Уж не знаю, соскучились вы по московским промзонам или нет, но по-моему, самое время продолжить нашу с вами виртуальную экскурсию по остаткам более развитой цивилизации под названием СССР... Пафосная бредятина, правда же? Ну вот, к примеру, есть в Москве Южный грузовой порт, который в былые годы принимал грузовые поезда и грузовые теплоходы, перегружая грузы с одних на другие и обеспечивая столицу разными полезными вещами - от щебёнки до товаров в контейнерах.
Но потом появился Сергей "СкороТутВсёПохорошеет" Собянин, окинул своим взглядом огромную территорию, на которой не оказалось ни одной станции метро, ни одной офисной высотки и ни одного квадратного сантиметра его фирменной плитки... И не смог пройти мимо, издав в 2021 году постановление о переустройстве промзоны. И вот, порт уже не переваливает грузы из судов в поезда, а значит, и примыкающая к порту железнодорожная станция обречена превратиться из развитого транспортного объекта в бесполезные объедки...
В прошлый раз я показал вам остатки живых подъездных путей, которые поддерживают движение на станции Южный Порт - это погрузка макулатуры, металлобаза и депо метрополитена.
В конце текущей статьи я выскажу своё мнение о возможном уничтожении порта и его железнодорожной ветки, но сначала напоминаю вам про телеграм-канал "Всё, что движется", где свои анонсы публикуют несколько транспортных авторов с Дзена.
И оглавление моего канала:
А сейчас надевайте если не костюм химзащиты, то уж точно - болотные сапоги, ведь мы отправляемся исследовать главный подъездной путь станции Южный Порт - путь в Южный речной порт! Вон он, на первой фотографии - уходит влево, в кусты. Начинается ветка достаточно цивильно - тут и траву зачем-то покосили, и светофор установлен с новыми светодиодными огнями, и на рельсах накат какой-то присутствует (листайте вправо).
Хм... Выглядит это всё очень завораживающе, а главное - абсолютно безопасно! Так что смело идём вдоль забора вон в те кусты, чтобы посмотреть, во что превратилась некогда очень востребованная железнодорожная ветка. На приближении к переезду через Южнопортовую улицу расположилась заброшенная заправка.
А вот и конец ветки! Правда, лишь формальный, представляющий собой красный прямоугольный щит на полосатой ноге - поездам сюда нельзя! А вот человеку - вполне себе можно, так что идём дальше.
Выйдя к Южнопортовой улице, ловлю подходящий момент без автомобилей, чтобы пересечь её и проникнуть вглубь промышленной станции Южная Гавань. Оглядываюсь назад. Неиспользуемое здание дежурного выглядит прилично: чистенькое, с целыми стёклами и не облезлой металлической дверью. Может быть, там теперь склад инвентаря?
За переездом ухоженная часть путей заканчивается и начинается лакомая земля - такая заброшенная и такая необитаемая... И такая... Не приносящая Собянину ни копейки! Интересно, как скоро он это исправит?
А называется эта заброшенная земля по-морскому: "Южная гавань", и является парком станции Южный Порт. Здесь проложена не только ветка к причалам, но и ещё целый куст различных подъездных путей к предприятиям, ни одно из которых в настоящее время не действует. Ну или все они перестали пользоваться железнодорожным транспортом, кто их там знает? Это вот главный путь, ведущий непосредственно в порт.
Налево от главного пути отходят в кусты несколько ветвей, естественно, заброшенных. И скорее всего, заброшенных уже давно.
И если главный путь, ведущий в порт, ещё имеет узнаваемые очертания в виде рельсов и шпал, поросших травой, то остальная часть парка, находящаяся от него по правую сторону, давно уже утонула в болотной траве настолько, что рельсы тут нужно искать с микроскопом.
Однако ж, если пробраться через эти джунгли, не попав в трясину, всё-таки можно отыскать и здесь видимые остатки цивилизации - путь, который раньше был вытяжным тупиком цементного завода, а сейчас ведёт в заросли осоки и других сорных растений. Наверное, по весне здесь красиво поют лягушки... Вот бы увидеть, каким этот путь был раньше!
Хотя, погодите-ка... У меня ведь есть фотография этого пути, сделанная в 2012 году! Правда, стоял я чуть дальше, в том месте сейчас выросли непроходимые кусты... Всё здесь изменилось настолько, что я портал часа три, чтобы найти на карте место, сфотографированное 11 годами ранее...
Точно! В 2012 году я стоял именно здесь, а может быть, на десяток метров глубже, в нынешних кустах. Попробовать проковырять себе дорогу и отыскать именно ту точку? Ну нет, бред какой-то... И ведь рельсы там всё ещё лежат!
Взгляд от кустов назад. Справа располагался ещё один путь, но, вполне вероятно, что он лежит там до сих пор, полностью занесённый песком.
И тут на помощь снова приходит мой архив. Всё сходится! Раньше с правой стороны был, если я не ошибаюсь (а вполне могу), цементный завод, вон на фото его яйцевидное складское здание да пара мачт освещения. Сейчас территория огорожена, завод снесен, а пути либо разобраны, либо брошены на произвол судьбы; есть там что-то под песком, или нет - для меня загадка. Сохранился только путь, на котором я стоял в 2012 году.
Ну, как вам антураж? Согласитесь - Москва полна сюрпризов и контрастов: с одной стороны - Кремль, парк Зарядье, старинные улочки, на худой конец - советские панельки, а с другой - заболоченная, никому больше не нужная железная дорога, которая на спутниковых картах давно уже выглядит как безжизненный пустырь.
А мы двигаемся вдоль заросшего парка Южная Гавань дальше - чтобы попасть на территорию самого порта и посмотреть, что от него осталось. Прямо по курсу - очередная ручная стрелка, большая жёлтая труба, а чуть дальше - путепровод, на котором находится улица с незамысловатым названием "проектируемый проезд 1423". Предлагаю присвоить ей другое имя: "проезд разбазаривания имени Сергея Собянина".
Ненадолго вернёмся в 2012 год, прямо на это самое место и обернёмся назад, чтобы увидеть жизнь. Тут вам и железнодорожный самоходный кран КДЭ-163 (могу ошибиться в модели, знаете - поправьте), и полувагон, в который кран сейчас что-то будет грузить, и люди в сигнальных жилетах, готовые принять поклажу. Пути тоже выглядят заросшими, но тут они скорее уютные, чем запущенные... Эх, жалко, что в тот день удалось поймать здесь только непонятную "техничку", а не грузовой состав с каким-нибудь местным тепловозом ТГМ6.
Не покидая 2012 год, пройдём по левому пути, на котором находится кран, в обратном направлении. Вот какая там открывается картина: в левой части кадра стоит мачтовый светофор и видны шлагбаумы - это и есть переезд через Южнопортовую улицу, а главный путь, ведущий к причалам, лежит в траве вдоль бетонной стены.
Вот, кстати, по дальнему пути едет ЧМЭ3 (фото 1), чтобы вытащить из Южной Гавани железнодорожный кран вместе с вагонами. Кран-то самоходный, только нет у него задней кабины, так что уверенно ехать он может только стрелой вперёд. На фото 2 в карусели - поезд уже готов к движению.
Но вернёмся в 2023 год. Проходим под Путепроводом в направлении порта и реки Москвы, по левую сторону обнаруживаем небольшой ангар, рядом с которым стоят два весоповерочных вагона. А зачем они нужны? А нужны они, чтобы проверять точность вагонных весов, расположенных неподалёку... А хотя, я вас немного обманул - в 2023 году этих вагонов там уже не было. Обратите внимание, что у весоповерочного вагона необычная трёхосная тележка... Была.
А мы с вами уже на территории Южного речного порта! По левую сторону от путей сложены самоходные тележки неизвестного мне назначения. В каком-то другом блоге на ЖЖ я вычитал, что они якобы весоповерочные, но как они работают и для чего нужны - понятия не имею...
И если вы подумали, что пора бы сделать перерыв, то это - отличная идея! Поэтому пути и крутые довоенные постройки на территории Южного порта я покажу вам в другой раз - не забудьте подписаться, чтобы увидеть будущую статью в первых рядах.
Посмотрев на остатки портовой железнодорожной ветки, я задался вопросом: а зачем понадобилось Собянину отрезать грузовой порт от железной дороги? Разве грузовой порт - не стратегически важный объект, в современных-то условиях 2023 года? Не является ли вредительством тот факт, что железнодорожная ветка, соединяющая порт с остатками московских предприятий, фактически непригодна для эксплуатации? Не ставит ли указ Собянина о реорганизации промзоны Южный Порт Москву в уязвимое положение, лишая её возможности получать и отправлять грузы по реке? Может быть, Собянин - вражеский засланный казачок, который под благовидными предлогами превращает Москву в зависимое от всех образование, где живут пара десятков миллионов человек? В таком случае, что он решит сделать дальше? Убрать с территории Москвы все локомотивные и моторвагонные депо? Разобрать все железнодорожные станции, оставив только остановочные пункты?
Моё мнение: портовую железнодорожную ветку необходимо восстановить и возобновить перевозку по ней грузов до того, как грянет гром. Согласны?
Продолжение: обзор территории и построек Южного речного порта.