Найти тему
Деньги там (Маниз.ру)

Как манипулируют покупателями при помощи скидок. 10 самых распространённых приёмов, которыми пользуются маркетологи

Если вы когда-нибудь шли в магазин целенаправленно за одним товаром, а выходили из него с полной корзинкой незапланированных покупок, то и вы тоже становились жертвой маркетинга.

Как манипулировать покупателями при помощи скидок. Фото: kues1
Как манипулировать покупателями при помощи скидок. Фото: kues1

Составляя дома список покупок, нам кажется, что мы всё продумали и уверены, что ничего лишнего в этот раз брать не будем. Однако на кассе супермаркета с удивлением обнаруживаем, что опять потратили больше, чем планировали. Знакомо?

Давайте рассмотрим на примерах, какими способами маркетологи помогают продавцам наживаться на потребителях. Некоторые пункты из списка хорошо известны всем, кто хотя бы изредка ходит в российские торговые центры или супермаркеты. Уловки взяты из реальной жизни маркетолога. Надеемся, что каждый читатель почерпнёт для себя что-то новое или просто освежит в памяти эти хитроумные приёмы. Параллельно укажем на несколько ухищрений, которые часто используются в интернет-магазинах.

Итак:

1 приём: на ценнике указана отличная скидка, сулящая заманчивую выгоду.
Но вся суть в том, что изначальная стоимость была специально завышена, чтобы чувствовался контраст между ценами. Приём подталкивает потенциального покупателя взять именно этот товар, причём как можно скорее.

От какой цены скидка? Фото: irecommend.ru
От какой цены скидка? Фото: irecommend.ru

Этой схемой пользуются практически во всех онлайн и оффлайн точках продаж. А в интернете ещё покажут график того, как якобы менялась цена. Только помните, что изначальная стоимость была специально завышена или указана неверно.

2: товары подешевле ставят подальше от глаз покупателя или в труднодоступных местах.
На уровне глаз всегда яркие, заманчивые упаковки тех позиций, которые принесут наибольшую выгоду продавцу. Над дизайном упаковки и брендовым стилем тоже работает целая группа профессионалов. А товары подешевле располагают на нижних и верхних полках, куда не каждый сможет нагнуться или дотянуться.

В онлайн-продажах действует похожая схема. Как правило, по умолчанию товары сортируются по «Рейтингу», который устанавливает продавец на своё усмотрение. Чтобы изменить порядок вывода позиций, пользователю нужно нажимать несколько раз на разные кнопки. Маркетологи правильно делают вывод, что не каждый человек заморачивается с изменением сортировки или начинает разбираться, что означает «Рейтинг» и «Популярность» товара в каждом конкретном случае. Чаще всего в корзину кладут то, что находится в первой трети списка.

3 приём: продукты, с истекающим сроком годности, стоят на первом плане.
Их располагают на полке ближе всего к покупателю. Если человек невнимательно смотрит на дату изготовления, то он, вероятнее всего, возьмёт именно их.

4 приём: так называемая "Чёрная пятница" или "День шопоголика".
Обычно перед этими событиями цены на товары накручивают специально заранее, а в назначенный срок делают якобы выгодное предложение, чтобы потребители сметали с полок всё. Но товары, на которые скидки не предусмотрены, просто могут убрать с полок магазина в этот день.

В онлайн-магазинах этот приём используют ещё чаще. Однако такую схему ценообразования в «Чёрную пятницу» придумали крупные ритейлеры задолго до появления первых маркетплейсов.

5: некоторые магазины вывешивают яркие ценники формата А4 с привлекательной ценой, причём самого товара нет на прилавке, а есть аналогичный, но по другой цене.
И покупатель берёт, не глядя, именно его.

6 приём: на продуктах указывают цену за 100 грамм или за 1 кг.
Невнимательным покупателям кажется, что это цена за весь товар, а на кассе получается сумма в разы больше.

7 приём: манипулирование специальными условиями или бонусной программой.
Например, начисление повышенных бонусов по программе лояльности магазина при покупке на определённую сумму, вынуждает человека докупить что-то ненужное уже на кассе. А также бесплатная доставка, скидки на некоторые товары, несколько штук с ценой по акции "1+1". Покупая два товара по меньшей цене, вы мало что выигрываете, а вот супермаркет увеличивает оборот продаж. По сниженным ценам обычно продают залежавшийся или не пользующийся спросом товар. Делается это только для того, чтобы увеличить чек, ведь главное для маркетологов, чтобы скидку или выгоду было видно всем, а реальные условия замечают уже не все.

8: на некоторые позиции устанавливают лимит и создают видимость того, что товар скоро закончится, поэтому вы должны его побыстрее купить.
Хотя, на самом деле, эти позиции обычно всегда есть в наличии. Особенно в онлайн-торговле любят использовать такой приём. Действует безотказно.

9: банальное обвешивание.
Расфасованные продукты лучше взвесить на контрольных весах самостоятельно. Обвешивают чаще всего на 30-50 грамм. Кажется, что это незначительная потеря, но через магазин за день проходит большой поток людей. И, если суммировать весь недовес, то он уже не кажется таким маленьким.

Этот пункт справедлив и для онлайн-магазинов.

10 прём: ловушка с чеком.
Не поленитесь и обязательно попросите чек от своей покупки. Не отходя далеко от кассы, проверьте его. Зачастую там может оказаться совершенно другая цена, нежели была на ценнике. Продавцы могут заявить, что просто не успели сменить ценник, а вот в кассовой программе указано всё верно, поэтому пробили правильно.

Несоответствие цены в чеке ценнику. Фото: sskidki.ru
Несоответствие цены в чеке ценнику. Фото: sskidki.ru

Но по закону магазин обязан продать по той цене, которая указана на ценнике. А разницу должны вернуть. Если кассир отказывается, смело просите жалобную книгу, также можете пригрозить жалобой в Роспотребнадзор. Поверьте, магазину такие проблемы не нужны, вопрос решится за считанные минуты.

Конечно, всех нюансов обычным покупателям, не учесть. Маркетологи становятся всё изощрённее и изощрённее. Шринкфляции (изменению веса или размера товара) мы посвятили целый репортаж ранее, поэтому повторяться об этом здесь не станем, а просто оставим ссылку:

Заходя в магазин, человек попадает в среду, которая так и манит купить очередную ерунду. Для тех, кто любит покупать, но устал это делать, мы собрали отрезвляющие идеи в материале:

Хорошего дня любимые подписчики ❤️ и дорогие читатели! Надеемся, что наши рекомендации помогут вам быть внимательнее при покупке того или иного товара.