Найти в Дзене

Марсиане, евреи-отказники, низкопоклонство перед Западом, возмущенные космонавты и еще много чего.И все из-за одного тридцать третьего зуба.

Продолжение. Начало тут

Так вот, едут в такси уникум Травкин и товарищ майор "Миша-водолаз" в стоматологическую клинику. А шофер, у которого пять зубов во рту осталось, как начинают болеть он их рвет, рассказывает про снежного человека из Ямок, который трубы водопроводные зубами перегрызает. Поймали его и по телевидению показали. На это "Миша-водолаз" ему свою версию предложил. Не снежный это был человек ( это уже всем показал Эльдар Рязанов в "Человеке ниоткуда", старо), а марсианин. И попросил это держать в строгом секрете.

А почему скажите именно марсианин? Во-первых, эта планета к нам одна из ближайших. Во-вторых, марсиане уже прилетали к нам в произведениях Герберта Уэллса "Война миров" и Алексея Толстого "Аэлита". Считай почти соседи и родственники. И ученые какие-то там каналы на Марсе увидели, и снега у них на полюсах есть. И Сергей Павлович Королев к Марсу автоматическую межпланетную станцию "Марс-1" в 1962 г. запустил. Правда, неудачно. А для детей младшего школьного возраста кинорежиссер и популяризатор науки Павел Клушанцев ( снял много документальных фильмов о космических полетах и один художественный - "Планета Бурь") книжку научно-популярную написал.

-2

Где детишкам в головы так прямо и закладывалось, что "есть жизнь на Марсе", хотя науке это пока и неизвестно.

А привез таксист Травкина и "Мишу-водолаза" на квартиру к дантисту-надомнику Семену Семеновичу, который очень ловко зубы рвет. И здесь возникает еще одна антисоветская тема. Евреев-отказников. Не живет в этой квартире дантист Семен Семенович.

Правильно, Вася. Так всем и говори - уехал в Воронеж. Навсегда.
Правильно, Вася. Так всем и говори - уехал в Воронеж. Навсегда.
- Семен Семеныч?
- Семен Семеныч уехал в Воронеж. Навсегда. Переселился.

Вообще-то звучит как пароль на шпионской явке. Типа - "У вас продается славянский шкаф? Шкаф продан, есть кровать с тумбочкой". Но скорее всего Семен Семенович действительно уехал навсегда.

Только не в Воронеж, а на землю обетованную. Ну не могли авторы фильма вот прямо так рассказать о вопросах еврейской эмиграции из СССР. Поэтому вместо Тель-Авива в фильме Воронеж. Или другой вариант - Канатчикова дача, "вот дантист-надомник Рудик, у него приемник "Грюндиг", он его ночами крутит, ловит контра ФРГ".

А теперь в его квартире живет некий Вася Любашкин в исполнении Вячеслава Невинного с женой Розочкой. Семен Семеныч перед отъездом в "Воронеж" прописал у себя свою племянницу Розочку, чтобы квартира не пропала. А та быстро вышла замуж за простого русского парня Васю Любашкина и взяла его фамилию. Замаскировала свою сущность.

Но надежды уехать к дяде не теряет. Поэтому сразу же взялась обрабатывать уникума Травкина. Вдруг его пошлют на какой-нибудь заграничный симпозиум в качестве экспоната. А она с ним как секретарь. Чтобы еще больше замаскировать свой замысел на роль Розочки пригласили начинающую, никому неизвестную актрису Московского ТЮЗа Инну Чурикову.

-4

Чурикова играла у Данелии в "Я шагаю по Москве" забитую дурочку, выигравшую на конкурсе петуха, ее даже в титрах не было. Но Данелия увидел в ней потенциал и пригласил на роль секс-бомбы и обольстительницы (так задумывалось по сценарию) Розочки. Соавторы сценария Конецкий и Ежов мягко говоря сильно удивились - Розочка по типажу это Мерлин Монро или Бриджит Бардо. Но Данелия решил провести эксперимент. Он вышел в другую комнату и предложил Чуриковой зайти в кабинет к соавторам в стиле Мерлин Монро:"Сниматься не очень хочешь, нас слегка презираешь, но — снизошла."

Через десять минут ко мне в кабинет зашла женщина‑вамп. (Инна немного изменила прическу, ярко накрасила губы и накинула на плечи шелковый шарфик.) Она высокомерно кивнула соавторам, небрежно бросила сценарий мне на стол и сказала низким чарующим голосом:
— Прочитала. Я подумаю.
Кинула уничтожающий взгляд на соавторов и сексуальной походкой удалилась.
— А эта как? — спросил я.
— Эта уже может быть, — сказал Ежов.
— Она похожа на ту, — сказал Конецкий, — но большая разница!

Конечно, никакая Чурикова ни вамп, ни Монро и тем более ни Бардо, но вот Данелия "так увидел".

По ходу фильма авторы еще раз пнули советскую литературу в лице новомодного поэта Родиона Хомутова ( вылитый Андрей Вознесенский) сочиняющего поэму о тридцать третьем зубе Ивана Травкина. Вознесенского вполне реалистично изображает Савелий Крамаров.

-5
Больному зубу,
зубу твоему,
сегодня взор горящий обращаю.
И этот стих взволнованный ему,
ему, товарищу Травкину, посвящаю...
Пою твой зуб,
пою для того, что высоко он светит
над родимыми полями.
За то что в эту почву
глубоко уходит
он могучими корнями

Но это все небольшие штрихи советской реальности. Марсиане, евреи-отказники, бездарные поэты - властители дум советской интеллигенции. А в фильме имеется и "наследие тяжких времен" в виде доносительства (вот кто писал четыре миллиона доносов, о чем непрестанно думали шестидесятники на своих кухнях?) и уже современное репрессивное изобретение - "карательная медицина".

Стукач и доносчик появляется в фильме еще в самом начале, во время концерта народной самодеятельности, на котором объявили об уникальном открытии тридцать третьего зуба у Ивана Травкина. На этом концерте житель Верхних Ямок Прохоров заявил, что все это ложь. И разговаривать будем в "другом месте". Прохорова, как всегда, великолепно сыграл один из главных мастеров эпизода советского кино Николай Парфенов.

-6

"Расслабился, рассупонился, рассиропился, разлимонился, раскис, размяк, раздобрел" наш советский народ после 10 лет оттепели. Потерял нюх и бдительность, а ведь никуда эти самые авторы "четырех миллионов доносов" ( по мнению кухонной интеллигенции) не делись. Вот оно мурло склочника, сутяжника. доносчика и провокатора. Это у него, у Прохорова, у первого было тридцать три зуба, но один вырвали и осталось тридцать два. Это он первый уникум, а не Травкин. И пошла писать губерния. Так как на месте ему всюду дали отлуп, то поехал он в Москву.

Авторы фильма придумали просто фразы-шедевры. Вот Прохоров в справочном бюро на площади Дзержинского, поэтому понятно, что это за справочное бюро, спрашивает

-7
- Скажите гражданочка, как тут у вас человека в самасшедший дом отправить можно?
- Три копейки.

То есть в СССР человека упечь в психушку можно, образно говоря, за три копейки. И ведь действительно, после доноса Прохорова за Иваном Сергеевичем приезжают санитары под руководством еще одного сотрудника компетентных органов.

Скорее всего произошла ведомственная неразбериха и отсутствие необходимой координации и взаимодействия. Разные отделы действовали в отношении Травкина независимо друг от друга. Один отдел обеспечивал оперативное сопровождение Травкина, а другой, получив сигнал о распространении Травкиным сведений, что у него 33 зуба, отправил его в психушку. Ведь недаром же в первоначальном варианте сценария был допрос Травкина в КГБ

— Под чью диктовку вы распространяете слухи, что у вас не тридцать два, а тридцать три зуба? Мы‑то знаем под чью, но для вас лучше будет, если вы добровольно признаетесь.
— Но у меня действительно тридцать три зуба!
— Продолжаете упорствовать?
— Не верите — посчитайте.
— Гражданин Травкин, в СССР вас триста миллионов. Что же, по‑вашему, мы у каждого зубы будем считать?

Но, как известно, цензура потребовала этот эпизод изъять. И в фильме Травкина привозят без показа допроса в Конторе. А там его уже и ждут. Блистательнейший эпизод в исполнении Ирины Скобцевой, которая играет врача-психиатра на приеме Такая спокойная, мягкая, ласковая. Стальной кулак в лайковой перчатке.

-9
А вам придется у нас задержаться на некоторое время. Вас сейчас покормят. Вы примете ванну. Выдадут одежду...

Все по схеме. Тут ведь что еще характерно. "Национальное достояние", человек с 33 зубами, простой советский человек из глубинки, Иван Сергеевич Травкин, у которого самая запарка на работе, подсобница Фроська никак не запомнит, в какой бутыли "Вечерняя прохлада", а где "Грибная сырость", забыл уже про работу, и проникся своей важностью. Он уже уверен, что его тридцать третий зуб - это важное научное открытие, и уже готов поверить, что он потомок марсиан. Правда, не задается, ведет себя скромно, но с достоинством.

Но недоразумение скоро выясняется, Пристяжнюк и "Миша-водолаз" отбивают Травкина у психиатров. А взамен него в психушку помещают стукача Прохорова. Здесь тоже намек на репрессивную практику органов. Раз принято решение кого-то посадить, он уже стоит в плане. Не удалось посадить этого, значит сажай другого, да хоть сам садись, но план должен быть выполнен.

Покончив с издевательствами над компетентными органами, авторы фильма переходят к насмешкам над "святым", над советской космической программой и любимцами народа - космонавтами. Тут не обошлось и без элементов низкопоклонства перед Западом. Приезжает с Запада некий профессор Брук в эксцентричном исполнении Фрунзика Мкртчана. Какие-то там проводки на Травкина прицепил, что-то включил, выключил, "чего-то там сложил, потом умножил, подытожил и сказал, что я судился десять раз", что Иван Сергеевич марсианин, вернее потомок марсиан. Сами то установить не могли. Все на Запад оглядываемся.

-10

Вот ведь как у нас получается - у нас сказку могут сделать былью. Запустил чекист через таксиста информацию, что Травкин марсианин, а на Западе уже и подтверждение этому есть. А уж если на Западе это подтвердили...

Но сначала Ивана Сергеевича привезли к московскому профессору-стоматологу. Чтобы он дал заключение. Все сошлось. Готовься Иван Сергеевич, как родственный марсианам человек, к полету на Марс по сверхсекретной советской технологии. Разобьют твои молекулы на атомы и отправят в космос.

-11
- Вам придется отправиться на Марс и войти в контакт с марсианами.
- Ясно. А по радио никак нельзя с ними связаться?
- Нет.
- Разрешите с семьей посоветоваться.

Вот это - " с семьей посоветоваться", это тогда было во всех документальных книжках и фильмах о советских космонавтах. Как же не посоветоваться с семьей перед таким ответственным заданием. Они же все примерные семьянины, пример для народа. И без согласия семьи космонавта, образцовой ячейки советского общества, какой может быть полет в космос. И семья обязательно согласиться. Как в песне

Я на подвиг тебя провожала,
Над страною гремела гроза.
Я тебя провожала
И слезы сдержала,
И были сухими глаза.
Ты в жаркое дело
Спокойно и смело
Иди, не боясь ничего!

Но вот чего-то не понравилось в этом фильме народным любимцам-космонавтам. Да так, что пошли они к своему начальству в просьбой поставить вопрос о запрете фильма. Но об этом в следующей части. Вот тут