Ваще уже. Охамели.
Как же меня напрягала эта монотонная работа! Вжих-вжих, красной ручкой по линейке. Вжих-вжих, абсолютно все тетради. Теперь вот подумалось - а чего бы, правда, не заложить было в плановую экономику разлиновку полей? Если всё равно их чертили все и во всех тетрадях. Экономили? Так всё равно потом красная паста расходовалась. Лучше бы на промокашках экономили, которые упорно клали и клали нам в конце 80-х, несмотря на то, что чернильные пятна мы уже видели только в мультфильмах про Баранкина, который никак не хотел быть человеком.
А детям моим - вот, разлиновали. Не пожадничали. Хотя и живём мы сейчас при развитом (или каком там) капитализме. Освободили детей от части детского труда.
А тут у сына в техникуме черчение началось. На втором курсе. И сказали купить по папке бумаги - формата А4 и А3.
Пришёл сын, показывает на телефоне образец. А он - с рамочками! Готовыми! Ну ничего себе!
-Купишь, мам? Или мне самому купить?
-Ладно, куплю, всё равно туда ехать.
Пришла я это, значит, в магазин, подошла к полкам с бумагой, вживую пошшупать. Да, точно, с рамочками. Половина папок. А половина немодные ещё - просто листы. Да только проблема в том, что я-то, некоторым образом, инженер. И прекрасно помню, как качество чертежа зависит от качества бумаги. На шершавой карандаш "спотыкается", а тонкая - чуть резинкой потрёшь, она или протирается, или мнётся. И, естественно, те, которые с рамочками - именно этих двух видов.
Постояла я, как буриданов осёл, поразмышляла, да и взяла без рамочек. Которая А4. А которая А3 - та вся позорная была, вообще на ватман не похожая, а больше на кальку. Зато с рамочками, ага.
-Мам, ну почему такая? Вечно ты со своей самодеятельностью.
Попыталась передать юному падавану сакральные знания, полученные опытным путём в святая святых инженерии. Падаван немножко внял, но был всё равно недоволен.
Подумал.
-Мам, а можно я эти рамки на принтере распечатаю и наклею?
-Ага, провозишься ещё дольше и клеем всё устряпаешь. Знаю я, как ты клеишь.
-А как тогда?
-Да просто карандашом, Макс. Что тут сложного? Мы их пять лет чертили, ещё и намного больше по размеру.
Тоже терпеть не могла этот нудный процесс.
-О! Это долго!
-Слушай, у тебя во всех тетрадях за первый курс "косы" изображены почти на каждой странице. Ничего, не долго было?
Ну, нет, конечно. "Косы" - это ж творчество. У нас тоже в технаре увлекались. Когда ненавистные обязательные поля разрешили не чертить - "свободные" расцвели пышным цветом.
Прошло некоторое время, спрашиваю - что, как там черчение? Я ж объясняла разницу в толщине линий, и какие стрелочки должны быть, и какой наклон у букв... Показывает. Просто общую тетрадь в клетку.
-Вот, сказали пока так потренироваться. По клеточкам легче.
-Эээ... миллиметровка же есть. Специально придуманная для этих целей.
-Не знаю. Сказали - вот так.
-И что же ты получил за этот чертёж? - бледненький, страшненький, с кучей недочётов.
-Пятёрку.
-Да? У нас бы троечку поставили, и то с натяжкой.
Да уж. Облегчили так облегчили. До предела.
И тут уже не зависть во мне поселилась, а какая-то даже жалость. Учат абы чему и абы как. Лишь бы было.
Вот и доклады с проектами сейчас так пишут. Нас, родителей, поначалу пугали эти громкие названия - доклад, проект. А они их просто из интернета скачивают и распечатывают. Вуаля. "Проэкт".
А вы как считаете - облегчение отдельных моментов в образовании идёт на пользу или во вред?
***