Найти тему
Немного Историк

Встреча графа Орлова с Екатериной II после провала первоначальных целей Архипелагской экспедиции

Граф Орлов с поразительной скоростью прибывает в Петербург. И не мудрено, так как в свете последних событий, лучше было бы поскорее предстать перед императрицей растолковать ей, почему русские корабли все еще не в Босфоре. На протяжении всего пути до столицы, графа не покидала тревога за маленький символический подарок Екатерины II, который она передала ему через командующего третьей эскадрой, прибывшей под занавес боевых действий в Эгейском море.

Граф Алексей Григорьевич Орлов. На этом портрете он такой милый, прямо мишенька под вишенкой.
Граф Алексей Григорьевич Орлов. На этом портрете он такой милый, прямо мишенька под вишенкой.

Изящный золотой перстень, инкрустированный драгоценными камнями – хороший подарок, но не в сложившихся обстоятельствах. Это была копия перстня, который граф подарил юной дочери Хасана-Паши прежде чем сопроводить семью османского флотоводца в Константинополь. Поступок-то благородный, но мало какому государю понравится, когда его военачальники миндальничают с противником. И ладно бы, если Архипелагская экспедиция достигла амбициозных целей в первый год кампании, но, "благодаря" действиям командующего второй эскадры, адмирала Джона Эльфинстона, блокада Дарданелл провалилась, в связи с этим, у Екатерины II не могли не возникнуть справедливые опасения, что «все переплетено».

Командующий Архипелагской экспедицией предстал перед императрицей в марте 1771 года. Граф Орлов, подобно ответственному студенту, пришел на встречу во всеоружии. Он подготовил сводки о состоянии российского флота, предполагаемых ресурсах противника и возможные сценарии развития операции. Первый же вопрос, который задала ему Екатерина II был простым, но неприятным. Звучал он следующим образом: «Алексей Григорьевич, почему мы все еще не у стен Константинополя?». Орлов был готов к этому и сразу же представил донесения контр-адмирала Самюэля Грейга о состоянии османских сил в проливах. Турки испытывали ряд проблем в связи с разразившейся эпидемией чумы, поэтому соваться туда не имело никого смысла. Граф предложил спокойно перезимовать на островах, а затем, с новыми силами продолжить операцию.

Мне очень нравится эта картина. Тут и Екатерина помоложе, да еще и сыночка рядом
Мне очень нравится эта картина. Тут и Екатерина помоложе, да еще и сыночка рядом

Ко всему прочему, командующий Архипелагской экспедицией не без гордости отметил, ряд островов в Эгейском море приняли подданство Российской империи, на что Екатерина никак не отреагировала. Вероятно, задумалась над тем, как проводить там референдум о «добровольном» присоединении… Орлов предложил императрице немного попиариться и подписать указ о переименовании нескольких греческих городков на русский манер, а также открыть школу имени себя на острове Наксос. Такая инициатива вызвала большой интерес со стороны императрицы и дальнейший разговор проходил в дружелюбном ключе.

Екатерина, когда узнала о новых субъектах Российской империи.
Екатерина, когда узнала о новых субъектах Российской империи.

А пообщаться было о чем, в частности, как вывести турок «на болевой» за счет доминирования в Эгейском море и блокады проливов. Орлов изложил государыне свои планы, он предлагал воздержаться от активных действий, сосредоточившись только на блокаде Дарданелл, предполагая, что удар по морской торговле Порты позволит быстрее заключить выгодный для России мир. Кроме того, острова в Эгейском море можно было использовать как разменную карту при подписании соглашения и обменять на них что-нибудь интересное на Балканах или свободу мореплавания для русских торговых кораблей. Екатерина II согласилась с доводами графа, но была еще одна важная тема для обсуждения, военной компании она почти не касалась, скорее, личных отношений.

Императрица с нескрываемой обидой напомнила Орлову о «деле с перстнем» и потребовала объяснений. Граф постарался убедить государыню, что такие подарки были продиктованы исключительно военно-тактическими соображениями и никакого оскорбления ее Величеству он наносить не собирался. Екатерина II, выслушав оправдания графа, заключила: «Прошу больше не раздавать мою императорскую милость кому попало». На том и порешили.

Никто не любит, когда не проявляют должного уважения.
Никто не любит, когда не проявляют должного уважения.

Сразу же после встречи с императрицей, граф Орлов отправился обратно, но не с пустыми руками. Он получил доверенности Екатерины II на заключение мира с Османской империей, а также неофициальные инструкции, звучавшие следующим образом:

Начать переговоры о мире с некоторыми из турок, в близости от вас в их собственных делах обращающимися.

Теперь оставалось всего лишь найти турок, "в собственных делах обращающихся" и заключить с ними мир. Как жаль, что это куда проще сказать, чем сделать.

На этом наш цикл статей подходит к концу. Решение о следующих публикациях по Архипелагской экспедиции буду принимать исходя из лайков, комментарий и дочитываний этого цикла.

Эти ребята реально крутые! Кликайте по ссылке выше, переходите на их сайт, там много интересного!
Эти ребята реально крутые! Кликайте по ссылке выше, переходите на их сайт, там много интересного!

Хотелось бы отдельно поблагодарить АНО Подводное археологическое общество и Юрия Ткаченко, вдохновившего на данный цикл. Благодаря кропотливой работе сотрудников АНО Подводное археологическое общество, были найдены дневники контр-адмирала Самюэля Грейга, именно по мотивам этих дневников был написан данный цикл! Это первая серьезная коллаборация для меня и я благодарен за такую возможность! Спасибо вам, дорогие Читатели, без вашего внимания, меня бы никто не заметил!

Если интересна тематика русско-турецких войн, кликайте по сериям и наслаждайтесь! И да, прошу поддержать Автора лайком!