В этой статье мне хотелось бы сделать попытку генезиса боевых искусств. Проследить путь становления и развития боевых искусств, начиная от древнейших времён и до наших дней.
Прежде всего, давайте договоримся о понятиях
В частности, что в словосочетании «Боевое искусство» подразумевается под искусством:
Иску́сство
Средний род
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. "Изобразительные искусства"
2. Умение, мастерство, знание дела. "Владеть искусством шитья"
Мне кажется вполне очевидным, что имеется ввиду второе понятие — Умение, мастерство, знание дела. И именно в этом ключе я и буду использовать этот термин — боевое умение, мастерство.
Всем желающим поспорить в комментариях и высказать своё мнение предлагаю сделать это в соответствующей данной тематике статье:
Кроме того, следует разделить понятия единоборство и боевое искусство. Не всякое боевое искусство является единоборством. Боевое искусство может подразумевать бой более чем с одним противником. Единоборства же всегда подразумевают парный поединок и являются одной из составных частей боевых искусств.
Возникновение боевых искусств
Наш вид относится к «Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens)» и, если говорить точнее, то все мы произошли от такой разновидности Homo sapiens, как кроманьонцы. По сути, между нами практически нет разницы. Так что рассматривать какие-то другие разновидности нет нужды.
Когда природа раздавала такие естественные виды оружия как рога, бивни, когти и большие клыки, наши предки были ими явно обделены. Поэтому фактически уже Homo habilis — человек умелый, начинает использовать подручные предметы как простейшие орудия.
Около 1,5 млн. лет назад в Африке появляется новая технология обработки камня — ашельская. Грубо говоря, это отбивание от каменного ядрища тонких пластин. Олдовайские галечниковые орудия невелики, обычно не более 10 см. Ашельская технология позволяет работать с иным сырьём — более крупными камнями, вести их двустороннюю обработку и создавать не только скребки, но и массивные рубила. Новая каменная индустрия даёт возможность изготовлять орудия для обработки дерева, заострять палки и получать копья и палки-копалки. А раз появляется не просто орудие, но и оружие (например копьё), то появляются и способы его применения. И что-то подсказывает мне, что это было не только с целью охоты, но и в качестве оружия для обороны, например, от хищных зверей и для разборки с чужаками. Поэтому, вполне вероятно, первой техникой боевого умения было метание копья.
У следующего поколения эволюции — неандертальцев появляется своя собственная техника обработки камня. От грубой заготовки отщеплялись тонкие пластинки, далее поверхность выравнивалась посредством удаления ещё более мелких частиц — нанесения ретуши. В эту эпоху неандертальцы начали обрабатывать кость. В результате этого появляются более совершенные орудия труда/оружие. Тут вам уже не только заострённые копья, но и копья с наконечниками, и примитивные топоры с дубинами... Естественно, что раз есть оружие, то есть и определённые способы его использования — простейшие боевые умения. А тут ещё и параллельная ветвь — кроманьонцы подтянулись. Существование между этими двумя соперничающими видами не было мирным, и надо сказать, что «наши» победили. Вероятно, что и, в том числе, за счёт более совершенного оружия (и технологий ориньякской культуры).
Около 20 тыс. лет назад человек вооружился луком и стрелами. Позже появляется культура мезолита, для которой характерно использование многочисленных мелких отщепов камня — микролитов. Например, первые серпы изготовлялись так: в дугообразной деревянной основе прорезается щель, куда вставляются мелкие острые каменные чешуйки. Образец такого серпа, изобретённого около 10 тыс. лет. назад, можно рассмотреть в краеведческом музее Комсомольска-н/А (нанайское орудие).
Усложнение оружия требует уже не просто какого-то интуитивного мастерства, но и систематических занятий по овладению специальными навыками, которые совершенствуются и передаются из поколения в поколение. Возникает традиция, в том числе и воинская, так как именно роль охотника/воина являлась основной ролью мужчин в первобытном обществе. Всё это мы можем наблюдать и сейчас на примере сохранившихся до наших дней первобытных культур.
Одним из факторов того, что в битве за выживание кроманьонцы победили неандертальцев, также является тот факт, что у первых было более развито социальное поведение и речь (об этом мы можем судить по более развитым лобным долям и более развитому мозжечку, который ответственен не только за координацию движений, но и за когнитивные способности, социальные навыки).
Так или иначе, но у наших предков — кроманьонцев уже было оружие как для ближнего, так и для дальнего боя, а также навыки и культура использования этого оружия, передаваемая из поколения в поколение. Кроме того, они уже обладали простейшими (примитивными) знаниями как тактики, так и стратегии — крайне необходимые вещи для совместной охоты и сражений с врагами.
Таким образом, рассматривая генезис боевых искусств, мы можем смело утверждать, что он связан с возникновением и совершенствованием технологий по изготовлению оружия. И, само собой разумеется, что первые формы боевых искусств были целиком и полностью связаны с оружием и первыми оружейными традициями.
Период от холодного до огнестрельного оружия
Проходят тысячелетия, и вот уже наши предки осваивают технологии добычи и обработки металлов. Появляется так называемое "холодное оружие".
Холодное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, а именно: режущие, колюще-режущие, дробящие, рубяще-дробящие и ударные предметы.
Конечно, всё, что мы рассматривали в предыдущем разделе, так же относилось к холодному оружию, ведь между кремниевым ножом и бронзовым нет особо большой функциональной разницы. Но именно с появлением металлообрабатывающих технологий это оружие смогло выйти на новый качественный уровень, так как появилась возможность делать его всё более разнообразные виды. Следовательно, появляются и новые способы владения этим оружием, стратегия и тактика его использования. Появление большого разнообразия видов оружия всегда приводит к появлению различных способов ведения боевых действий с помощью него. Позволяет их разнообразить. Естественно, что это приводит и к определённой систематизации навыков обращения/использования различных видов оружия и передачи этих навыков последующему поколению. Через что? Через обучение, конечно же.
Люди воевали всегда. Смею предположить, что и далее воевать они будут всегда, вне зависимости от гуманистических идей и философий. Просто нашему виду свойственен высокий уровень внутривидовой агрессии, который, как это не парадоксально, является одним из факторов, способствующих выживанию самого вида.
На протяжении всей истории человечество предпочитало вести боевые действия именно с использованием оружия. Начиная с первобытных времён, никто не воевал друг с другом "стенка на стенку" с помощью кулачного боя или борьбы. И поэтому не стоит проводить равенство между бытовой дракой и боевыми искусствами.
Мы — люди, воевали, воюем и будем воевать между собой с применением оружия. И вся история нашей цивилизации, в сущности, связана с совершенствованием технологий убийства себе подобных. Поэтому именно оружейные виды боевых искусств являются родоначальниками появления самого БОЕВОГО ИСКУССТВА как понятия. Именно они являются первичными, а все виды боя без оружия — вторичны.
В качестве примера можно привести китайское ушу, которое, как комплексы кулачного боя (кит. цуань-фа) без оружия, сложилось примерно к XVI в., в то время как техники работы с оружием сложились как система чётко различающихся школ и стилей значительно раньше, так что первые 500 лет существования ушу его великие мастера были именно мастерами, искусно владеющими тем или иным оружием.
На канале есть статья на близкую тематику:
Но отложим пока оружейные виды и перейдём к возникновению единоборств без оружия
Возникновение единоборств как формы поединка
Появление единоборств без оружия, таких как кулачный бой и борьба, произошло значительно позже. И я думаю, что как его появление, так и первые его формы были связаны с ритуально-религиозными действиями. Люди в целом всё же обладают здравым смыслом, и точно так же, как когда-то давно кому-то пришло в голову, что вместо того, чтобы тюкнуть обидчика по голове дубиной, можно его просто обругать (не стоит мочить соплеменника и ослаблять племя), так же был открыт такой способ медиации, как поединок между представителями как разных племён, так и внутри соплеменников, позволяющий избежать избыточного кровопролития. На протяжении тысячелетий многие споры решались в поединке (собственно, мы наблюдаем это ещё и у животных, относящихся к турнирным видам, так что нет ничего удивительного). Смею предположить, что формат поединка без оружия возник именно внутри племени как более безопасный способ решения споров, дабы выяснить волю богов и всё такое...
Связь же с ритуально-религиозной функцией можно превосходно проследить на примере хотя бы древнегреческих кулачных состязаний или японского сумо, изначально представлявшего (да и сейчас в какой-то мере для некоторых людей) мистерию, олицетворяющую битву богов.
Вторым немаловажным аспектом поединка без оружия является игровая составляющая. Игра, как известно, несёт две основных функции: образовательную (в детстве и юности) и развлекательную. И совершенно естественно, что у каждой игры есть свои правила (у большинства турнирных видов они жёстко прошиты на инстинктивном уровне, и чем более серьёзным вооружением обладает животное, тем более жёсткие инстинктивные запреты стоят), оберегающие участников от излишнего членовредительства.
То есть у формата поединка изначально две функции: РИТУАЛЬНАЯ и ИГРОВАЯ.
Собственно, это сохраняется и поныне. По большому счёту, нет никакой разницы между современными спортивными боями, будь то чемпионаты по боксу, борьбе или ММА, и теми же гладиаторскими боями. Не столько важно, кто будет победителем, сколько функции, которые выполняют подобные действа. А с ними всё просто. Их всего две: потехи плебса и зарабатывание денег на ставках. Правда, с гладиаторами всё было немного честнее — они были рабами и у них не было выбора. Но и для вольных граждан находится своя «морковка» в виде респекта и уважухи. «На дурака не нужен нож, ему покажешь медный грош и делай с ним, что хошь»..
Разделение единоборств на ударные и бросковые
В настоящее время все единоборства можно разделить на три основных вида: бросковые, ударные и смешанные.
В бросковых единоборствах подразумевается наличие плотного контакта с телом соперника. Основа этих видов поединка – захват. Вся техника строится на захвате корпуса или конечностей оппонента. Можно смело сказать, что эти виды борьбы начинаются с захвата, то есть как только произошло плотное соприкосновение двух поединщиков. Сегодня наиболее яркими представителями таких единоборств являются вольная и греко-римская борьба, самбо, дзюдо, бразильское джиу-джитсу и т.д.
В ударных же единоборствах, напротив, касание тела соперника должно быть максимально коротким. Победа достигается посредством нанесения ударов своими наиболее крепкими и нечувствительными к боли частями тела по наиболее болезненным или жизненно важным частям тела соперника. Здесь, как правило, традиция иная. Схватка останавливается при наличии клинча, то есть плотного захвата. Таким образом, схватка в ударных видах спорта заканчивается как раз там, где начинается в бросковых. Наиболее яркими сегодня представителями ударных видов спортивных единоборств являются бокс, кикбоксинг, тхэквондо, некоторые разновидности (правил) каратэ, капоэйру и т.д.
Ну, а что касается смешанных видов, то они являются наиболее универсальными, включающими в себя как борцовскую (бросковую) технику, так и ударную. Сюда мы можем отнести японское джиу-джитсу, наше боевое самбо, АРБ, опять же каратэ и конечно же ММА.
Но это всё сейчас, а вот раньше наблюдалась довольно чёткое разделение на бросковые и ударные. Причём борцовские виды появились несомненно раньше. Просто в силу того, что
Воину не нужна ударная техника руками и ногами. Если у Вас в руках – холодное оружие и между Вами и противником есть некоторое расстояние, то Вам нет никакого смысла бить соперника рукой. Его гораздо эффективнее ударить мечом, копьём или палицей. Но как только расстояние между вами сократилось на величину менее половины длины руки с оружием – эффективность оружия резко падает, практически до нуля в абсолютно плотном соприкосновении. Снова поднять эффективность оружия можно только одним способом – восстановить расстояние между вами и соперником. И вот тут приходит на помощь борьба со своими захватами, бросками и переводами в партер. Похоже, мы нащупали главную причину того, почему в давние века ценилось именно искусство ведения борьбы в захвате и бросков. Это было искусство ведения боя ВОИНОМ. Логичное продолжение поединка двух ВООРУЖЁННЫХ людей. Становится понятно, почему так высоко ценилось искусство бросить противника, то есть искусство заставить его оказаться на земле. Это был выход из тупиковой ситуации боя. Это позволяло восстановить необходимое расстояние для нанесения решающего удара ножом, мечом или пикой, причём, когда соперник находится в очень уязвимом положении ВНИЗУ, лишённый возможности передвигаться и эффективно защищаться. Его оставалось просто добить. А наносить удары руками по человеку в латах, к тому же вооружённому, скажем саблей, просто самоубийство. Даже если Вы потеряли оружие в ходе боя, единственной реальной возможностью победить для Вас является прорваться в плотный захват, нейтрализовав преимущество наличия у соперника оружия. Таким образом, можно сделать вывод, что борьба, в которой присутствует техника, основанная на захвате, и особенно захвате пояса, очевидно, возникла как часть подготовки ВОИНА, вооружённого человека, профессионального солдата, готовящегося к войне. Это чисто логическое заключение довольно ярко подтверждается дошедшими до нас традициями, связанными с поясными видами борьбы. Исходя из анализа существующих национальных видов борьбы, можно сделать вывод о том, что существовало две разновидности борьбы – условно назовем «в схватку» (борьба на поясах) и «не в схватку» – борьба с выведением из равновесия, мгновенным захватом. Борьба «в схватку» предназначалась для конного войска, а элементы борьбы «не в схватку» применялись пешими войсками в ближнем бою.
Весьма интересна тема наличия пояса в большинстве видов борьбы. Причём не просто верёвочной повязки, запахивающей полы одежды (рубахи, халата или кимоно), а именно серьёзного кожаного или плотного тряпичного пояса, на наличии которого можно строить целый пласт приёмов. Откуда такая традиция и уверенность в наличии у соперника этого, прямо скажем, не очевидного элемента одежды. Речь здесь идет именно о прочном поясе, способном выдержать огромную нагрузку при рывке за него атакующего борца, когда масса двух человек умножается на весьма серьёзное ускорение, придаваемое телу атакуемого. Такую силу может выдержать только пояс, специально созданный для боя, – пояс воина. Именно воины носили «силовые» пояса. Это было совершенно необходимо для крепления оружия в походе и защиты живота от ранения
Яковлев, Я. И. История возникновения искусства единоборства / Я. И. Яковлев. — Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 583-584.
Согласитесь, что сложно боксировать с противником, который защищён доспехом. Для всех, кто сомневается — листайте подборку, посмотрите как выглядели воины разных народов.
Ударные же единоборства становятся актуальными по мере облегчения и полного отказа от тяжёлой защитной амуниции (доспеха), произошедшего с появлением и широким внедрением огнестрельного оружия. До этого момента «кулачные бои» были уделом простолюдинов, что вполне естественно, ведь они не являлись воинами.
В любом случае, основой любого боевого (воинского) искусства всегда являлось и является владение оружием. Все формы рукопашного боя без оружия никогда не являлись каким-то отдельным видом и рассматривались лишь как вспомогательная техника на тот случай, когда по какой-то причине применение оружия становится затруднено или невозможно.
Единоборство как игра и спорт
Вторым, небоевым аспектом техник единоборств как формы поединка, является игровое поведение, игровая активность.
Игровое поведение является одной из важнейших форм поведения. Она обеспечивает физический тренинг и обучение другим формам поведения; часто неразрывно связана с исследовательским поведением.
Игровая активность (игривость) — черта, которая позволяет в ролевом конфликте, а также в неопределенных, непредсказуемых, кризисных, маргинальных ситуациях обеспечить максимальную адаптивность при сохранении максимально выраженной индивидуальной идентичности.
Я понимаю, что некоторым религиозным людям не хочется признавать очевидного факта, что человек является частью животного мира. Но это исключительно их индивидуальные проблемы.
Людям, как и другим животным, присуще игровое поведение, благодаря которому они познают мир и учатся. Часто такое поведение приобретает вид борьбы (как физической игры), в которой ребёнок получает первичные навыки. Однако, мы, Homo sapiens, являемся животными социальными. И в связи с этим игра для нас носит и социальные функции, как часть механизма нашей социализации.
В основе всех социальных игр лежит соперничество: кто быстрее бегает и лучше уворачивается от преследователей, кто дольше удержится на вершине «горки» и не даст себя столкнуть и т.д.. В играх дети не только противоборствуют, но и обучаются действовать совместно, закладывают основы будущих лояльных союзов.
Физический тренинг в игре в чистом виде свойствен только для подрастающего поколения. Для взрослых же состязательные игры позволяют решать другие «проблемы», например, связанные с самоутверждением, с получением более высокого социального статуса в общине. Одной из социально приемлемых форм подобных игр является спортивное состязание.
«Спорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента.
Прекрасным примером и, если так можно сказать, одними из первых видов спортивных единоборств являются древнегреческие Олимпийские игры, в числе дисциплин которых присутствовали состязания по борьбе и кулачному бою.
Естественно, что подобные забавы были распространены не только в древней Греции, но и в других странах той эпохи. Например, Египте, Месопотамии и т.д. Это хорошо описано в статье.
Обратите внимание, что участники всегда соревновались голыми, что подчёркивает идею равных возможностей (несмотря на то, что соревнования проводились в абсолютной категории) и выявление сильнейшего. Победителя же ждали не только социальное возвышение — респект и уважуха, но и вполне ощутимые, осязаемые ништяки. В этом плане ничего не изменилось и по сей день.
Период от изобретения огнестрельного оружия и по наши дни
Учитывая, что объём статьи выходит не маленький, пожалуй, на этом месте я сделаю перерыв, дабы не перегружать читателей. Продолжение следует...