Стиль. При произнесении этого слова мы, как правило, вспоминаем дворцы, особняки, экспозиции в картинных галереях. Однако, характерные черты, чёрточки и особенности стиля могут отлично передаваться малыми предметами. В том числе и теми, которые с первого раза не отнесёшь к изобразительному искусству. Но если приглядеться повнимательнее, они содержат многое из того, что присуще «большому стилю». Сюжеты, мотивы, даже линии. Они могут начинаться в больших (архитектурных) формах и повторяться в малых (интерьерных). А может и наоборот, экспериментируя с малым, художник (архитектор) думает о чём-то большем. В общем, я всегда говорил о том, что художественный портрет эпохи складывается не только из великих свершений, но и из мелочей (мебель, обои, шторы, подсвечники, географические и игральные карты, ювелирные изделия, монеты и банкноты и т.д. и т.п.).
Что такое печь? Абсолютно утилитарный предмет. Его главное назначение – давать тепло. А я предлагаю вам посмотреть на печи (их украшения) эпохи модерна, и понять, что даже в таких прагматичных и необходимых вещах может скрываться (а почему собственно скрываться? – проявляться) художественный дух эпохи. Все фотографии сделаны мной в Музее архитектурной художественной керамики, который расположен в Санкт-Петербурге, на территории Петропавловской крепости.
Архитекторы, в том числе и в эпоху модерна (точнее в ту эпоху особенно) часто мыслили ансамблями, разрабатывая не только внешний облик здания, но и все детали интерьера. Так, приведённый выше изразец происходит из доходного дома И.Б.Лидваль (Каменноостровский пр.1/3, 1899-1904, арх. Ф.И.Лидваль.
Почувствовали дух эпохи?