Найти в Дзене
Iguana dreams

Репетитор или психолог?

В моей практике было много случаев, когда ко мне приводили действительно умных и талантливых учеников, которым вся сообразительность отказывала на уроках английского. По их же словам - "внезапный тупняк". Чаще всего источники ступора и неудач выяснялись если не в ходе пробного диагностического занятия, то в первый же месяц. С исправлением ситуации намного сложнее: кому-то хватает нескольких уроков, чтобы расправить крылья, но чаще всего это занимает месяцы методичной работы, и с непосредственно изучением грамматики/лексики связано слабо. Я всегда честно озвучиваю расклад и студенту, и родителям: вам нужен не репетитор, вам нужен психолог, а с усвоением материала у вас и так полный порядок.

Тем не менее, репетитор может помочь со многими психологическими вопросами
Тем не менее, репетитор может помочь со многими психологическими вопросами

Убрать страх, неуверенность и тревожность

Одна девушка (впоследствии ЕГЭ 82 балла) начинала каждый ответ с присказки: "Ну конечно, тут у меня всё неправильно...". Другая (с интересными мыслями и хорошим художественным слогом) заливалась слезами каждый раз, когда нужно было открыть рот и сказать что-то вслух. Толковый юноша (освоивший за два года программу пяти классов) называл себя "тупым". Откуда это? А это называется "не повезло с учителем/классом". Когда любые попытки говорить встречаются насмешками, язвительными комментариями и занижением оценок - трудно ожидать иного результата. Можно понять позицию учителя - "вас много, а я одна", большие нагрузки, бюрократические требования, "старайтесь лучше" - но и этот учитель, и эти одноклассники через несколько лет уйдут, а с полученными навыками и с самим собой ученику жить всю оставшуюся жизнь.

Большой-большой страх
Большой-большой страх

Некоторые способы это поправить

  • Радикальный - сменить преподавателя/класс. На моей памяти не использовался ни разу. Всегда находятся факторы, которые перевешивают в сторону решения оставить всё, как было, и сводятся они все к "а вдруг там ещё хуже будет". Поэтому работаем с тем, что есть, не совершая резких движений.
  • Аккуратное поднятие самооценки: искренний интерес к мнению ученика по разным вопросам, сигналы "ты значим", "ты имеешь право", "твоё мнение достойно уважения".
  • Смещение точки контроля и целей: нельзя гарантировать, что эта учительница поставит пятёрку и что одноклассники не будут насмехаться. Учитель может занизить оценку по личным причинам, одноклассники могут вымещать свои собственные комплексы. Невозможно переделать мир вокруг себя. Но можно изменить отношение к ситуации, можно укрепить себя морально и интеллектуально настолько, что двойка Мариванны и хихиканье условного Васи с последней парты не будут иметь значения. Можно выйти из этого болотца прекрасным лебедем, сдать на высокие баллы ЕГЭ/международный экзамен, успешно пользоваться иностранным языком в разговорах с носителями, при получении высшего образования, в работе - и Мариванна с Васей могут сидеть и дружно веселиться над классным журналом, сколько угодно.
  • Освещение общей картины, систематизация работы, дробление на более мелкие этапы, которые будут по силам ученику. Когда чётко видно, какой путь предстоит пройти, и к чему он в итоге приведёт - это снимает значительную долю тревожности и придаёт уверенности в своих силах. Классическое "будем есть слона по кусочкам". Репетитор может создать "порции" индивидуально, так, чтобы они хорошо усваивались, но при этом было уверенное движение вперёд.
  • Борьба с прокрастинацией (откладыванием на потом и неспособностью приступить к работе). Сам факт регулярных занятий с неравнодушным преподавателем дисциплинирует: есть осознание и ощущение, что непременно спросят, что сделанное пригодится и сработает в обозримом будущем, гордиться собой можно будет прямо завтра/послезавтра, а не через десять лет. Кроме того, когда понятно, с какой стороны браться за работу, начать намного легче.
  • Вырабатывание полезной привычки к занятиям. Когда у нас что-то получается, нам это нравится. Когда нам что-то нравится - мы с удовольствием этим занимаемся. Чем больше мы чем-то занимаемся - тем лучше у нас получается. Вот такой замкнутый круг (в кои-то веки в хорошем смысле), и запрыгнуть в эту систему может помочь преподаватель, сделав так, чтобы начало получаться, создавая ситуации успеха.
Птица на ветке не боится упасть не потому, что верит в крепкость ветки, а потому, что верит в силу своих крыльев
Птица на ветке не боится упасть не потому, что верит в крепкость ветки, а потому, что верит в силу своих крыльев

Успехов вам и веры в свои силы!