Найти тему

Размышление об эволюции боевых искусств. Ч.2: Настоящее

Оглавление

В прежней части мы бегло прошлись по общему генезису БИ от первобытных людей до относительно современного периода появления огнестрельного оружия (с точки зрения истории человечества это произошло совсем недавно: буквально несколько дней назад). Надеюсь, ни у кого не осталось сомнений, что боевое искусство, как вид человеческой деятельности, начало своё развитие с использованием оружия.

Тут в комментариях прозвучало, дескать, автор слишком поверхностно прошёлся по истории и, если взять ушу или каларипаятту, то... Не нужно ничего брать. Данные направления точно также имеют в своей основе оружие, и техники боя без оружия являются вторичными. Всегда развитие шло от техник с оружием к вспомогательным техникам без оружия. И никак иначе. Не нужно путать процесс развития БИ с методиками обучения.
Данные статьи не претендуют на научное исследование, а скорее являются беглым взглядом на генезис Би в целом, чтобы понять, откуда и к чему мы пришли и куда идём.
Каларипаятту
Каларипаятту

Также были затронуты вопросы возникновение единоборств как формы поединка, почему они разделились на бросковые и ударные, единоборства как игра и спорт и т.д. Если не читали, то рекомендую начать именно с первой части.

Период от огнестрельного оружия до наших дней

Считается, что огнестрельное оружие появилось в XIV веке, однако до XIX века, когда начало появляться «персональное» многозарядное короткоствольное стрелковое оружие, нельзя сказать, что оно как-то сильно влияло на развитие рукопашного боя в силу своей ограниченной применимости. Судите сами, один-два заряда и время на перезарядку. После одного-двух выстрелов из пистолета он становился скорее оружием ударно-дробящего действия. Поэтому техники боя холодным оружием оставались максимально актуальными, вплоть до второй половины XIX века.

«Бог создал одних людей сильными, а других слабыми, а Сэмюэль Кольт сделал их равными» (дав каждому оружие и тем самым сделав их одинаково защищенными).

Всё начинает действительно меняться после того, как начали появляться и входить в обиход многозарядные пистолеты и револьверы, а так же винтовки. С этого времени постепенно начинает отпадать необходимость владения навыками рукопашного боя и владения холодным оружием, чтобы иметь возможность сражаться. Поэтому навыки владения холодным оружием, которые на протяжении тысячелетий являлись основой всех воинских навыков, постепенно начинают вытесняться на второй план. Отпала необходимости тратить годы на освоение техник рукопашного боя — достаточно просто иметь пистолет и уметь им пользоваться... Да и стрелять, что уж греха таить, можно научиться быстрее, чем пользоваться холодным оружием.

Так как я изучаю именно японские направления боевых искусств, то процесс этих изменений я буду рассматривать на их примере. Тем более, что +\- всё везде происходило одинаково.

Японское гэндай будо как пример смены парадигмы от «методов боя» к системе физического и духовного воспитания

Как, наверное, многим известно, в 1868 году в Японии произошла «Реставрация Мэйдзи», в ходе которой произошло упразднение самурайского сословия. Япония взяла курс «буммэй кайка» (просвещённой цивилизации) на то, чтобы занять своё место в «современном» мире развитых держав и ликвидировать техническое отставание Японии от западных стран (ну, типа как у нас «Догоним и перегоним Америку!»). В 1872 вводится новая система образования (по французскому образцу) и отменяются все традиционные сословные категории, все уравниваются в правах.

Однако, как вы сами понимаете, одним только указом невозможно упразднить целый общественный класс (не менее 400 тысяч человек), и сами самураи никуда не делись. Да и менталитет нации невозможно переделать одним только указом...

В этом смысле весьма показательна сцена из фильма «Последний самурай», в которой, на мой взгляд, весьма наглядно показано, как быстро с человека сметается лоск «европейскости» и включается «память поколений» — посмотрите на поведение второго франта после того, как его приятелю отрубили голову...

Самурайское сознание никуда не девалось, и уже в 90-х годах XIX века влияние «национальной идеи духа Ямато» усиливается и вскоре становится чуть ли не официальной государственной доктриной, впоследствии приведшей к японскому милитаризму и тому, что Япония стала одной из разжигательниц второй мировой войны.

Однако в результате этих изменений мы получили целую новую эпоху в истории боевых искусств Японии (да и не только её). Изучение боевых искусств было поставлено на службу национальным интересам. Появилось то, что принято называть гэндай будо — современные боевые искусства, в числе которых такие как кендо, дзюдо, каратэ, айкидо и т.д., имеющие в своём названии «ДО» (Путь).

И вот тут наступает самое интересное... Раньше основными занятиями самураев были такие воинские дисциплины (дзюцу), как кендзюцу — искусства боя на мечах, кюдзюцу — искусство стрельбы из лука, а также владение другими видами оружия. Но в процессе «Реставрации Мэйдзи» поменялись представления о ведении боевых действий, и армия решительно «осовременилась». В ней уже не было места для кобудо (корю).

На этом фоне на первое место вышло то, что раньше всегда являлось вспомогательным разделом — дзюдзюцу (джиу-джитсу), который доселе представлял из себя пёстрый и весьма разноплановый конгломерат школ, объединённых под общим названием.

Причина тут ещё и в том, что не все самураи нашли своё «место под солнцем» в новой реальности, многие из них остались без дохода. Кто-то зарабатывал массажем и костоправством, а кто-то и преподаванием боевых искусств всем, кто был способен платить. Мечи были запрещены, а потому техники боя без оружия стали наиболее востребованными. Основным же видом этого как раз и было дзюдзюцу. Нет, конечно же, и меч не был забыт, ведь для Японии это один из символов их нации. Появилось кендо и заняло свою большую нишу, как система физического и нравственного воспитания личности в духе национального японского милитаризма.

Внутренняя политика Японии тех лет всячески поощряла воспитание подрастающего поколения на основе самурайского духа (идеологии) и воинских традиций. Если есть запрос, то и предложение найдётся. И оно нашлось в лице Кодокан дзюдо (или, как его ещё называли тогда — Кано-рю), созданное мастером дзюдзюцу Кано Дзигоро и занявшее лидирующие позиции в мире тогдашнего японского дзюдзюцу. Именно профессор Кано смог «поженить» государственную идеологию и боевое искусство, поставить боевое искусство на службу государству как метод физического и нравственного воспитания личности. Его дзюдо стало изучаться в школах и полиции. Вскоре к этому присоединился Фунакоси Гичин, приехавший по приглашению Кано с Окинавы и, будучи его единомышленником, начавший развивать «японское каратэ». Его Сётокан вскоре также нашел своё место в системе японского образования, и каратэ Фунакоси позиционировалось не просто как метод самозащиты, но, наравне с дзюдо и кендо, как система физического и нравственного воспитания личности (прежде всего, молодёжи).

Естественно, что в XX веке взаимопроникновение культур в мире начало происходить просто со страшной силой. И такие японские виды БИ, как дзюдо и каратэ, уже перестают быть лишь японским достоянием, а вполне себе экспортируются и в другие страны, прежде всего, западные. И, со второй половины ХХ века (после смерти их основателей) всё более активно начинают превращаться в соответствующие спортивные единоборства.

Трансформация боевых искусств в спортивные единоборства

Возвращаясь к началу статьи, хочу ещё раз напомнить поговорку про то, что Бог создал людей сильными и слабыми, а полковник Кольт уравнял их. В результате эволюции огнестрельного оружия и методов ведения боя оным, навыки рукопашного боя постепенно начинают уходить на второй план и перестают быть определяющими в подготовке воинов. А как мы знаем из всей истории человечества, под боевыми искусствами, прежде всего, подразумевались именно воинские искусства. Жизнь в целом была такая на протяжении тысячелетий, что это были слова-синонимы. Всё, что касалось боевого мастерства, было уделом воинов (а также наёмников, бандитов и профессиональных душегубов, разнообразных представителей стражи (полиции), спецслужб и некоторых воинствующих монашеских орденов, как на Востоке, так и на Западе), а не обычного люда — крестьян, ремесленников, буржуа, а позднее и пролетариата.

Однако из первой части мы знаем, что боевые искусства также выполняли ещё и игровую (в том числе спортивную), воспитательную и ритуальную функции. Вот именно они-то и начали выходить на первый план по мере того, как в воинской среде навыки искусства рукопашного боя становятся менее актуальными.

Главное отличие спортивных единоборств от боевых искусств

Если мы возьмём то, что сейчас называется английским боксом, то первые официальные упоминания о нём у нас появляются уже в XVII веке, а уже с XVIII века начали проходить регулярные турниры. В XIX веке во Франции возрождается то, что сейчас называется греко-римская борьба (а до этого называлось французской борьбой). Ну и, конечно же, не стоит забывать про различные традиционные национальные виды борьбы народов Востока, которые тоже никуда не делись, и турниры по которым проводились во время различных праздников (например, традиция борьбы көрәш (татаро-башкирская национальная борьба на поясах) во время празднования Сабантуй и т.д, и т.п.

Вот только нужно понимать, что всё это, начиная от кулачных боёв в Древнем Египте и Древней Греции, заканчивая боксёрскими поединками в Англии или Сиаме, всегда несло (и будет нести) развлекательную функцию. Всё это уже давно потеряло свою ритуально-религиозную составляющую и сейчас всегда проводится для потехи населения (что бы об этом ни думали сами участники подобных поединков). В этом сама суть спорта. Суть уже в самом названии подобных мероприятий: спортивно-развлекательные.

Естественно, что спортивный состязательный поединок это не то же самое, что бой на уничтожение. Поэтому любой спортивный поединок всегда проводится по каким-либо правилам и с определёнными ограничениями.

В большинстве своём люди не готовы участвовать в подобных мероприятиях, если есть серьёзная угроза их жизни или здоровью. Хотя, конечно, встречаются индивиды, у которых страсть берет верх над инстинктом самосохранения. Но, в целом, это не так, и мало кто готов платить собственной жизнью за победу. Все, кто считает, что это не так — задайте себе и своим товарищам подобный вопрос: готовы ли вы участвовать в спортивном поединке, зная, что вас могут убить?

В этом и состоит основное отличия спортивных единоборств от боевых искусств — в целеполагании:

Цель спортивного поединка состоит в выявлении лучшего бойца (чемпиона) среди участников на данный момент времени в данном месте. Целью же боевых искусств — сделать невозможным участие врага в боевых действиях (часто с помощью полного физического уничтожения оного).

Превращение боевых искусств в спортивные единоборства

С развитием современного общества потребления и глобализации многие из форм боевых искусств, связанных с рукопашным боем (а именно их мы чаще всего подразумеваем, когда говорим о боевых искусствах), постепенно потеряли свои изначальные форму и назначение, и плавно перешли/трансмутировали в разряд спортивных единоборств. И не удивительно, ведь именно формат спортивных единоборств позволяет обеспечить им максимальную экспансию и получение прибыли.

Если кто-то думает, что на преподавании так называемых «традиционных боевых искусств», которые не несут в себе соревновательную, спортивную составляющую, можно заработать много денег, то он сильно ошибается, так как бюджеты и объёмы финансирования спортивных единоборств даже рядом не стоят. Это всё равно что сравнивать небольшой фермерский магазинчик с сетевым ритейлом.

Так произошло и до сих пор происходит со множеством БИ. Что поделать, мы живём в обществе потребления, где всё является товаром... За примерами далеко ходить не нужно: дзюдо, каратэ, муайтай, бокс, фехтование (всем, чем возможно), различные виды борьбы, а в настоящее время — айкидо и даже крав-мага. Забавно, не правда ли? Казалось бы, уж на что прикладная система рукопашного боя, без претензий на что-то «возвышенное», и та туда же... Даже метание ножей и прочих острых предметов...

В принципе, это нормально, с точки зрения теории Дарвина... Переход в разряд спортивных единоборств позволяет, с одной стороны, привлекать больше народу и обеспечивать как выживание вида (пусть хоть и в виде симулякра изначального БИ), так и относительное совершенствование и развитие по спортивному принципу: быстрее — выше — сильнее.

Да, становятся эффективнее методы подготовки спортсменов, та же техника становится совершеннее. Вот только это совершенство весьма узкого характера, сильно заточенное под конкретные правила. Может быть, в современном WKF скорости стали гораздо выше, чем в каратэ 50-100- летней давности, только вот у всего есть своя цена. И обратной стороной медали в данном случае является потеря боевой, прикладной составляющей, которая, как раз и делает эти искусства боевыми...

О выхолащивании...

Спортивная и прикладная составляющие одного и того же вида слишком часто идут вразрез друг с другом из-за самой своей сути, озвученной выше. И, конечно же, чаще всего побеждает именно спортивная, как наиболее массовая составляющая, попутно выхолащивая изначальную технику.

Как это происходит, достаточно наглядно можно проследить на примере дзюдо, хотя дзюдо легко можно заменить на каратэ и множество других видов современных СЕ:

«К своему современному виду дзюдо шло почти целый век, причем в основном формирование технического арсенала происходило не только за счет приобретения каких-то новых приемов, но прежде всего за счет отказа от наиболее опасных технических действий классического дзю-дзюцу.

Тот вариант дзюдо, который преподавал Кано в первые годы существования Кодокана, был значительно более близок наиболее жестким школам дзю-дзюцу, в частности Кито-рю, нежели современному спортивному дзюдо. Первые иллюстрации приемов дзюдо, сделанные под руководством самого наставника, демонстрируют мощные удары по ногам, удары в живот, заломы пальцев, удушения, удары по глазам, надавливания на пах, даже захваты за нос.

Фактически дзюдо было в то время одной из школ дзю-дзюцу, где броски, заломы и удушения в силу исторических обстоятельств ее формирования превалировали над ударами. При этом от ударов по болевым точкам (атэми) дзюдоисты отнюдь не отказались; более того, в одном из наставлений по дзюдо в 1906 г. давался следующий совет: «В определенных обстоятельствах атэми-вадза (нанесение ударов) может более более предпочтительным, чем нагэ-вадза (броски) или катамэ-вадза (приемы борьбы лежа), особенно когда вы сталкиваетесь с несколькими нападающими». Предисловие к этому пособию написал сам Кано Дзигаро, видимо целиком разделяя эту мысль – удары могут быть порой эффективнее, чем броски, – и рассматривая дзюдо все же как прикладную систему. Мысль о дзюдо, как о международному виду спорта придёт к нему несколько позже».
«В литературе часто встречается мнение, что Кано, создавая дзюдо, отбросил все опасные приемы, которые могли привести к травмам борцов. Это не совсем так; Кано просто разделяет весь арсенал дзю-дзюцу, который достался ему «по наследству», на «опасные» и «безопасные» приемы. Первые он решил преподавать в полиции, а также своим ученикам высшего уровня. Но он думал о дзюдо и как о системе воспитания молодежи. Поэтому Кано решительно отбрасывает все приемы, которые заканчивались падением на голову, смещением шейных позвонков, переломами и т. п. (речь идет, естественно, не о случайностях, а о вполне преднамеренном травмировании противника). Подобные приемы становятся достоянием «компетентных органов».»
А. Маслов. «Тайные коды боевых искусств Японии».
-2
Как-то в разговоре с сэнсэем Ёшидой, который достаточно хорошо «разбирается в дзюдо» и его ассистентом — сэнсэем Эзавой, от них прозвучала фраза, что в последнее время они уже совершенно не понимают, куда катится дзюдо, настолько оно сейчас отличается от того, которое было раньше... Кстати, на нашем канале по дзюдзюцу (который временно поставлен на паузу) можно посмотреть все части весьма познавательного интервью с сэнсэем:
Интервью с Ёшидой Набумаса | RYUDENKAI JUJUTSU | Дзен

Этот процесс выхолащивания происходит благодаря:

Исключению наиболее опасных для здоровья техник как вида;

  • Ограничений, связанных с правилами проведения поединков;
  • Использованию защитного снаряжения.

Но, в этом отношении сознание людей, которые занимаются СЕ, очень часто инвертировано. Людям хочется верить, что то, чем они занимаются, является истинным и наиболее эффективным боевым искусством, а не спортивным мастерством. То, что они при этом становятся заложниками пропаганды и когнитивных искажений... А кого это волнует?

«Традиционные» боевые искусства и прикладные системы РБ

Изначально все боевые искусства по умолчанию являлись так называемыми прикладными. Даже те, которые выполняли ритуальную функцию. Многие из них, не сумевшие приспособиться к новой реальности, на данный момент вымерли, какие-то до сих пор выживают (а некоторые и здравствуют), сменив свою основную ориентацию с прикладных на системы физического, нравственного и даже духовного воспитания. Какие-то несут чисто историческую эстетику и ценность. Есть и такие, которые умудряются совмещать в себе сразу несколько позиционирований. И, надо сказать, что прекрасно справляются с каждым из них. Например, каратэ (а также ушу и многие остальные традиционные БИ), в котором поистине есть всё, и каждый может найти ровно то, что ему нужно: система физического и прочего совершенствования, активного долголетия — пожалуйста, эффективная самозащита — без проблем, возможность спортивных состязаний — на любой вкус: помягче, пожёстче — нет проблем.

Насколько можно назвать традиционные БИ действительно боевыми? Сложно сказать... Взять, к примеру, кендзюцу (японское фехтование на мечах) или любой другой вид БИ, работающий с холодным оружием. Сомневаться в том, что они таковыми были, что это имеет отношение к боевым традициям и боевому мастерству в чистом виде, может только совершенный идиот, однако... Сколько врагов зарубили современные мастера? В скольких настоящих боевых схватках не на жизнь, а на смерть они участвовали? Имеют ли они хоть какой-то опыт реального боевого применения той же катаны? Что-то мне подсказывает, что для 99% ответы на все эти вопросы будут отрицательны. Основная проблема со всеми этими действительно «смертельными» искусствами в том, что их «шмертельность» сейчас проблематично (по причине уголовной ответственности) проверить, ведь боевые действия с помощью них уже давно не ведутся. Всё, что доступно — исторические реконструкции, где всё «понарошку».

Но существуют и так называемые «боевые прикладные системы», заточенные под решение вполне определенных профессиональных задач. В целом их можно разделить на две большие группы: Профессиональные и системы самообороны. По настоящему боевыми можно, пожалуй, назвать лишь первые — те, которые стоят на вооружении армии, полиции и прочих силовых структур. Можно ли их причислить к видам боевых искусств? Пожалуй, всё-таки нет, так как искусство — это не только мастерство, но и его высшая форма. То, что мы собственно привыкли называть «искусством». В вышеозначенном случае это больше ремесло и инструмент, набор методов и приёмов. Среди военных, полицейских, спецназовцев и прочей подобной братии Мастеров, как таковых, очень мало. Просто нет условий для приобретения высокого мастерства, в силу самой службы и времени, которое тратится на изучение.

Вторая группа — многочисленные современные "боевые" системы, школы самообороны, самозащиты и псевдо-традиционные национальные виды и школы, на 99% являющиеся самоделом. Какие-то из них заслуживают серьёзного внимания и со временем смогут развиться во что-то более серьёзное (если смогут пережить своего основателя и первое поколение его учеников), какие-то являются чистой воды шарлатанством и методом обогащения на лохах (как известно, лох не мамонт — не вымрет), которые наивно ищут волшебные методики, верят в сказки, любят лапшу и искренне верят, что можно без особого труда вынуть рыбку из пруда.

ИТОГ

С развитием огнестрельного оружия все виды рукопашного боя (с оружием и без) постепенно стали терять свою актуальность и вытесняться как основной метод ведения боя, существовавший на протяжении тысячелетий. Отпала необходимость обучения воинов большинству из старых видов БИ. И большая часть из них «переквалифицировалась» в системы физического, морального, этического, патриотического и т.д.. воспитания и самосовершенствования. Некоторые из них сумели измениться согласно запросам времени и преобразовались в спортивные единоборства, по сути став большой отдельной индустрией для зарабатывания больших денег на развлечении. И тут нет никакой разницы, любительский ли это спорт или профессиональный, так как основной смысл любительского спорта — быть кузницей кадров для профессионального. Конечно, спортсмены могут верить в красивые сказки про то, что спорт — это... Но на деле век спортивной карьеры не долог, и большинство просто продаёт своё здоровье в обмен на мало что значащие титулы и деньги, являясь расходным материалом в индустрии развлечений и позволяя зарабатывать на себе ещё большие деньги тем, кто не тратит своё здоровье. Сами же спортивные единоборства являются симулякром боевых искусств прошлого.

Те же боевые искусства, которые не стали видами спорта... Многие из них можно назвать «боевыми» тоже весьма условно, так как они не применяются в повседневной жизни. Максимум на что они способны — выступить в качестве методов самозащиты в критических бытовых ситуациях. Пожалуй, единственные виды рукопашного боя, которые сейчас можно хоть в какой-то мере причислить к боевым — те методы, что стоят на вооружении в силовых ведомствах.

А настоящими боевыми искусствами — видами боевого мастерства, являются те, которые используются ныне для ведения современных боевых действий.

Что же нас ждёт впереди и куда всё идёт? Об этом я попробую порассуждать в третьей части. Предположить... Впрочем, вы можете написать своё мнение в комментариях уже сейчас.