Найти тему
Блог ЖД фотографа

Станция Москва-Южный Порт: закрыта для грузовой работы, но всё равно формирует поезда. Чем живёт эта заброшка сегодня?

Все вы прекрасно знаете, что такое "Московское Центральное Кольцо" - городская электричка, которую Сергей Собянин запустил по железной дороге, построенной более сотни лет назад, задолго до него. То же мне, заслуга! Делов-то: повесили контактный провод, реконструировали несколько соединительных ветвей да понастроили платформ - пользуйся - не хочу. И главное, удобно! Ведь благодаря новой транспортной связи тысячи людей пересели из автомобилей в городской транспорт, а также разгрузили центральные станции метро.

Правда, все железнодорожные станции на Кольце, некогда утопающие в зелени и заполненные грузовыми поездами да бубнящими тепловозами, превратились в зоны отчуждения, опоясанные металлом, бетоном и десятками километров заборов. Это раньше можно было выйти из метро, к примеру, Ботанический Сад, ступить пару шагов и переместиться из Москвы в параллельную вселенную, где вместо полчищ автомобилей - зелёные тепловозы "Машки" и лязгающие вагоны, а вместо бесконечных эстакад - зелёные насаждения... Едва ли пассажиры МЦК, в пару раз сократившие дорогу на работу, сейчас поймут мои ностальгические чувства.

В 2010 году такая картина была в одной минуте ходьбы от метро. Сейчас за такой картиной нужно ехать в Беларусь.
В 2010 году такая картина была в одной минуте ходьбы от метро. Сейчас за такой картиной нужно ехать в Беларусь.

Но поклонникам лужковской Москвы не стоит отчаиваться, ведь на задворках нашей столицы до сих пор есть места, попадая в которые, вы сможете по уши окунуться в ту самую атмосферу железной дороги 2000-х годов с её огромными заросшими станциями, с таинственными промзонами, где прячутся одинокие вагоны, и где встреча грузового поезда будет для вас событием дня.

Ого!!! Зелёная Машка!!! А это точно не 2009 год, а 2021-й?!
Ого!!! Зелёная Машка!!! А это точно не 2009 год, а 2021-й?!

Станция Москва-Южный Порт является как раз таким объектом, и считайте счастьем, что здесь не запустили городскую электричку. Иначе - заборы, провода, облепленные красно-серым сайдингом здания, шум, суматоха и толпы охранников...

Вид на станцию Южный Порт со стороны Люблино, 2012 г. К 2023 эта панорама почти не изменилась.
Вид на станцию Южный Порт со стороны Люблино, 2012 г. К 2023 эта панорама почти не изменилась.

Станцию Москва-Южный Порт открыли в 1971 году и основным её назначением был подвоз составов к Южному речному порту, но попутно к ней, конечно же, присосались и другие предприятия, создававшие грузопоток.

Пути станции, май 2012 г.
Пути станции, май 2012 г.

В 2021 году мэр Москвы Собянин понял, что городу грузовой порт не нужОн. Что? Перевалка грузов для нужд города с судов и развозка их по местам железнодорожным транспортом? Пфф... Ерунда какая-то. А не сдать ли в металлолом портовые краны, не снести ли складские здания и речной вокзал 1930-х годов, да не построить ли на месте всего этого очередной лес высоток? Лес высоток для многомиллионного города ведь гораздо полезнее, чем грузовой порт - верно, Сергей Семёныч? В 2021 году вышло постановление Собянина о переустройстве промзоны Южный порт и уже в 21 ноября того года из порта был выведен последний железнодорожный состав. Да - грузопоток через порт в последние годы был скромным - не более 4 тысяч вагонов в год, но представьте, что теперь все эти грузы будут приезжать в Москву на грузовиках. Экология? Не, не слышали.

...вот и пустуют с тех пор железнодорожные пути под ногами портового крана...
...вот и пустуют с тех пор железнодорожные пути под ногами портового крана...

Но если речной порт больше не принимает вагоны, то зачем тогда ему нужна целая железнодорожная станция? А вот тут-то и приходят на помощь "присосавшиеся" предприятия, создающие на ней микроскопический, но всё же грузовой поток. Так чем же живёт станция Москва-Южный порт в 2023 году?

Дорога в порт постепенно тонет в глине и зарастает камышом да осокой...
Дорога в порт постепенно тонет в глине и зарастает камышом да осокой...

Остатки цивилизации ютятся в южной части станции. В первую очередь - подъездной путь к электродепо Печатники Московского метрополитена, через который когда-то новые составы попадали в метро, а сейчас же - старые покидают его в виде груд металлолома в полувагонах. Стрелки, от которых отходит ветка, идеально вычищены от травы.

А давайте-ка посмотрим на это место ретроспективно! Первое фото сделано в 2012 году: на станции стоит грузовой состав, здание горочного поста ещё не изуродовано РЖД-шным капремонтом, и, конечно же, нет таких диких зарослей.

Идём дальше по крайнему станционному пути, то залитому солнечным светом, то прячущемуся в тени разросшихся деревьев. Как вдруг - ещё одно ответвление, уходящее вбок, за открытые нараспашку ворота, приглашающие войти. Здесь расположен завод "Мосавтобетон", но я более чем уверен, что большая его часть сдаётся в аренду, а впрочем, сейчас мы с вами сами всё узнаем!

-9

А на территории всё грустно - из довольно обширного куста путей, судя по накату, действует только один, зато какая здесь элегантная ручная стрелка с указателем направления на длинной ноге!

-10

Идём за поворот. Из четырёх путей накат есть только на одном, и как же увлекательно - представлять себе это место в годы расцвета! Вы тоже представьте, допустим, такое: на правом пути - тепловозик ТГМ23 с парой вагонов-хопперов, слева из кустов выползает зелёный ЧМЭ3, а рядом с весами (по центру кадра) какой-нибудь ТГМ6 взвешивает полувагон...

-11

Кстати, а вот и вагонные весы крупным планом. Здание оператора выглядит целым и даже ухоженным, на нём есть световая сигнализация, правда изнутри оно ни то завалено, ни то - просто окна занавешены, в общем - непонятно, используются эти весы или нет. На этом фото, конечно, очень не хватает синего тепловоза с парочкой вагонов.

-12

Далее путь минует гараж, где ремонтируют "Соболи", а потом ещё один гараж, а потом - советское производственное здание, и выходит на площадку, где полувагоны наполняют металлоломом. И я не исключаю, что металлолом этот образуется в результате сноса этой самой промзоны...

Возвращаемся обратно - остальные ветки сами себя не посмотрят. Сверху - красный короб транспортёра, ведущий, судя по всему, к элеватору, а справа - здание депо, где, вероятно, прячется какой-нибудь тепловоз. Хотя, кого я обманываю? Я ведь не шибко-то разбираюсь в производстве бетона, так что о назначении всех этих коробов и зданий могу лишь догадываться, но зато мне будет интересно почитать в комментариях и ваши догадки.

-14

Пути лежат, окружённые кустами и деревьями - без пяти минут парк Зарядье. Осталось лишь добавить парящий мост и парочку модных кофеен. И вот честно - я хотел бы, чтобы в подобном месте появился такой своеобразный... Технопарк? Ну, вы поняли: парк, окружённый промышленными объектами, для людей, вроде меня, которые любят большие и интересные загадочные железяки. А то что это - прудики и уточки в парках есть, а загадочных железяк - нет. Скукотища же!

-15

Посмотрим теперь, куда ведёт крайняя левая ветка, уложенная на деревянных шпалах и несколько лет не видавшая вагонов, о чём говорят полное отсутствие наката и толстый слой песка, скрывающий рельсы на переезде (фото 4).

Над головой возвышается ещё одна башня с отходящим от неё коробом транспортёра. И тут я в очередной раз представляю, какое интересное место получится здесь, если не сносить эту промзону, а оставить всё, как есть, просто благоустроить территорию, чтобы было приятно прогуливаться, любуясь всеми этими промышленными конструкциями. Ну неужели в огромной 140-миллионной России не найдётся достаточного количества людей, которые с огромным удовольствием посетили бы такой промышленный парк?

-17

Кстати, об архитектуре! Она есть даже в этой зоне отчуждения, и естественно, эта архитектура - советская. Вот согласитесь - современная промышленная архитектура - это полное ничтожество в сравнении с советской: сейчас поставят огромную железную коробку - и цех готов. А раньше? Взять даже это неказистое, казалось бы, здание: тут и арки, и карнизы, и приятные глазу формы, и аккуратная кирпичная кладка, хотя это - всего лишь скрытая от взглядов производственная постройка на территории бывшего завода. Мне жаль, что со временем промышленная архитектура свелась к металлическим коробкам. А вы что думаете?

Это, конечно, не шедевр, но хотя бы здесь есть архитектура.
Это, конечно, не шедевр, но хотя бы здесь есть архитектура.

А путь тем временем раздваивается, обе ветви ныряют под очередной транспортёр и минуют ещё один засыпанный песком переезд, с которого открывается вид на пустырь, где совсем недавно стояли какие-то ещё производственные корпуса, каменные остатки которых теперь измельчают прямо здесь (фото 4).

Всё это великолепие заканчивается непонятной, но очень интересной конструкцией, предназначенной для выгрузки из вагонов ни то песка, ни то цемента, ни то щебня - всё это могло использоваться для изготовления бетонных конструкций. Вагон заезжал внутрь, ему открывали снизу люки и содержимое высыпалось, вероятно, в какой-то подземный бункер, откуда при помощи транспортёра подавалось уже на производственную линию. На фото 1, 2, 3 промеж рельс виден трос: одним концом он наматывался на лебёдку, а другим с помощью крюка крепился к вагону, подавая его таким образом на разгрузку.

А теперь две загадки! Первая: почему бы не подавать вагоны тепловозом? Вторая: для чего нужна подвешенная под потолком большая железяка? Если у вас есть ответы - пишите в комментариях.

Вот что это? Похоже, что оно повторяет верхние габариты вагона-цементовоза, но я не уверен.
Вот что это? Похоже, что оно повторяет верхние габариты вагона-цементовоза, но я не уверен.

В итоге: завод не отгружает железобетонные изделия по железной дороге, и не получает по ней материалы. Да и не факт вообще, что завод работает: быть может, все самосвалы, которые сейчас вальяжно разъезжают по его территории, вывозят измельчённые камни, образовавшиеся после сноса зданий. Опять-таки, у меня нет на этот счёт достоверной информации, а только наблюдения, так что, если такая информация есть у вас - делитесь. Ну а с точки зрения создания грузопотока на станции Южный Порт этот завод скорее мёртв, чем жив.

Станция Южный порт залита вечерним летним солнышком! Залиты кусты, выросшие прямо в сортировочном парке, залиты заржавелые рельсы, залито станционное здание, обшитое зачем-то сайдингом, залиты мачты освещения, прожекторы которых по ночам светят на безжизненный пустырь. Романтика! И попробуй тут догадайся, что этот пейзаж находится в Москве, а не где-нибудь в дальнем Замкадье.

И лично мне такая Москва чем-то нравится.
И лично мне такая Москва чем-то нравится.

Залита солнышком и другая территория, прилегающая к станции Южный Порт. Сбрасывающий башмак закрыт, а значит, поездов ожидать не приходится, так что мы сейчас смело прямо по шпалам пойдём туда и всё разузнаем.

Пройдёмся же вглубь ответвления. Что у нас здесь? Небольшой парк с тремя путями, из которых используется всего один, как бы грустно это ни звучало и не выглядело.

-25

Зато стрелочный перевод выглядит целёхоньким, а вдобавок покрашен жёлтой краской - лично я жёлтых стрелочных переводов раньше не встречал. Да и вообще, удивительно, что его намертво не зашили, учитывая, что едва ли на соседний путь заходят локомотивы.

-26

Так, теперь всё понятно - тут склад макулатуры! Вон она, за бетонным ограждением уложена... Штабелями? Стогами? Кубами?

-27

Но погодите, неужели они хотят вывезти это всё одним-единственным вагоном? Или этот вагон тут, наоборот, разгрузили? У меня на этот вопрос нет ответа, но очевидно одно: макулатура позволяет сохранять не только деревья, но и худо-бедное движение на станции Южный Порт в Москве. Что тут можно добавить? Москвичи, сдавайте макулатуру! Так вы продлите жизнь этому уютному железнодорожному оазису.

А дальше-то что? А дальше - конец ветки: почти сразу после погрузочной площадки пути ныряют в траву и, прячась там, ведут к глухим закрытым воротам, идти к которым нет особого смысла... Ведь тогда не хватит времени на самый главный подъездной путь, который ведёт непосредственно в речной порт!

-29

Так что - давайте... Кру-гом! Шагом марш! Левой.. Левой... обратно на станцию. И поглядите заодно какая открывается картина при движении в обратную сторону. Склад макулатуры, железный ангар, заросшие ржавые рельсы... Как вам такая Москва, а?

Промзоны Москвы - отличное место для романтической прогулки... Вам осталось только найти девушку, которая сможет увидеть в этой картине романтику. Forever alone?
Промзоны Москвы - отличное место для романтической прогулки... Вам осталось только найти девушку, которая сможет увидеть в этой картине романтику. Forever alone?

И, самое главное, светофор на выезде с этой погрузочной площадки работает! Горит, понятное дело, красным, и как бы мне хотелось в один прекрасный день снова оказаться здесь и увидеть на нём лунно-белый, а за спиной - зелёный ЧМЭ3, подцепивший пару-тройку вагонов макулатуры и готовый отправиться через заросли станции Южный Порт на сортировочную станцию Люблино... Эх, такой эксклюзивный кадр бы был!

Так, ладно, хватит на этот раз! Ведь поход по подъездному пути, ведущему со станции Южный Порт в... Южный порт - это история, достойная отдельной публикации. Там есть и рельсы, затонувшие в болоте, и пути, ведущие прямо на набережную, и величественные портовые краны-жирафики, а ещё удивительная сталинская архитектура, скрытая от глаз 99,9 процентов Москвичей, которые - я вам больше скажу - даже не догадываются о существовании этого причудливого советского оазиса, а если оазис этот сравняют с землёй в угоду застройщикам, которые уже потирают свои хитрые ручки, то даже и возмущаться никто не станет.

Ну ладно, вот вам для затравки одна фотография из будущего обзора. Советские власти такие: хмм... Где же разместить портовую столовую, если не в здании Сталинского ампира? Отличная идея! И - пожалуйста - теперь это чудо архитектуры может радовать самых пытливых москвичей до сих пор, хоть и успело скрыться в листве деревьев.

Но если я ошибся и это - не сталинский ампир - поправьте меня в комментариях.
Но если я ошибся и это - не сталинский ампир - поправьте меня в комментариях.

Так что - подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение, там будет очень интересно. А пока - можете посмотреть видео, в котором я, собственно, всё это уже показал и рассказал. Правда, в будущей статье я покажу чуточку больше.

Станция Южный Порт получает заслуженные 6 вагонов макулатуры из 10. Тут грустно из-за отсутствия регулярных поездов и нечего ловить, но из этого места можно сделать очень необычный и очень антуражный парк для любителей промышленного туризма, а неиспользуемые пути станции - превратить в огромный музей подвижного состава. В этот музейный комплекс приезжали бы фанаты техники со всей России и из стран-соседей, но едва ли с моей идеей согласится московская мэрия, куда более заинтересованная в строительстве ещё одного леса высоток, чем в создании чего-то действительно интересного.

А вам, друзья, я напоминаю, что надо ткнуть лайк, если публикация понравилась, а ещё вы можете посетить телеграм-канал "Всё, что движется", который объединяет несколько Дзен-каналов о транспорте. Там размещаются анонсы новых публикаций. До скорого!

Продолжение: