Одно из самых загадочных событий начала ХХ века – т.н. «Иранская революция». Что в ней необычного? Ну представьте, в восточной мусульманской монархии вдруг откуда ни возьмись появились какие-то непонятные светские организации, бросившие вызов правителю. Назывались они ЭНДЖУМЕНЫ. И были похожи на российские СОВЕТЫ, возникшие в 1905 году. Тоже непонятно откуда.
Первый энджумен появился в Тебризе в сентябре 1906 года. Отметим, что Тебриз, центр Иранского Азербайджана, будет главным очагом революции на всем её протяжении. Так вот этот самозваный орган власти начал устанавливать цены на хлеб, взял на себя судебные функции и охрану безопасности в городе.
В конце 1906 года энджумен появился в Исфахане. А что общего между этим городом и Тебризом? И там и там жило много армян.
Именно армяне стали движущей силой Иранской революции.
И ещё губернатором Исфахана был Зелль ос-Солтан, сводный брат шаха Мозафереддина, люто его ненавидевший.
Зелль ос-Солтан мечтал занять шахский трон. Он выдавал себя за сторонника демократии и всячески поддерживал революционеров деньгами, ресурсами и людьми, предоставлял в их распоряжение свои дома и иное имущество. При этом он пользовался поддержкой Англии, планировавшей заменить им шаха.
Чем же англичан не устраивал шах Мозафереддин? Он был другом России. Вот поэтому его и не любили англичане. Они давно зарились на богатства Персии. А когда там обнаружили нефть, британцы начали действовать напролом: в Иране началась революция.
- Шах пошёл на поводу у оппозиции и своего брата. 9 сентября 1906 года Мозафереддин издал положение о выборах в меджлис. Но успокоения это не принесло
Власть показала слабость? Надо её ломать!
Вот тогда-то и стали возникать альтернативные структуры власти – энджумены. Сначала в Тебризе и Исфахане. Потом в Реште и Ширазе.
Решт рядом с Россией. Туда приезжали революционеры из Баку. В том числе товарищ СТАЛИН. В Ширазе было сильное влияние англичан.
Дальше революция развивалась по нарастающей. Энджумены мутили воду. Шах созвал парламент, подписал конституцию, ограничивавшую его власть и вскоре скончался.
А энджумены стали официальными органами.
Их правовой статус был определен «Законом о провинциальных и областных энджуменах», утвержденным меджлисом в мае – июне 1907 года. Но сила энджуменов определялась не буквой закона, а наличием подчиненных вооруженных отрядов боевиков – «федаев». И определенных законом полномочий им явно не хватало.
Энджумены хотели влиять на подбор людей на различные должности в исполнительной власти, в том числе в армии и при шахском дворе. И это учитывая то, что монарх являлся главой всех вооруженных сил страны!
Как правило, когда шах выполнял свою часть компромиссных договоренностей, противоположная сторона сразу же выдвигала новые требования, всегда поддерживаемые англичанами.
Именно такого рода требования стали одной из причин обострения ситуации в Тегеране в декабре 1907 года и едва не привели к вооруженным столкновениям между сторонами.
Повальное увлечение энджуменами дошло до того, что в конце мая 1908 г. из высших должностных чинов государства и знати был создан особый энджумен, собиравшийся в доме главы племени Каджаров (к которому принадлежала правящая династия) Азод уль-Молька. Этот энджумен претендовал на то, что имеет полномочия от всего иранского народа и начал диктовать новому шаху Мохаммеду-Али условия, угрожая в случае их невыполнения отрешить его от власти. Естественно в пользу Зелль ос-Солтана.