В Даниловском районе Ярославской области встречаются такие топографические артефакты, как "двойные погосты", когда два села с храмами и погостами располагаются до странности близко. Кроме того, есть совсем труднообъяснимые случаи, когда близстоящие сельские храмы посвящены одному и тому же церковному событию и соответственно сёла имеют одинаковые исторические названия, отличаясь лишь уточняющим дополнением.
Например, расстояние между соседними сёлами Середа и Стратилат составляло чуть более километра по прямой. В старину оба назывались Фёдоровскими, так как главные алтари местных храмов изначально были посвящены святому Фёдору Стратилату. Первое называлось Фёдоровское, Середа тож. Второе – Фёдоровское в Подвязье, Стратилат тож. Близость у них условна, так как между ними пролегла река Касть.
В Богородском же, что на Коньше, раньше было два отдельных селения, расположенных буквально через дорогу – Богородское Большое и Богородское Малое. В каждом из них в начале 19 века был сооружён храм Успения Богородицы. Путаница была невообразимая, она преследует любителей истории до сих пор.
... изстари в селе Богородицком на вотчинной земле стоят по близку с поля на поле и пахотныя земли вотчинниковы с престольною землею сошлись и меж ими меньше полуверсты ...
В окрестностях города Данилова по сторонам бывшего Любимского почтового тракта разместились, также по соседству, два села – Реброво и Еляково. Оба церковных прихода были посвящены святому Николаю и официально значились Никольскими.
Никола
Практически все сельские церковные приходы в окрестностях села Даниловского, расположенные по рекам Лунке, Коньше и Соти были изначально посвящены святому Николе Угоднику. Первые храмы в честь Николы располагались в сёлах Хабарово, Подчай-Городок, Волчья Гора (Слобода), Барлово, Реброво, Еляково, Дьяконово, Качаево, Глазово, Новое в Демских (Троица), Никольское в Корзле, Бабино. Отдельная церковь Николы была и в Покрове. В остальных обязательно был хотя бы боковой придел, посвящённый Николе Чудотворцу.
Почитание Николы Угодника на Руси приобрело впечатляющие масштабы еще в раннюю христианскую эпоху практически наравне с Богородицей и Иисусом Христом. Очевидно, что Никола на Руси был больше, чем просто святой в обычном понимании, это было особенное явление.
Иностранцы, приезжавшие на Русь, поражались количеству икон и церквей святого Николая и писали в своих заметках, что этот святой в восприятии русских почитается подобно Богу.
«Среди прочих святых местные жители больше всего чтут Николая угодника и воздают ему почти божеские почести» ... Александро Гваньини, 1578 год, «Описание Московии»
Никола в Реброве
Село Реброво до 1777 года являлось присёлком села Даниловского и числилось в составе дворцовой Даниловской волости Костромского уезда, образованной ещё в 16 веке, во времена Ивана Грозного.
В Ярославской губернии было ещё две деревни с таким названием, они произошли от прозвищ их вероятных первопоселенцев. Ребро – так могли прозвать на деревне сильно худого, тощего жителя. Рёбра да кости, говорят про таких. Можно предположить, что в Реброве поселился когда-то монах-пустынник, изводивший себя постами, прозванный за худобу Ребром. Но скорее всего первый починок заложил здесь обычный крестьянин-землепашец. Село образовалось из обычной деревни.
Изучая скудные источники, можно заметить, что по сёлам Даниловской дворцовой волости практически не сохранилось никаких документов датируемых ранее 17 веком. Одним из возможных объяснений этому является Опричнина. Село Даниловское с окрестностями было взято в опричные земли. Прежние хозяева, первые помещики были выселены, а документы об их прежнем частном землевладении (жалованные грамоты) были скорее всего изъяты и уничтожены.
Таким образом, село Реброво впервые встречается лишь в писцовых книгах 17 века, составленных по окончании Смутного времени.
... приселка Реброва поп Третьяк Кузьмин (1615 г.) .... церковь Никола чудотворец в Даниловском приселке в селе Реброве (1628 г.) ... у сей церкви 2 двора поповых, 3 двора церковных причетников, 6 дворов церковных крестьян, да в приходе 227 дворов крестьянских, 2 двора бобыльских... (1653 г.)
Сейчас в опустевшем Реброве возвышается кирпичный остов Благовещенской церкви, построенной в первой четверти 19 века. В память о предыдущем Никольском приходе и старой деревянной церкви в новом храме был освящён лишь зимний придел в память святого Николая Угодника. Главным же праздником села было выбрано Благовещенье Пресвятой Богородицы.
Основной целью такой перемены являлась просветительская задача и борьба с расколом. Повсеместный культ Николы Угодника стал рассматриваться церковным Синодом как негативное явление. Выяснялось, что крестьяне плохо разбирались в библейских сюжетах. Зачастую все их познания сводились к тому, какой святой изображен на иконе.
Постепенно сельские церковные приходы меняли традиционные персонифицированные духовные ориентиры, такие как Никола, Егорий, Иоанн Предтеча, Пророк Илья на более сложные и абстрактные: Троица, Покров, Преображение, Благовещенье и т.д. Удобным поводом для такой замены была постройка нового храма.
Ребровский приход был небольшим и кроме самого села, в котором проживало 50 человек, включал деревни Гнездилово, Ченцы, Кишманово и Дворяниново.
Никола-Еляково
В версте от Реброва за речкой Коньшей располагался церковный посёлок Никола-Еляково. Здесь находилась ещё одна деревянная церковь в честь Николы Угодника. В тех же книгах 17 века он описан так:
церковь Николы чудотворца в Даниловском приселке в селе Еликове (1628 г.) ... приселка Елякова поп Марко Борисов (1636 г.) ... у сей церкви 2 двора поповых, 3 двора церковных причетников, 7 дворов церковных крестьян, 4 двора церковных бобылей, да в приходе 137 дворов крестьянских... (1653 г.)
Название Еляково хранит память о первых поместных землевладельцах. Неподалёку от села, ближе к Марьину находилась одноимённая деревня – Еляково. Вероятно в древности (14–15 века) оба поселения входили в единое землевладение, название которого унаследовано от его первого хозяина по прозвищу Еляк. Это сильно редуцированный, разговорный вариант крестильных имён Елисей либо Елизар. Такая форма была типичной в старорусском лексиконе. Аналогичные производные формы – Иляк, Софряк, Проскуряк и т. п.
Первый хозяин этих угодий, вероятно предок местных помещиков, получил некоторые привилегии и право пользования землей за службу костромскому князю или боярину. Он платил подати и даже взял на себя некоторые общественные функции (староста, управляющий, межевое дело, сбор пошлин). Трудно сказать, по какой причине владелец этого удела решил построить храм именно в этом месте. Место у речки показалось ему явно более привлекательным. Возможно, решили разместить приход поближе к любимскому тракту, чтобы иметь лишнюю копеечку с путников.
Другая причина заключалась в следующем. Настоящие, грамотные священники в ту пору были очень редки. Крестьяне разных вотчин строили храмы в непосредственной близости с вполне практической целью, чтобы один священник мог окормлять два прихода одновременно. Именно этим можно объяснить такое явление, как парные погосты Даниловского уезда.
В Елякове в 19 веке, как и в других сёлах, была построена новая каменная церковь. Её тоже освятили по-новому, в честь иконы Спаса Нерукотворного Образа. При этом деревянная Никольская церковь была сохранена. Она была возведена ещё в 1776 году, за год до образования Даниловского уезда, и была ещё достаточно крепка. Построена была, вероятно на месте ещё более древнего храма. В церквушке хранилась как реликвия икона святителя Николая Чудотворца древнего письма.
К сожалению, не сохранилось ни единой фотографии или какого-либо иного изображения кирпично-деревянного храмового ансамбля села Елякова. Не сохранилось фундаментов и даже вообще следов этого погоста. Древний некрополь был буквально срыт и стёрт с лица земли. Сейчас на месте селения зияет заросший кустами песчаный карьер.
Грунт отсюда брали в середине 80-х годов для отсыпки покровской и середской автодорог. Имеются многочисленные свидетельства, как после дождей вымывало потемневшие от времени кости и черепа на обочинах ремонтируемой автодороги Данилов–Середа. Чудовищное кощунство и преступление, за которое никто не понёс ответственности.
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!