На протяжении столетий топор на Руси был не только оружие, но и орудием труда, которое совершенствовалось со временем, как, к примеру, плотницкий топор, о котором и пойдёт наш рассказ.
Несмотря на кажущуюся простоту, плотницкий топор довольно сложный инструмент, история которого насчитывает не одно столетие. Как таковой, русский плотницкий топор пришёл к нам с востока, из скифо-сарматского мира, по крайней мере, первый топор, который похож на типичный русский плотницкий топор, был найден в Брянской области и идентифицирован как сарматский боевой топор IV века. После нашествия гуннов у славян начался период независимого развития, а с независимостью прибавилось работы у плотников, тем не менее, плотницкие топоры вплоть до XV века на археологических раскопках не попадаются.
В 1445 году татарскому царевичу Касиму в вассальное владение был дарован город Городец-Мещёрский с прилегающими землями, ставший столицей Касимовского ханства служилых татар и важным торгово-ремёсленным центром, где местными кузнецами был создан новый плотницкий топор с скошенным обухом и бородкой под лезвием, предохраняющей лезвие от излишних напряжений. Подобный топор быстро заслужил всеобщее признание и вытеснил своего предшественника, этих усовершенствований не имевшего, хотя это произошло не одновременно и не во всех регионах сразу, к примеру, в Карпатах старый русский топор под именем "валашка" используется до сих пор. Бородка также позволила существенно сократить топорище, что облегчило работу плотницким топором и позволило к XVIII веку создать его каноническую версию.
При Петре I в России была проведена обширная индустриализация и было построено множество железоделательных народов, на которых изготавливалась и продукция для населения, в том числе и топоры. Массовое производство топоров позволило произвести их унификацию и создать стандарт производства, благополучно действующий и по сию пору.