#геостратегия
Разбирая, анализируя прошлые, текущие и будущие действия геополитических игроков, важно не забывать об ускорившихся процессах и уменьшившихся сроках жизни. В рамках традиционного цивилизационного подхода к геостратегии, вековые события и преемственность видятся естественными и нормальными, но в современном мире сложность и скорость процессов возросла. Для примера, ни о каком Шиитском проекте до революции в Иране (1979 г.) и ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) речи не шло, а говорить о Красном / Советском проекте после 1990-1991 гг. не имеет смысла.
В основе геополитических игроков лежит не только культурно-цивилизационная и/или этнокультурная основа, а также текущие реалии (внешние факторы, ресурсы), наличие субъектности (волевые факторы) и долгосрочное целеполагание. На одной цивилизационной основе может существовать одновременно несколько игроков, разделение которых зашло очень далеко, а взгляды и цели стали настолько различны, что говорить о фракциях не приходится (например, США, Британия, Кластер транснациональных корпораций).
С другой стороны, отдельно рассматривать банкирско-ростовщические семьи и государство Израиль не имеет смысла, долгосрочные цели и представление о желанном будущем у них совпадают. Ровно, как нет особого смысла пытаться в современной Европе искать политические зазоры между Германией, Францией, Италией, Испанией и т.д., ранее сильные и независимые игроки стали лишь бледными тенями прошлого, зависящими от одного источника освещения.
Если одна из категорий, характерная для геополитического игрока отсутствует, то получается следующее:
- ️без культурной основы – недолговечное, космополитное, глобальное политическое движение, с небольшим шансом перерасти в сетевую державу [левые либералы всех мастей];
- ️без внешних условий и ресурсов – фракция внутри другого игрока или очень слабый игрок [тибетский буддизм, исмаилиты, сикхи, курды];
- ️нет субъектности – поле битвы за ресурсы для внешних игроков [Исламский мир, Черная Африка];
- ️нет целеполагания – реликтовая, постепенно умирающая, непассионарная общность [ЕС].
Все указанные компоненты обязательны для геополитического игрока, когда речь идёт об анализе будущего, важно проверять их наличие. Противостояния имеют долгую историю, зачастую результатом поражения в одной конкретной войне становится утрата воли, выгорание и отказ от дальнейшей борьбы. После чего ни о каком возрождении говорить не приходится, а, казалось бы, имеющий ресурсы для борьбы и даже победы игрок прекращает всяческое сопротивление и со временем гибнет.
В настоящее время описанное происходит с европейскими странами и народами, их субъектность окончательно убили в начале XXI века, собрав этнокультурные реликты в аморфный ЕС. Другой пример, в 1999 году турки захватили лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллу Оджалана, фактически лишив турецких курдов воли и резко понизив активность и субъектность. Простой и логичный ход – проститься со старым лидером, словно он погиб героем, и жить дальше, но нет. Зафиксировать, принять локальное поражение, чтобы продолжить борьбу, крайне сложно. Самый большой риск для США / «Америки отцов-основателей» - утрата воли к победе, сейчас всё завязано на Дональда Трампа, как символ.
И, да, если консерваторы не смогут вернуться к власти (даже не Дональд Трамп), то через несколько лет для спасения США понадобится много более сильное лекарство, например, военный переворот на фоне войны против Китая…)))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3030
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей