Продолжение. Начало тут
Вот и подошли авторы к естественной развязке сюжета. Что-то ведь надо было делать с "национальным достоянием" в виде Ивана Сергеевича Травкина с его тридцать третьим зубом. Уникальное явление, которое могло появиться только в самом передовом общественном строе, обнаружено. Теперь "наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!" Повышать наличие зубов до 40-45 и ликвидировать "извечную ахиллесову пяту человечества - проклятую беззубую старость". Но куда же Травкина девать? На Марс.
Планета Марс тогда была очень популярна. В третьей части мы уже затрагивали "марсианскую" тему. Можно добавить, что и песни о ней складывали. Лирическую - "И на Марсе будут яблони цвести", и лихой, забойный твист, не хуже, чем лучшие западные образцы. Вот этот, в исполнении замечательного советского певца Эмиля Горовца. Кстати, он был единственным советским певцом, основу репертуара которого составляли каверы новейших западных эстрадных хитов. Композитор Игорь Гранов, стихи Эмиля Радова
И поехал Иван Сергеевич "посоветоваться" с семьей. На "Чайке", в сопровождение почетного эскорта из мотоциклистов, как обычно наших любимых космонавтов из полета встречают.
"Посоветоваться" получилось, но не очень.
- Мне придется покинуть Вас и быть может навсегда.
- Иди к своей этой!.. Вон!
- Эх ты! Ребятки! Берегите мать.
Приложила Люба Ваню мокрым бельем по физиономии и отправила к "этой" Розочке. Но начальству Ваня доложил, что семья согласна.
Перед стартом, на космодроме, посреди чистого русского поля, обратился Иван Сергеевич напоследок к землянам, обращение его транслировалось по каналам "Интервидения" на всю Землю. Надвинул привычным жестом кепку на лоб, "эх, где наша не пропадала", и хорошо, душевно сказал.
- Здесь дождь скоро будет. Говорят, в дождь улетать, примета хорошая...
Люба! Ты все это выкинь из головы! Мура все это!
А потом в родном городе поставили Ивану Сергеевичу памятник, посмертно. То есть был это билет в один конец. Его же отправляли без средств связи, разложили на атомы. А вот сложились ли обратно атомы в молекулы там на Марсе, и как его там марсиане встретили - науке это неизвестно. Но памятник первопроходцу Марса поставили.
"Пройдут пионеры - привет Мальчишу!"
С памятником получилась забавная история.
Мы сделали из папье‑маше бюст Леонова, смотрящего в небо, на постаменте написали «Травкин Иван Сергеевич, образцовый семьянин» и поставили памятник на привокзальной площади. Рядом построили временную трибуну, положили красную ковровую дорожку, вокруг памятника поставили пионеров в красных галстуках, на трибуну поднялись Мордюкова, Авдюшко, Соколова, Парфенов, Ялович, Чурикова и другие актеры, — и мы стали ждать поезда. Когда подошел поезд и на площадь вышли пассажиры, мы включили камеру, а Мордюкова стала толкать речь о том, каким образцовым семьянином и выдающимся рыболовом‑спортсменом был Иван Сергеевич. Пассажиры подошли к трибуне, остановились и стали слушать, — это нам и надо было. Собрать массовку в Ростове Ярославском трудно, — не Москва, бездельников очень мало.
Когда приехали в Москву и отсмотрели материал, два кадра оказались негодными — брак пленки. Вернулись в Ростов Ярославский, чтобы переснять. Сошли с электрички, выходим на площадь — ба! Стоит наш памятник, а вокруг уже разбит газон, и пожилой рабочий красит ограду.
— Кому памятник, дед? — спросил я.
— Травкину Ивану Сергеевичу.
— А кто это? За что ему такая честь?
— А за то, что не блядун.
Местное начальство решило: раз москвичи поставили памятник, торжественно открыли его и речь говорить приехала сама Нонна Мордюкова, значит, — так надо. И выделили из бюджета средства на его благоустройство.
Так Леонов‑Травкин и стоял на привокзальной площади, пока папье‑маше не развалилось под дождем.
Но совсем не забавная история произошла после выхода фильма. Любимцы советского народа, фактически новая советская высшая аристократия, космонавты, очень обиделись на фильм. На что они могли обидеться? На то, что какой-то придурок, технолог завода безалкогольных напитков вместо них отправляется на Марс? На то, что его на их "законной "Чайке" возят? Что авторы фильма посмеялись над "святым" - "разрешите с семьей посоветоваться"? И что в итоге Травкин погибает, примета плохая, сглазить можно? А ведь и правда, через год после выхода фильма погиб Комаров, а потом и сам Гагарин.
В общем, пришли они к своему командиру, генерал-лейтенанту авиации, одному из первых ( Золотая Звезда № 2) Героев Советского Союза Н.П. Каманину
Леонов, Гагарин и другие космонавты просили меня принять меры по запрещению выпуска на широкий экран кинокомедии "Тридцать три": они считают, что данный фильм принижает заслуги космонавтов. ... Я и группа офицеров центрального аппарата ВВС просмотрели эту кинокомедию. Картина всем понравилась, мы не обнаружили в ней ничего предосудительного. Лично я более часа смеялся и с удовольствием следил за развитием "успехов" Травкина.
А чем же заканчивать фильм? Вопрос этот был для авторов непростой. Показывать приключения Травкина на Марсе? Метраж не тот. Это через 20 лет Данелия снимет типа две серии продолжения - "Кин-дза-дза". Да и что там на Марсе интересного - Стругацкие в "Стажерах" уже все описали. Нету там марсиан, только "улитки" какие-то на людей нападают.
Метража осталось мало и авторы решили "рубить концы", вернее "рвать когти". Вырвал московский профессор Травкин тридцать третий зуб и разоблачил всю эту "лысенковщину". Оказалось, что из одного корня выросло две коронки. Один зуб с двумя коронками. Никакого уникума. Езжай Иван Сергеевич домой. А вся эта отправка на Марс тебе просто приснилась. Вернулся из психушки и стукач Прохоров. Его электротоком вылечили от заикания, читай от доносительства. И еще запретили говорить, что и у него было тридцать три зуба. "Удивительное рядом, но оно запрещено."
А тут и семья Травкина встречает. Поняли, простили.
Но напоследок авторы не смогли удержаться. У вокзала Травкина встречает доска объявлений, где на фотовитрине живописуются местный знатный земляк Иван Сергеевич Травкин и его похождения в Москве. А рядом реклама фильма "Идиот", что сегодня демонстрируется в клубе.
Вот кто идиот? Травкин? Прохоров? Другие герои фильма? Зритель? Или бери кого повыше? Сказка ложь, да в ней намек, а кто слушал и не понял - идиот?
При первом просмотре фильма Ежов и Конецкий заявили - не смешно. Какой-то Чехов получился. Данелия впал в уныние. Но на следующем просмотре для актеров и их родственников на "Мосфильме"
... хохот в зале стоял такой, что, пока продолжали смеяться над одним эпизодом, уже проходил следующий, и реплики невозможно было расслышать. А эти гаденыши — мои соавторы, Ежов с Конецким, — ржали громче всех.
Смех — штука заразительная. И комедию, если хочешь определить, смешная она или нет, надо смотреть на зрителе, а не с соратниками.
Несколько слов, что называется "вне протокола". Тут некоторые читатели, абсолютное меньшинство, стали высказывать банальные предположения, что конкретно автор статьи курил, что сосал (чувствуются знатоки этого дела), из какой психушки дорвался до смартфона, впал в маразм и прочее. Это все было ожидаемо.))
Потому как в начале действительно предполагалось написать статью в духе пародии на радиопередачи середины 70-х годов какого-нибудь "Голоса Америки" или "Немецкой волны" о так называемом "нонконформистском" направлении в советском искусстве. У нас есть уже подобная статья о фильме "Голубая чашка", кто не читал - будет интересно.))
Но чем дальше писалась статья, тем больше были сомнения - а ведь есть в этом фильме "глубинный" смысл, который лежит на поверхности, но почему-то ни тогда, ни сейчас большинство не обращает на него внимание. Типа, где тут смеяться и о чем это? И приглядевшись к фильму "вооруженным глазом", скажу - все написанное здесь о нем никакая не пародия. Перед Вами не пародия, а вполне серьезный взгляд автора на этот фильм. Если у Вас другое мнение - не вопрос, высказывайте, всегда интересно узнать другое, умное. Только предупреждаю, что всякое быдлохамство будет пресекаться беспощадно с вычеркиванием из числа живущих на этом канале. Поэтому и не стоит упражняться.))
И сам Данелия был в ожидании, что фильм не выпустят в прокат, а его "посадят". Хотя фильму дали ограниченный тираж, но зритель его увидел, целых 13 млн 100 тыс. Столько же сколько и "До свидания, мальчики!". Обойдя боевик из ГДР "Приключения Вернера Хольта", "Друзья и годы", "Звонят, откройте дверь", "Ленин в Польше" и французский хит "Шербурские зонтики". И когда во время "перестройки" Данелия шутки ради решил тоже выставить себя "жертвой режима", заявил, что "Тридцать три" был запрещен, ему сказали - не примазывайся, фильм твой все видели.
Когда после перестройки на экраны выпустили «запрещенные» фильмы, зрители ринулись в кинотеатры смотреть крамолу, а после просмотра выходили, пожимая плечами: ни антисоветчины, ни порнографии. За что закрывали?
А не надо искать логики в их действиях. Вот на моем примере: когда я показывал фильм «Афоня» в Америке, то на пресс‑конференции после просмотра меня спросили, собираюсь ли я возвращаться в СССР. Я сказал, что да. «Не стоит — вас там непременно посадят. Вы сняли антисоветский фильм». Возвращался я с опаской. А дома узнал, что «Афоне» дали высшую категорию. (Максимальная денежная выплата постановочных.) Потом была ретроспектива моих фильмов на фестивале в Сан‑Ремо. После «Афони» на сцену вылез какой‑то тип, сказал, что в первый раз видит живого диссидента, и стал жать мне руку. А зал дружно аплодировал. Вернулся из Сан‑Ремо — «Афоню» выдвинули на Государственную премию…
И еще: я ни в коем случае не хочу, чтобы создалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть жертвой советской власти. Напротив. Я благодарен этой власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял всё, что хотел. Но снял только то, что хотел! Ну, а замечания? Неприятно, конечно, иногда до сердечного приступа. Но тогда кино финансировало государство. А кто угощает барышню, тот с ней и танцует.