Он и сейчас с большим трепетом реставрирует свои старые работы, делает наброски новых этюдов. Шушенского художника знают не только в своем районе. Картины Виктора Ивановича СОФРЫГИНА есть в частных коллекциях и в музеях края и страны. Даже за рубеж дарил свои полотна пейзажист и график. Несмотря на преклонный возраст (живописцу уже 91 год), Виктор Иванович полон сил, энергии и желания жить и заниматься творчеством. А еще он любит танцевать, ведет здоровый образ жизни, занимается спортом и организует выставки своих картин, коих в коллекции сотни штук.
– Виктор Иванович, а первую свою работу помните?
– Трудно назвать это работами. Рисованием увлекся еще в детстве. Мы жили в Магнитогорске, а рядом с нами жил художник Рубцов, который и показал мне азы художественного мастерства. Но о том, что посвящу этому жизнь, тогда и не мыслил. Отец умер, когда мне было всего лет 15. То ли врачебная ошибка, то ли болезнь, никто уж не знает. Брат у меня погиб на фронте, второй брат умер. Сестра работала в госпитале и вскоре после войны тоже скончалась. Словом, сказать, что детство было радужным, нельзя. Наверное, как у всех в те непростые годы. Из совхоза, где родился, мы переехали в Каменск-Уральский, там я устроился работать на военный оборонный завод. Делали детали для нужд фронта. К тому времени у меня уже были корочки кузнеца-аппаратчика, мы вместе с напарником трудились на прессе и мечтали о службе в армии. Очень хотелось, чтобы нас отправили на военно-морской флот. Специально для этого пошел учиться танцам – ну а как же, каждый моряк должен уметь танцевать, по крайней мере «Яблочко». И вот вроде бы удача: меня направили в Свердловск на учения, а приятеля на подводную лодку. Вот только не удалось нам пройти службу, директор завода приехал и меня с учений забрал, а друга с подводной лодки. Некому, оказывается, на заводе стало работать, а в те годы, сами понимаете, рабочая сила на оборонных предприятиях очень нужна была.
– А как из прессовщиков в художниках оказались?
– В 60-х годах прошлого века мы с мамой переехали в Красноярск. Вроде как полегче там жить было. А в 1962 году я окончил Всесоюзный заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской в Москве. Уже тогда профессионально увлекся творчеством. Писал пейзажи, занимался графикой. В конце 60-х годов меня пригласили в Шушенское для оформления наглядной агитации к столетию В.И. Ленина. И так мне полюбились эти живописные места, что с поселком я уже не расставался. Здесь у меня и семья была, двое ребятишек. За творческой работой проводил буквально все время. С транспортом проблем не было, мог в любое время в любой уголок юга края поехать. И всегда писал свои картины только с натуры.
– У вас немало зимних пейзажей, холодно ведь зимой с натуры писать?
– Это сейчас многие по фотографиям пишут, но я никогда так не делал. И холодно было, и ветрено, и жарко, и сыро. А картины всегда рождались на природе. Более того, они рождались не за один и не за два дня. Некоторые полотна писал по полгода. Ориентировался, чтобы свет совпадал, погода же меняется постоянно, в одни и те же часы свет может быть совершенно разным.
– А что больше нравится писать – портреты, пейзажи, графические изображения?
– У меня нет нелюбимых полотен. Всё, что я когда-либо делал, делал с любовью и вкладывал в это все свои силы и энергию. Наверное, что-то получилось лучше, что-то чуть хуже, но все делалось с усердием. Графикой плотно занялся, когда началась активная застройка Шушенского. Фактически я творил историю поселка. По моим полотнам можно проследить разные периоды жизни Шушенского. Пейзажи тоже узнаваемы для жителей юга края. Много писал Ергаки, саянские хребты, Енисей, да что только не было изображено за столько лет работы... С 1980 года работал в шушенском Доме культуры в должности заведующего постановочной частью народного театра «Ровесник» и там же художником-оформителем. Оформил более 70 спектаклей и сам принимал в них участие. А еще в свое время организовал под своим руководством народное объединение «Художник», которому уже более 50 лет. Горжусь тем, что удалось сплотить и объединить лучших творческих мастеров Шушенского района. Вместе мы провели более 500 выставок на территории всего Красноярского края.
– Коллеги говорят, что вы и сегодня много времени проводите в Доме культуры, и даже иногда танцуете. Это правда?
– В Доме культуры бываю каждый день. Здесь у меня проходят выставки, здесь общаюсь с творческими людьми, помогаю и советом, и делом, если нужно. Что до танцев, так могу себе позволить. Не зря же учился! Последний раз на День поселка отплясывал. Но возраст все равно дает о себе знать. Быстрее стал уставать, слабость как накатит, ничего делать не могу. Но все-таки Господь пока дает силы реставрировать картины, заниматься общественной деятельностью, спортом. Наверное, если бы не спорт, так бы бодро себя не чувствовал. Боксом и самбо увлекся еще в юности. Обидчики помогли... Встетили меня на улице и давай заставлять форму курсанта снимать. Пошел на секцию, чтобы суметь отпор неприятелям дать. В свое время из нас, спортсменов, добровольный отряд при милиции сделали. Даже по тревоге поднимали несколько раз, чтобы оказать помощь правоохранительным органам. Да вот недавно одному зарядил прямо в лоб. Подошел мужик на улице и говорит: «Дай пять рублей». Ну, думаю, мало ли, человеку на что-то не хватает. А вечером он уже ко мне в квартиру стучится. Тысячу, говорит, давай, – и в дверь вламывается. Подумал, что дедушка хлипенький, слабенький... Но не тут-то было, быстро по заслугам получил, больше не появляется. Я и вас приемам научу, как обороняться, когда с ножом нападают или за шею хватают. Тут ничего сложного, главное, соблюдать технику перехвата (смеется).
– Виктор Иванович, у вас есть свои кумиры в изобразительном искусстве?
– Сказать, что конкретно кому-то поклонялся, не могу. У нас очень много выдающихся художников. Мне близко творчество Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Ивана Шишкина, Николая Рериха. У каждого из них черпал в разные годы вдохновение. Но в любом случае, у каждого художника свой индивидуальный почерк и стиль. Два человека будут смотреть на один и тот же пейзаж по-своему. И с одного места получатся совершенно разные картины. Это как отпечатки пальцев, одинаковых не существует.
– Насколько, на ваш взгляд, сегодня востребована профессия художника?
– Художник – это больше призвание, нежели профессия. Можно, конечно, чисто механически относиться к своему делу, как говорится, шлепать под копирку, но тогда это нужно и называть как-то по-другому, не художественным творчеством. В свое время, когда мои работы были востребованы в качестве исторических полотен, которые писал для музея, Дома культуры, мне сказали: «Историю не продавай». Я и не продавал, и потом денег на своем творчестве особо не зарабатывал. А теперь вот продавать не воспрещается, но и покупателей почти нет. Много картин просто подарил друзьям, родственникам, знакомым. С собой ведь не унесешь на тот свет. А люди пусть любуются на здоровье.
– Виктор Иванович, можно назвать вас счастливым человеком?
– Несомненно! Я многое успел в жизни, мое творчество – это и есть моя жизнь. Горд тем, что оставил богатое наследие своих картин, которые сегодня украшают музеи, картинные галереи по всему югу края. Счастлив, что вырастил достойных и порядочных детей, внуков. Что, прожив более 90 лет, нахожусь в здравом уме и трезвой памяти. Прыти поубавилось с годами, но продолжаю писать, занимаюсь гимнастикой, встречаюсь со многими людьми. Скучать некогда, проще говоря...
Фото автора
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №37 (18.640) от 14.09.2023