Вы увидели на полке магазина нужный вам товар со скидкой 54%. Оказывается, что во время акции он продается в 2 раза дешевле обычного. Это предложение вам показалось заманчивым. Вы положили товар в корзину. А на кассе неожиданно выяснилось, что акция закончилась еще вчера. А сегодня вам придется заплатить за эту вещь уже полную стоимость. Законны ли такие действия со стороны сотрудников магазина?
Что говорит закон
Нет, такие действия незаконны. Статья 494 Гражданского кодекса РФ говорит, что выставление товаров на прилавках или витринах или предоставление сведений о продаваемых товарах в сети интернет признается публичной офертой. Простыми словами это значит, что магазин предлагает всем покупателям приобрести эти товары на указанных условиях.
Статья 10 закона «О защите прав потребителя» указывает, что продавец обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В числе прочего должна быть указана и цена в рублях.
А статья 310 ГК РФ говорит, что «односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются». Это означает, что магазин не может повысить цену на товар по сравнению с тем предложением, которое указано на ценнике. А также не может отказать покупателю в продаже товара по той цене, которая указана.
Что рекомендует Роспотребнадзор
Закон законом, а на практике разница в цене на ценнике и на кассе в магазинах встречается нередко. Что делать покупателю, если он выбрал понравившийся товар по одной стоимости, а оплачивать на кассе его приходится по другой?
На этот счет Роспотребнадзор выпустил специальные рекомендации. В них прямо указывается, что «покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора купли-продажи».
Если обнаружилось расхождение, то покупатель может зафиксировать информацию о цене товара, которая была размещена на ценнике. Проще всего сфотографировать этот ценник. Или можно привлечь других людей в качестве свидетелей. В том числе и знакомых, которые пришли в магазин вместе с вами.
Затем следует обратиться к сотрудникам магазина с претензией в устной форме. Покупатель имеет право потребовать продать ему товар по той цене, которая указана на ценнике. Если вещь уже оплачена, человек имеет право запросить возврат разницы. Либо можно отказаться от невыгодной покупки и потребовать возврата всей уплаченной суммы (в обмен на возврат товара).
Как правило, такой устной претензии достаточно, чтобы администратор магазина пошел покупателю навстречу. Почему так происходит?
Потому что закон считает такие действия продавцов административным правонарушением и карает их штрафами. В статье 14.8. КоАП РФ сказано, что нарушение права потребителя на получение достоверной информации о товаре влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей, а на юридических лиц от 5 до 10 тысяч рублей. Это про некорректную информацию на ценниках либо про их отсутствие.
А статья 14.7. КоАП РФ устанавливает, что обсчет потребителей при реализации товара влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 тысяч рублей на должностных лиц и в размере от 25 до 50 тысяч рублей на юридических лиц. Это про попытку взять деньги сверх той суммы, которая указана на ценнике.
Любому магазину проще вернуть покупателю разницу в размере 50 рублей, чем потом платить такие штрафы.
Потребовать вернуть разницу можно сразу, не отходя от кассы. А можно чуть позже, но в «разумные сроки». Точных сроков закон при этом не указывает. Здесь нужно учитывать потребительские свойства каждого отдельного товара, срок его годности, сезонность и т. д. Если человека обсчитали при покупке куриного филе, то через полгода предъявлять претензии будет уже поздно. А вот прийти в магазин через 1-2 дня, предъявить доказательства нарушений и потребовать вернуть разницу можно. В случае покупки дорогостоящих сезонных товаров «разумные сроки» удлиняются.
Судебное решение споров
Если спор не удается разрешить в ходе диалога с администратором, то покупатель может подать иск в суд. Такие процессы на практике встречаются редко. Из-за 50 рублей никто не судится. Но если речь идет о большой разнице в цене, то некоторые покупатели обращаются в суд.
Так, в июле 2021 года житель Волгограда увидел, что интернет-магазин ЦУМ продает дорогую брендовую одежду по смехотворно низкой стоимости. Предприимчивый волгоградец купил себе 19 предметов одежды всего за 2 800 рублей. Это в 850 раз дешевле, чем вещи стоили на самом деле. Просто на сайте был сбой, и цены показывались некорректно.
Магазин ожидаемо отказался нести убытки, и не доставил покупателю его заказ. За то, что продавец отказывается отдавать вещи по заявленной цене, волгоградец подал на него в суд. Судебные разбирательства шли 2 года. Ситуация была непростой. Суды низшей инстанции посчитали, что покупатель злоупотребил своим правом, заведомо воспользовался ошибкой другого человека и поступил недобросовестно.
Однако волгоградец оказался настойчивым. В попытке отстоять свои права он дошел до Верховного суда РФ. В июне этого года суд высшей инстанции постановил, что магазин не имеет право отказаться от заключения сделки по тем ценам, которые были заявлены на сайте. Согласно его решению, теперь ЦУМу придется отдавать покупателю заказанные им вещи в 850 раз дешевле.
Таким образом законодатели стремятся не допустить неразберихи в системе торговли. Ведь в противном случае магазины смогут выставлять какие угодно ценники. А потом, если захотят, сошлются на нерадивого работника торгового зала или администратора сайта, которые выставили ошибочные цены.
Теперь же действуют четкие правила. Если товар стоит на полке, у него должен быть ценник. Продать вещь нужно по той цене, которая указана. Если допущена ошибка, то ничего страшного. На ошибках учатся. Деньги магазин заработает потом. А сейчас нужно выполнить норму закона. И продать человеку вещь по той цене, которую сами же указали.
Если статья была полезна, посмотрите еще материалы:
Хорошего дня любимые подписчики ❤️ и дорогие читатели!