, кто смог вырваться из ловушки. Остальные были вынуждены вернуться. Да, он был разоружён в Циндао до конца войны. Но сам корабль был сохранен. На тот момент шансы на стратегическую победу таяли, и сохранение сильного корабля для последующей службы выглядело вполне оправданно.

Цесаревич в Циндао. Мир - брат.
Цесаревич в Циндао. Мир - брат.

5. А дальше, поэтому же сценарию уже перед самым падением крепости из нее вырвались миноносцы «Властный», «Бойкий», «Сердитый», «Скорый», «Статный», «Смелый» которые были разоружены до конца войны в Чифу и Циндао.

6. Крепость пала, но на помощь к ней все еще стремилась 2-я Тихоокеанская эскадра. И этот переход, в отличие от самого Цусимского сражения выглядит как несомненный логистический и организационный успех. Подобного раньше никто не делал. Без собственных баз, в условиях войны, с большим количеством кораблей разного класса и характеристик. Надо отдать должное Рожественскому, как администратор он был талантлив, реализовав сложнейшее логистическое мероприятие. Увы, этого не хватило для победы. И более того опыт такого перехода всегда как бы находится в тени поражения во время Цусимы. На мой взгляд абсолютно напрасно. Флот это прежде всего проецирования силы государства на огромные расстояния и изучение подобного опыта возможно не привело бы нас к доктринальным метаниям в 20 веке.

7. Ну и последним успехом, можно представить наличие здравого смысла у начальника крейсерского отряда 2-й Тихоокеанской эскадры, адмирала Энквиста. Когда стало понятно, что прорыв невозможен, он развернул вверенные ему страной корабли и ушел на юг, не пытаясь с упрямством достойным лучшего применения выполнить роковой приказ «курс норд-ост 23», который как леммингов привел русские корабли к бесславному концу. Благодаря ему флот не потерял крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг».

Догадываюсь, что, наверное, не все разделят мою точку зрения на успешность тех или иных действий. Но, в целом я всегда с радостью послушаю чужое мнение. Это интересно.

В целом же, этот конфликт он как раз и интересен, и уникален тем, что вроде бы все понятно, но есть множество нюансов, которые заставляют переосмысливать многие вещи. И герой не всегда герой, а те, кто выглядел как трус вовсе и не трус.

Данная статья навеяна другим моим материалом про броненосцы типа «Бородино». В процессе написания статьи возникло много мыслей, которые я озвучил здесь. Если будет интересно, я могу и дальше развивать тему русско-японской.