Найти в Дзене

«Поднятие художественного уровня среди рабочих масс» и женщин.

Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих была создана в 1830 году по инициативе действительного тайного советника, учёного , астронома и доктора философии К. Х. Рейссига. Цель, декларированная при создании школы, - «поднятие художественного уровня среди рабочих масс».

Вторая треть XIX века в России была ознаменована развитием промышленности, что требовало, в свою очередь, квалифицированных специалистов. Главную роль в художественном мире продолжала играть Академия художеств, однако в то время в ней практически не обучали художников декоративного искусства. Поэтому именно Санкт-Петербургская Рисовальная школа должна была стать основным звеном в развитой сети учебных заведений ,подготавливающих художников-исполнителей и мастеровых.

Автор не известен.
Автор не известен.

Принимали в школу учеников разного звания и сословия. При поступлении не требовалось сдавать экзамены: учеников зачисляли по написании ими прошения.

Е.Хилкона. Вид в классах для женщин .
Е.Хилкона. Вид в классах для женщин .

Первоначальный штат школы был невелик: два учителя рисования, один - черчения, один - лепки, надзиратель и два сторожа.

Коринфский ордер. Лист из альбома
«Пять ордеров колони по системе древних и новейших строителей». 1845 год. 
Литография
Коринфский ордер. Лист из альбома «Пять ордеров колони по системе древних и новейших строителей». 1845 год. Литография

В 1842 году появился класс гальванопластики, который сперва вел сам изобретатель метода - академик Б.С. Якоби. В том же году в школе открылись женские классы. И тут у школы случился первый кризис. Стало катастрофически не хватать места для размещения всех желающих учиться. Финансовое положение Школы, существующей на мизерные дотации, тоже оставляло желать лучшего. В 1850-х годах министерство финансов предложило Школу закрыть. Но этого не произошло, и с 1857 года Рисовальная школа перешла под покровительство Общества поощрения художников.

Л. Наткин.
Л. Наткин.

В школе были созданы два отделения - общеподготовительное (фактически подготовительный класс Академии художеств ) и спепиальное (художественно-ремесленное). В те годы здесь преподавали П. Чистяков, И. Крамской, учился И.Е. Репин. Как уже написано выше - появились женское классы. Николай I назначил патронессой женского отделения рисовальной школы свою дочь - великую княгиню Марию Николаевну.

Автор О.Денисова
Автор О.Денисова

Для женских классов предусматривался специальный режим работы. Была назначена надзирательница и два учителя. Занятия проходили в другие дни, нежели у учащихся мужского пола, и «под надзором матерей, родственниц или хозяек, а мужчины не могли быть допускаемы без особого разрешения министра финансов».

К началу учебного года в женские классы записалось 14 учениц , к декабрю их число возросло до 40, и появилась необходимость привлечь еще одного преподавателя. Для занятий «любительниц рисования из высшего сословия » было выделено и специальное помещение «в особых покоях около кабинета покровительницы школы». Сословное неравенство давало о себе знать, несмотря на всю демократичность. В конце 1870-ых годов Школу перевели в новое здание с большим количеством места. А через двадцать лет открываются пригородные отделения школы, которые предоставляют возможность учиться малоимущему контингенту фабрично-заводских рабочих.

Ученица Морозова, класс композиции
И.Я. Билибина. Оклад иконы. 1911.
Хромолитография
Ученица Морозова, класс композиции И.Я. Билибина. Оклад иконы. 1911. Хромолитография

Для поощрения наиболее способным ученикам школа предоставляла возможность заграничных командировок.

Новый этап в деятельности этого учебного заведения связан с приходом Н.К. Рериха к руководству в 1906-ом году. Рерих реформировал школу с учетом новых требований и собственных представлений о художественном образовании. Увеличилось число женских рисовальных классов и устроен новый женский этюдный класс. Создавались мастерские рукоделия и ткачества, чеканки, керамики, ксилографии ,скульптуры, иконописи и многие другие. Среди преподавателе Школы в то время были такие знаменитые художник , как И.Билибин, В. Щуко, А.Рылов, Н. Лансере.

К сожалению , Первая мировая война и Революция сильно затормозили развитие Школы. После 1917 года Школа несколько раз меняла адреса и названия. На сегодняшний день наследником Рисовальной школы является СПХУ им. Н.К. Рериха.

-8

«ACADEMIA» журнал Российской Академии художеств, номер V, 2010 год.