Найти тему
Виктория Талимончук

ВЕЗДЕСУЩИЕ КОТИКИ

В этой статье я хочу вам рассказать ещё об одной «достопримечательности» Туниса – его котиках.

Сразу скажу, я не выискивала их специально и ничего о них не узнавала, но и не игнорировала, когда они встречались на моём пути, просто наблюдала.

Естественно, когда я летела в Тунис на встречу с сыном и внучкой, ни о каких котиках я не думала вообще и думать не собиралась, но с первого же дня эти самые котики сами начали появляться на моём пути в самых неожиданных местах. Наблюдать и понимать котиков я умею, а моя бурная фантазия дорисовывала всё остальное в моей голове, возможно и то, чего на самом деле и не было, но мне виделось именно так. Читайте, пожалуйста, если, конечно, интересно, серию небольших историй о встреченных мною котиках в Тунисе.

Строгая хранительница крепости Рибат в Монастире.

Экскурсия в Рибат города Монастир (о ней подробно можно прочесть ЗДЕСЬ:) была самой первой в нашем путешествии. Организовывала я её сама, и поэтому, несмотря на все стоны и протесты моих детей о времени, в 8:00 (время открытия Рибата) мы уже покупали билетики в крепость. В такой «ранний» час кроме нас в крепости других туристов ещё не было, они начали появляться к 10:00, когда мы уже уходили.

Мы шли по пустой крепости, сквозь толстые стены которой не долетало ни звука из раскинувшегося за её стенами города. Тишина была такая, что мы невольно даже приглушили свои голоса, потому что как-то неестественно громко и не к месту они звучали в этих древних стенах.

Облазив всю крепость, мы под конец зашли в Музей исламского искусства, расположенный в бывшей молельной комнате крепости, которая также играла роль мечети в те старые времена. Едва мы туда зашли, как тишину крепости тут же нарушил резкий и пронзительный звук «ма-а, ма-а». Мы недоумённо переглянулись, а это «ма-а» между тем нарастало, крепло, отражаясь эхом от стен, и звучало оно весьма строго и недружелюбно. Что-то этот звук по своей манере произношения и частоте мне напоминал…

- Это что? – перепугано схватила меня за руку невестка, прижимая к себе второй рукой дочку. – Пойдёмте отсюда, Виктория Игоревна, мне это не нравится.

А звук как-то странно приближался, меняя направления. На мгновенье мы замерли в полутёмном помещении бывшей молельни, колонны и арки которой образуют 7 продольных проходов-нефов с более широким центральным, и два поперечных трансепта.

Видите, на фото этот музей на втором этаже, там 7 проходов в зал.
Видите, на фото этот музей на втором этаже, там 7 проходов в зал.

- Погоди, по-моему… это кошка… - не совсем уверенно сказала я.

- Кошка?! Вы надо мной издеваетесь?! Я что не знаю, как кошки мяукают?! – возмущённо воскликнула невестка. – Это какой-то непонятный зверь, может, и не один, идёмте быстрее отсюда, мне страшно! А вдруг он сейчас на нас накинется и покусает?! А вокруг никого нет, потому что нормальные люди в это время только завтракать начинают, а Вы нас притащили в эту крепость ни свет, ни заря.

Бедная моя невестка была на грани истерики, она очень добрая, но слишком впечатлительная и немножко трусиха.

А это угрожающее «ма-а», казалось, уже звучало со всех семи проходов и ничего хорошего не предвещало.

- Да, подожди ты, это точно кошка, - уже уверенно сказала я, - это её манера – издавать так звуки, просто это тунисская кошка и говорит она по-тунисски. Сейчас мы её найдём. Эй, ты чего там так орёшь? Где ты? – Громко крикнула я.

Грозное «ма-а» на некоторое время затихло, чтобы раздаться с оглушительной силой в стороне правого трансепта. Я тихо пошла на звук и увидела у входа небольшую, тонкого телосложения кошечку, даже удивительно, что это маленькое тельце могло издавать такие громкие и страшные звуки.

-2

Она стояла и бесстрашно сверлила меня своими огромными миндалевидными глазами, казалось, что вся её мордочка состоит из этих глаз, настолько они были большими и очень выразительными.

-3

В этих глазах оливинового цвета не было ни страха, ни любопытства, ни тем более какой-либо просьбы, только огромное возмущение: «Я единственная законная хозяйка этой крепости. Моя генетическая память хранит всё о жизни моих предков этой крепости, о законах, почитании и уважении. Люди бросили эту крепость, превратили в балаган, и только мы, кошки Рибата, продолжаем охранять эту святыню из поколения в поколение. Из всех животных Земли только нам, кошкам, разрешено заходить в мечеть, мы часть исламской веры. Сам Пророк Мухаммед однажды обрезал рукав своего одеяния, когда собирался на утреннюю молитву, обрезал, чтобы не беспокоить спящую на рукаве кошку. Так что нужно здесь вам – чужеземцам в молельном доме ислама?»

Я стояла и молчала, глаза маленькой кошечки изменились, теперь она смотрела на меня немного обиженно и укоризненно за то, что я бесцеремонно вторглась в святая святых её владений.

-4

«Мы… мы не пришли осквернять святое место… Мы… мы просто хотим увидеть величие и красоту тех далёких времён, которыми и сейчас наполнено твоё сердце. Мы хотим почувствовать ту силу духа и веры людей, которая была тогда и которая сохранилась в прекрасных творениях рук их», - примерно так, мысленно, ответила я кошке.

- Так можно мы посмотрим? Обещаю, мы будем вести себя очень даже прилично, - уже вслух пообещала я кошечке.

Мне показалось, что взгляд маленькой хранительницы Рибата смягчился. Она перестала смотреть мне в глаза, теперь её взор был устремлён куда-то туда, в глубину веков… наверное, она там видела то, что успокаивало её маленькое благородное сердце.

-5

А когда мы уходили, мне показалось, что кошечка нам улыбнулась, её душа была спокойна, эти люди действительно с уважением отнеслись к её святыне, и ей это было приятно.

-6

Кот амфитеатра в Эль-Джеме.

Когда мы, полные впечатлений от величественного амфитеатра в Эль-Джеме с его историей (о нём подробно можно прочесть ЗДЕСЬ:), начали потихоньку покидать это древнее сооружение, на выходе я обратила внимание на возникшего из ниоткуда котика, а точнее на его странное поведение. Этот белый кот с тёмным хвостом и такой же «шапочкой» на голове, не спеша, подходил к выходящим туристам, молча, поднимал свою мордочку и смотрел в лица людей. На первый взгляд со стороны это выглядело будто котик просит покушать, хотя несчастным доходягой он вовсе не выглядел, вполне даже ухоженный, чистый и не худой котик.

Кто-то просто умилялся, кто-то извинялся, сетуя на то, что в сумке ничего съестного нет, кто-то пытался погладить, на что кот реагировал очень отрицательно, ловко уворачиваясь от протянутых рук. Но вот у одной из туристок в сумочке оказалось что-то съедобное, и она с радостью под одобрительные улыбки окружающих протянула котику угощение. Реакция кота удивила: он даже не понюхал еду, а тут же отвернулся и пошёл прочь, мне показалось, что почему-то весь его вид, особенно хвост, выражал полнейшее презрение к этой доброй женщине.

Одна партия выходящих схлынула, я стояла у остатков развалин и ждала своих, где-то замешкавшихся, детей. К выходу подходила новая партия туристов, это было слышно по приближающемуся гомону, и тут белый кот снова появился, направляясь к тому месту, откуда должны показаться люди.

-7

История его поведения в точности повторилась. Мне стало любопытно. А мои всё не шли. Тогда, переждав очередную волну выходящих, я вернулась в амфитеатр, не столько, чтобы поискать своих потеряшек (выйдут, куда денутся), а чтобы встретится с котом, как положено, так, как он ждёт, на выходе, а не просто подойти со стороны.

И вот я иду к выходу с очередной партией туристов, выискивая глазами этого странного кота. «Подойдёт или нет?», - Мелькают мысли в голове.

Ага, вон мельтешит под ногами белое пятно с чёрной шапочкой, немного правее, так, ещё чуть-чуть, вот он, ну, теперь бы только попасть в его поле зрения. Есть! Белый кот идёт прямо на меня.

Мы остановились одновременно, кот лихо вскинул голову вверх и посмотрел мне в глаза.

«Ну, что, прониклась всем величием этого строения?» - Ясно читался вопрос в кошачьих глазах.

«Да, невероятно, какое страшное величие», - мысленно ответила я.

«То-то же, а я здесь живу! Это мой дом! Вот так вот!» - взглядом отвечал мне кот.

И столько было в этом взгляде чувства собственного достоинства и важности, что если предложить такому взгляду кусочек еды – равносильно величайшему оскорблению личности.

Ну, что прониклась?
Ну, что прониклась?

Не еда нужна была этому коту и не ласка, а признание его значимости и величия.

Я признала, наверное, поэтому этот странный кот ещё некоторое время стоял и смотрел на меня, может, наконец-то наслаждался своим триумфом от того, что его поняли и оценили по достоинству всё его высокое положение. Как бы там ни было на самом деле, но уходя, кот обернулся, чтобы наградить меня за понимание своим прощальным взглядом.

Коты города Матмата.

Для тех, кто не читал моих историй про путешествие по Сахаре (кстати, можно прочесть ЗДЕСЬ:), скажу, что город Матмата находится в горной Сахаре, и большинство его жителей (берберы-троглодиты) живут под землёй.

Здесь мы сразу остановились возле одиноко стоящего среди пустынной местности отеля, чтобы пообедать.

Вход в отель.
Вход в отель.

Едва мы уселись за столики и получили свои порции еды, как в столовой появился чёрный кот. Он важно выхаживал у стены около выхода, задрав хвост, периодически останавливался и смотрел на всех жующих своими зелёными глазами. Но котика никто не замечал, все были заняты поглощением пищи.

Чёрный кот не сдавался, он продолжал своё неспешное выхаживание, наклоняя изогнутый кончик хвоста то в одну, то в другую стороны.

«Нет, это невыносимо! До чего же невнимательные эти люди. Эй, вы, долго я ещё тут буду напрасно ходить?!» - возмущённо буравил котик взглядом сидящих за столами людей.

-10

Но люди усиленно жевали и никто не замечал маленького и гордого котика, который уже чуть ли не пеной исходил от такого игнора, но стойко молчал, только кончик хвоста начал нервно подрагивать.

Наконец народ всё съел и потянулся к выходу. Вот тут все сразу же и заметили котика. Ахи, охи умиления и восхищения, стыдливые обороты голов на свои пустые тарелки и т.д. Несколько туристок, особо чувствующих свою вину перед котиком, попытались взять его на руки и приласкать. Эх, что тут началось! За одну секунду хорошо досталось всем протянутым рукам. Люди отпрыгнули в недоумении, и тут гордый котик «заговорил». Его речь была непродолжительной, но весьма эмоциональной, а уж каким презрением горели зелёные глаза, которыми кот безжалостно сверлил всех близь стоящих, трудно даже передать.

-11

Если перевести его «речь» на человеческий язык, то смысл его тирады сводился к следующему: «Жалкие, невоспитанные, ЧУЖИЕ людишки! Вы нарушили все правила гостеприимства и уважения к хозяевам дома, который вас накормил! Жадные чревоугодники, НИКТО из вас не поднёс мне угощения (жрать я не хочу, обо мне тут прекрасно заботятся) в благодарность за гостеприимство! Так какого чёрта вы считаете, что можете безнаказанно вытирать о мою бархатистую, ухоженную шёрстку свои жадные, грязные руки?!! Идите прочь, не будет вам моего кошачьего благословления!!!»

И мы уходили, стыдливо опустив глаза и тяжело вздыхая, отчётливо чувствуя правоту слов чёрного кота. И всем было немного стыдно.

А вот котики, живущие в пещерах троглодитов, были напрочь лишены всяких амбиций. Спокойные и доброжелательные, как и их хозяева, они не собирались доказывать миру свою правоту, а просто веками жили в своём подземном жилище, не стремясь что-либо изменить, потому что и людей, и котов такая жизнь полностью устраивала. Поэтому, когда мы зашли во внутренний двор дома троглодитов, два котика продолжали мирно спать (или делать вид, что они спят), не удостоив шумную толпу чужаков не то что взглядом, но даже малейшим непроизвольным подёргиванием усов.

На фото два кота. Чёрно-белая спинка второго видна на каменном диванчике.
На фото два кота. Чёрно-белая спинка второго видна на каменном диванчике.

Ведь это был их дом, а то что в него периодически врывается толпа «дикарей»… ну, какое им, котикам, до этого дело, раз хозяева не против?

-13

И вот почему-то, глядя на эту чёрно-белую, спящую (или делающую вид) кошечку мысль о том, чтобы её погладить или потрогать, даже в голову не приходит. Уж слишком ясно от кошки веет: «Я отдыхаю, никого не трогаю, так будьте же и вы, туристы, столь же воспитанными, уважайте чужой покой.»

И знаете, никто не дотронулся до этой кошечки, наоборот, все приглушали голоса, когда проходили мимо, стараясь подальше держаться от этого каменного диванчика.

А вот со вторым котиком, который явно не спал, но усиленно делал вид, что спит на пороге прохода в комнату, дела обстояли не так уж и миролюбиво (было видно, что кот ещё молодой).

-14

Посмотрите на положение головы, на то, как напряжённо торчат уши, на фото тяжело разобрать, но скажу, что глаза котик закрывал так усиленно, как если бы человек старался изо всей силы зажмуриться, а если добавить к этому ещё и сморщенный в складочку нос, то становится очевидным о чём думает этот котик. А думает он следующее: «Я тут лежу и изо всех сил изображаю равнодушие, спокойствие и благожелательность, но в эту комнату я никого не пущу! Имейте это ввиду.»

И опять-таки, ни одному, всюду сующему свой любопытный нос, туристу даже в голову не пришло обойти кота и заглянуть в эту «таинственную», так тщательно охраняемую комнату. Вот такой силы был этот кошачий посыл.

Наверное, именно в этой комнате сейчас отдыхали хозяева этого жилища. Мы спросили гида, а где хозяева, на что он ответил, что экскурсия в жилище всегда проводится строго во время дневной сиесты, и хозяева просто отдыхают.

Вот такие они разные котики Матматы.

Ещё хочу вам просто показать фото котика, что живёт в кафе возле оазиса, особо рассказать мне о нём нечего, просто окраска весьма непривычная и симпатичная.

-15

Этот яркий котик, абсолютно не обращая никакого внимания на десятки снующих вокруг ног, просто спокойно и с аппетитом кушал, потому что пришло время его обеда. Чего ему бояться и прятаться, он дома и ест, где считает нужным, а туристы обойдут, не перетрудятся.

Котик нашего отеля.

Как оказалось, в нашем отеле тоже проживает котик, мы его просто не видели, потому что этот кот выходит только на ночную инспекцию, когда все отдыхающие спят. Увидели мы его потому, что рано уезжали на экскурсию и спустились в холл в половине шестого утра.

-16

«Здрасте, а вы чего так рано выперлись?» - встретил нас раздосадованным взглядом отельный кот, который добросовестно обходил и проверял все диванчики в холле.

«Мало ли что, эти туристы порой бывают такими свиньями, а вдруг дежурный не заметил и пропустил беспорядок, надо всё хорошенько проверить», - наверное, примерно так думал кот.

-17

Он добросовестно обошёл и обнюхал все диванчики, заодно и на столики заглянул. «Так, ну, тут везде порядок… А у лифта там что? Что-то это мне не нравится…» - прищурилась кошачья морда.

-18

И одарив нас ещё раз недовольным взглядом, котик решительно направился в сторону лифта.

-19

- Очень строгий, порядок любит, - уважительно кивнул на кота портье и улыбнулся, - каждое утро всё проверяет.

***

Мы покидали Тунис – маленькую и бедную, но такую гостеприимную страну Северной Африки. И как бы в подтверждение своей открытости и гостеприимства из окна автобуса, везущего нас в аэропорт, перед нами расстилалось вечернее небо, одаривая в последний раз нас своей красотой.

-20

Солнце весело нам подмигнуло на прощанье, мол, приезжайте ещё.

-21

- Ах, если бы это было так просто! – мысленно воскликнула я ему в ответ. Но солнышко уже меня не слышало, скрывшись за горизонтом. И только подсвеченные, розоватые края облаков ещё некоторое время провожали нас в аэропорт.

-22