Найти в Дзене
Селия

Барби: что хотел сказать автор?

"Все ненавидят женщин — и мужчины, и женщины — в этом у нас полное согласие"
Барби и Кен
Барби и Кен

Вчера посетили кинотеатр и попали на "предсеансовый показ с комментариями" - в общем, что-то такое. И посмотрели фильм "Барби", ну, это "случайно" вышло. Все мысли об этом фильме ещё не улеглись. Но впечатления есть. Предупреждаю: будут спойлеры.

Несомненным плюсом этого фильма является выбор актёров. Марго Робби не просто очень красивая. Она умудряется показать и безмятежность и тревожность так, что безоговорочно веришь и тому и другому. Райан Гослинг, на мой персональный вкус, не настолько красивый, но тоже идеально сыграл всё, что нужно. Его персонаж вызывает сочувствие.

И ещё несомненный плюс: фильм снят довольно цельно и не возникает ощущения, что авторы накидали спецэффектов, а потом кое-как слепили их вместе неправдоподобными диалогами. В наше время это уже редкость.

Как это ни банально, фильм о стереотипной Барби, которая попала в нестереотипную ситуацию. Потому что играет в неё не маленькая девочка, а взрослая тётенька, находящаяся в кризисе среднего возраста. А девочки в такие куклы уже не играют. Собственно, в этом и завязка и развязка.

Начинается фильм с прямой цитаты из "Космической Одиссеи 2001 года" Стенли Кубрика. Это абсолютно узнаваемое заимствование очень многие "кинокритики" восприняли, как манифест, ведь девочки в этой сцене "убивают" не друг друга (как у Стенли Кубрика поступают внезапно "поумневшие" протолюди), а пупсиков. Пупсиков, конечно, жальче, ведь они похожи на детей. А "убивают" пупсиков эти девочки, потому что у них появилась Барби. И девочки хотят быть похожими на неё, а пупсики (то бишь, дети) им в этом помешают.

И "кинокритики" почему-то восприняли эту сцену, как призыв, а не как констатацию того, что УЖЕ произошло. В этой сцене показано прошлое - вот, в чём дело-то. Причём, конкретно это прошлое по ходу фильма отвергается молодым поколением: пятнадцатилетние девочки ненавидят Барби за то, что она заставила женщин ненавидеть себя и своё тело, за то что она является воплощением капиталистической пропаганды неуёмного потребительства. И эти девочки называют её фашисткой. Прямо в лицо. Этого "кинокритики" как будто не заметили.

И, надо сказать, у девочек есть основания называть Барби фашисткой. Не идейной, конечно, но по духу.

«У Барби каждый день отличный день, но у Кена отличный день только в том случае, если Барби смотрит на него»
-У каждой Барби есть свой дом мечты!
-А где ночует Кен? - Барби не знает и ей, в общем, всё равно:
-Понятия не имею.

В общем, в начале показано шовинистическое общество (Барбилэнд), в котором у каждой Барби каждый день - лучший день её жизни. Барби занимают все руководящие посты, работают на всех интересных работах, каждый вечер у них вечеринки, а каждую ночь - девичники. Все Нобелевские премии получили барби. Барби искренне считают, что благодаря им в реально мире все женщины решили все свои проблемы. И, конечно, все барби счастливы. А кены... а кому интересно, что чувствуют кены? Они существуют для того, чтобы восхищаться барби. Хорошо, хоть с этим справляются. Больше они ни на что не годятся. Ну, вы поняли. Барби не заявляют о неполноценности кенов, а просто... даже не думают о них. Такой "обратный" патриархат.

И вот со стереотипной Барби происходит страшное: её стопы становятся плоскими. От чего других барби и другого кена показательно тошнит и выворачивает наизнанку. Сатира этой сцены практически гениальна: это буквально та самая реакция, которую демонстрировали (и демонстрируют) некоторые члены нашего общества на столкновение с реальной, обычной, нормальной жизнью. Я даже вспомнила, как один комментатор написал про мой текст о старушках-веселушках:

"Зачем вы это написали? Меня сейчас стошнит!"

Понимаете, некоторых людей тошнит от нормального и вполне обычного! До сих пор. Некоторых граждан тошнит от растяжек, целлюлита, прыщей, родинок, пор на лице, волос на теле и т.д. Разумеется, если всё это у женщин. Ведь они должны быть идеальными, как пластмассовая барби.

А в фильме вслед за плоскими ступнями у Барби появляется целлюлит. И для того, чтоб избавиться от этого "ужаса", она вынуждена отправиться в реальный мир. За ней увязывается Кен. И дальше начинается такая банальность, как "ожидание/реальность". Конечно, Барби идеальна, но она... чувствует неуверенность, когда на неё все пялятся. На Кена тоже пялятся, но ему норм.

-Я чувствую себя странно.. как будто стесняюсь сама себя.
-А мне нравится!

В общем, по ходу повествования Барби всё больше превращается в обычную женщину. Появление плоских стоп и целлюлита - это лишь начало.

-Я не хочу причинить ему боль!
-Он отнял твой дом, твоих подруг и твою жизнь!
Но Барби всё равно жалеет Кена. Потому что, "наверное, это и называется "быть женщиной"

Кен, насмотревшись в реальном мире на руководящих мужчин, настолько поверил в себя, что попытался устроиться на работу хирургом, спасателем, директором, но внезапно оказалось, что недостаточно для этого быть мужчиной. Нужны ещё такие "формальности", как диплом и квалификация.

Но его искания действительно выглядят очень забавно на фоне того, как Барби считает себя "никем" (после посещения реального мира) из-за того, что она не является ни выдающимся учёным, ни космонавтом, ни врачом и даже не умеет управлять самолётом.

Кен ничего этого тоже не умеет, но у него кризис другого рода: после посещения реального мира очевидно считает себя "высшим существом", которому все должны подчиняться. Ведь он мужчина. Хотя, ему, вроде, объяснили, что быть мужчиной недостаточно. Это напомнило мне об авторах и комментаторах мужского пола на Дзене, которые "всё изобрели". Ну, какие-то мужчины что-то изобрели, а женщины должны бесконечно поклоняться за это любому мужчине, даже тому, который кроме пятна на диване за свою жизнь ничего не создал.

Так вот, обладая практически одними и теми же знаниями и умениями (полным их отсутствием) Барби и Кен ощущают себя по-разному: Барби, повторюсь, считает себя "никем", а Кен считает себя "всем". Жизненно, правда?

А на самом деле, всё, что хочет Кен - это внимание Барби.

-Я существую только, когда ты смотришь на меня, - в конце концов признаётся он.

Это его беда. Он был создан, как дополнение к Барби. Тут, возможно отсылка к библейскому сюжету о втором сотворении женщины (тот, кто читал Библию, в курсе). Так вот Кен не мыслит себя без Барби и не понимает, как жить вне её сферы внимания. И это делает его несчастным в любом случае, потому у что у Барби своя жизнь. Причем, неважно: кукольная или человеческая. Она так и так не может сделать его счастливым. Кена реально жалко и он вызывает сочувствие (не понимаю, как некоторые кинокритики умудряются называть его антагонистом).

И Барби... отпускает его.

-Ты должен понять, кто ты без меня.

Вот такая линия любви. Наверное, даже более романтичная, чем кажется на первый взгляд.

Фильм пестрит идеями и фразами, который не раз встречались на Дзене любому, кто интересуется взаимоотношениями полов.

Глория (та самая сорокалетняя женщина, которая играет в Барби и ввергает её в собственный кризис):

«Вы должны хорошо выглядеть и одеваться, но не вызывающе, чтоб мужчины не обвинили вас в провокации, а женщины не восприняли вас конкуренткой, ведь вы должны быть частью сестринства.Вам нужны деньги, но вы не должны об этом говорить, ведь это вульгарно!Вы должны никогда не стареть, никогда не грубить, никогда не хвастаться, никогда не быть эгоистичными, никогда не падать, никогда не показывать страх, никогда не выходить за рамки. Это слишком сложно, это слишком противоречиво, и никто не дает вам медаль и не говорит спасибо.
А на деле получается, что ты не только все делаешь не так, но еще и во всем виновата сама».
«Ты такая красивая и такая умная, и меня убивает то, что ты думаешь, что недостаточно хороша. Мы всегда должны быть экстраординарными, но почему-то мы всегда делаем это неправильно»
«Я так устала смотреть, как я и каждая женщина буквально из кожи вон лезут, чтобы понравиться другим людям. Если все это верно и для куклы, просто изображающей женщину, то я даже не знаю, что сказать»

Кен, с возмущением, что его "предали":

"Неужели статус подружки на расстоянии без обязательств совсем ничего для неё не значит?!!!" - узнаваемо, правда?

Барби в кризисе:

"Либо тебе промывают мозги, либо ты старая и страшная!" - и выхода нет?

Заканчивается фильм ехидным "хэппи-эндом":

"Скоро у кенов в Барбилэнде будет столько же власти, сколько у женщин в реальном мире", - умиротворяюще сообщает нам рассказчик.

В общем и целом фильм представляет из себя сатиру на всё наше общество. Идеалистическую сатиру. Потому что в фильме нет главного: материальной стороны жизни. Но это требует отдельного осмысления.

А в общем, фильм яркий, забавный и очень... человечный. Задаёт старый, как мир, вопрос:

ну, и как же сделать так, чтоб прям все были счастливы?