Найти тему
historia brittonum

Охота на ведьм в средневековой Англии: суд над Уолтером Лэнгтоном.

В 1301 году Уолтера Лэнгтона, епископа Ковентри и Личфилда, обвинили в использовании колдовства для приобретения большого состояния и завоевания благосклонности короля. Его длительный и безрезультатный судебный процесс показывает, что обвинения в колдовстве, выдвинутые в то время, часто мотивировались политикой, а не страхом к сверхъествественному.

Распространено заблуждение, что охота на ведьм и их сожжение были обычным делом в средние века. В Англии и большей части Западной Европы охота на ведьм по-настоящему началась только во второй половине XVI века и стала заметной лишь в начале периода нового времени.

До середины XV века отношение к магии в Англии, можно сказать, было несколько снисходительным. Хотя церковь, безусловно, осуждала практики, которые считала магическими, наказания в то время не были суровыми. На самом деле не было какого-либо широкого распространенного преследования магии. Магия и магические практики были обычной и общепринятой частью жизни многих людей.Даже понятие ведьмы не было полностью определено вплоть до XV века.

Кем был Уолтер Лэнгтон?

Одно из немногих изображений Уолтера Ленгтона
Одно из немногих изображений Уолтера Ленгтона

Уолтер Лэнгтон был одной из самых важных административных фигур конца XIII и начала XIV веков. Он начал свою карьеру при дворе английского короля Эдуарда I в качестве клерка гардеробщика и после ряда повышений, в конце концов, дослужился до казначея. В 1296 году он был избран епископом Ковентри и Личфилда. Это лишь некоторые из его должностей. На протяжении всей своей жизни он занимал множество видных и влиятельных постов как в церкви, так и при дворе.

Лэнгтон был особенно важен для короля и пользовался его особым расположением. По меннию некоторых историков, придворные замечали, насколько король благоволил к нему. Некоторые исследователи называют его любимцем короля и указывают, что Лэнгтон был человеком, который занимался всеми обременительными делами королевства, даже затмевая канцлера.

Но не все любили его так, как король. Такой фаворитизм со стороны короля, конечно, вызвал бы зависть и желание других придворных, чтобы его положение ухудшилось.

Один человек по имени сэр Джон Лавтот, казалось, был особенно полон решимости погубить Лэнгтона. Ученые до конца не определили, что именно вызвало враждебность Лавтота по отношению к Уолтеру. Известно, что у Лэнгтона были давние отношения с семьей Лавтот, однако в какой-то момент отношения между ними испортились. Интересно, что в тот год, когда Лавтот выдвинул свои обвинения, он был должен Лэнгтону почти 1000 фунтов стерлингов – так что это могло иметь к этому какое-то отношение к их ссоре.

В любом случае, какими бы ни были его конкретные мотивы, Лавтот попытался погубить Лэнгтона, обвинив его в использовании гнусных и дьявольских средств для получения своего состояния и влияния.

В феврале 1301 года Лавтот довел ряд обвинений против Лэнгтона не до сведения короля (который бы их отклонил), а до сведения папы Римского. Он обвинил Лэнгтона в ряде преступлений. Среди этих обвинений была тайной интимной связи с мачехой Лавтона в течение двух лет, прежде чем он стал епископом. Он также утверждал, что Лэнгтон помог ей задушить отца Лавтона в его постели – предположительно, чтобы они могли продолжить свой роман. Джон также обвинил Лэнгтона в злоупотреблении своей церковной властью.

Но его самым серьезным обвинением было то, что Лэнгтон использовал колдовство, чтобы получить свою власть и влияние. Джон предположил, что Лэнгтон заключил договор с дьяволом, часто разговаривал с ним и даже предлагал ему «непристойные поцелуи». Общение с дьяволом для получения благосклонности в то время считалось худшим видом магии; поэтому Лавтот предположил, что Лэнгтон использовал колдовство для обеспечения своего статуса и богатства. При этом Лавтот утверждал, что контакты Лэнгтона с дьяволом и другие гнусные деяния были всем известны в Англии.

Суд

Папа Римский Бонифаций VIII очень серьезно отнесся к этим обвинениям и немедленно вызвал Лэнгтона в Рим для судебного разбирательства. Лэнгтон и Эдуард I отнеслись к этому несколько более небрежно; Лэнгтон появился в Риме только на следующий год. Но как только он появился, Папа предпринял суровые меры. Он приказал создать комиссию через архиепископа в Англии для рассмотрения обвинений. С помощью глав францисканского и доминиканского орденов архиепископ должен был допросить свидетелей, чтобы определить вину Лэнгтона. Папа Римский также потребовал, чтобы Лэнгтон вернул все, что он забрал у Лавтота после того, как его вызвали в Рим; очевидно, Лэнгтон использовал свою власть, чтобы осложнить жизнь Лавтота в Англии после предъявленных обвинений. Папа римский также отстранил Лэнгтона от должности и приказал ему дождаться результатов комиссии.

Комиссия вызвала переполох в суде. Эдуард I написал практически всем, кого мог вспомнить, в надежде получить помощь для своего любимчика. Он писал различным римским чиновникам, племяннику Бонифация VIII, другим родственникам Папы, папскому секретарю и даже самому Папе. Королева тоже присоединилась к кампании по написанию писем, в которых говорилось, что все королевство окажется в опасности, если Лэнгтон будет долго отсутствовать. Папа, в свою очередь, написал Эдуарду I с просьбой, чтобы король не обращался с Лавтотом сурово. Король проигнорировал это дело и фактически арестовал Лавтота на некоторое время после его возвращения в Англию и написал ответ Папе Римскому, рассказав ему, каким позорным, предательским и лживым человеком был Лавтот.

Комиссия завершила работу в 1303 году, и ни одно из обвинений против Лэнгтона не было поддержано. Различные свидетели и личные отчеты о нем говорили, что о нем ходили какие-то слухи, но все они исходили от его соперников. Любые сообщения, которые были более негативными, были отклонены как исходящие из личной неприязни к Лэнгтону. Чтобы не выглядеть так, будто Лэнгтон пользовался слишком большим расположением, Папа действительно приказал наложить на него некоторую епитимью, но затем Лэнгтон был восстановлен на своем престоле и полностью вернулся ко всеобщему благоволению.