Первое село на Любимском тракте, которое встречали на своём пути из Данилова путешественники 19 века - Покров.
Дорога тогда пролегала непосредственно по сельским улицам, вдоль церковной ограды погоста и далее спускалась к реке, к броду через Лунку. Сейчас частями этого тракта являются улица Мира со стороны Данилова и улица Церковная (с любимской стороны).
Село Покровское известно с 1544 года, а время его появления смело можно относить к началу 15 века. В то время Покровское являлось частью Сотского стана - сельского удела в составе Костромских земель, принадлежавшего московским митрополитам. Ранняя история села тесно связана с церковным хозяйством Москвы.
Спас Новый Задворный
В конце 15 века, ко времени появления первых хозяйственных грамот по Сотской волости, в жизни Русского государства произошло знаменательное и поворотное событие. Окончательно было ликвидировано владычество Золотой Орды (ранее называемое монголо-татарским игом). Страна фактически и юридически обрела независимость и одновременно с этим приобрела сильного и деятельного князя во главе (историки примерно определили дату русского "дня независимости" - 11 ноября 1480 года).
В Москве, новом центре русского государства, сразу начались перемены. Народ прибывал, столица стремительно росла. В Кремле на Боровицком холме стало тесно и в 1490 году великий князь московский Иван III Великий повелел перевести старый Спасский монастырь из города на новое место, на Крутицкий холм. Таким образом в пригороде Москвы был основан новый монастырь, который получил название Спаса Нового или Спаса Задворного.
В 1494 году в новой обители был даже воздвигнут каменный храм Спаса Преображения, что для Московской Руси было пока ещё редкостью. Видимо с целью поддержки и в залог последующего развития Иван III пожаловал новому монастырю земли. В вотчину ему были отписаны митрополичьи земли Костромского уезда, в том числе и сельцо Покровское на Лунке.
Тарханно-льготная грамота
Документа о передачи земель не сохранилось. Но у нас есть более поздний документ, согласно которому уже внук Ивана Великого молодой царь Иван IV (будущий "Грозный") подтверждает владения Новоспасского монастыря в Костромском уезде и, кроме того, освобождает волость от налогов и повинностей сроком на два года. В этом документе впервые упоминается и село Покровское.
1544 г. июля 8 — Жалованная тарханно-льготная и несудимая грамота великого князя Ивана Васильевича архиепископу Новоспасского монастыря Нифонту на монастырские вотчины в Московском, Дмитровском, Переславском, Ростовском, Костромском, Бежецком и Владимирском уездах.
Список с государевы грамоты слово в слово.
Се яз, князь великий Иван Васильевич всея Русии, пожаловал Спасского Нового монастыря архимандрита Нифонта с братией или кто после него в том монастыре иной архимандрит будет.
Что мне били челом, а сказывают, что у них в монастыре кельи погнили и ограда огнила и обвалилась, и что села их и деревни и слободка поопустели от ратных и от дороги, в ... Костромском уезде в Емстне селцо Юрьевское с деревнями, да в волости в Соти сельцо Васильевское да сельцо Дерягинское, да сельцо Покровское с деревнями, да в Выледоме в Служне стану село Аристово с деревнями да монастырек Наумово, ... И мне их пожаловать, дать им на те их села, и деревни, и на слободки, и на дворы льготы.
В указанной грамоте были перечислены основные земельные вотчины, принадлежавшие Новоспасскому монастырю, в том числе упоминается сельцо Покровское с деревнями. Подробно состав волости не перечислен, так как смысл указа – предоставление льгот, но при этом отмечены также и некоторые соседние селения, которые выделялись среди других деревень тем, что в них проживали монастырские слуги (служащие):
Сельцо Васильевское - впоследствии деревня Васильцево (бывшая возле д.Титово); сельцо Дерягинское - деревня Дерягино на левом берегу Соти (у села Филиппово); в Служне стане село Аристово - деревня Ристово на Лунке; монастырёк Наумово - погост Преображения в Наумово (напротив Дерягино).
Я, князь великий Иван Васильевич всея Руси, архимандрита Нифонта с братией пожаловал, дал им льготы тем их сёлам с деревнями и с починками и слободке и дворам, что в Китае-городе и на Костроме.
Льготы: от всех пошлин на два года от Петрова дня лета 7052 до Петрова дня лета 7054 с тех сел, и с деревень, и с починков, и слободки, и с дворов. Не нужно сдавать мне, великому князю, дань, ни ямские деньги, ни посошную службу, ни сборы на городовое дело, ни извести не возят, ни пищальных денег со слободки не дают, ни туковых денег не платят, ни лугов не косят, ни коня моего не кормят и всяких прочих пошлин не сдают. А наместники наши, и волостели, и их тиуны тех городов и волостелей кормов своих не берут. А праведчики и доводчики поборов своих не берут и не въезжают к ним ни по что до тех их урочных лет.
Милости свои монарх пожаловала неспроста. Несмотря на то, что страна давно уже освободилась от ордынского владычества, татарский вопрос тогда ещё был далек от разрешения. Казанское ханство, один из наследников Орды, претендовало на лидерство в Поволжье и доставляло Москве множество хлопот.
В 16 веке натиск с востока не утихал. В 1537 – 1540 набеги крупных отрядов казанцев буквально разорили северо-восточные уделы страны. Великий князь в это время был ещё мал летами и татары воспользовались слабостью центральной власти. Они так разорили северо-восток страны, что пришлось властям освободить костромские провинции от налогов для их восстановления.
Льготы были рассчитаны сроком на два года, после чего волость должна была снова платить княжеские сборы и налоги как обычно:
А как те их урочные лета отойдут, и они потянут в мою, великого князя, дань, и земские деньги, и в посошную службу, и в городовое дело, и в наместничий корм, и во всякие пошлины по старине по книгам.
Писцовая книга дьяка Наумова
Следующий документ, упоминающий село Покровское, датируется ещё 18 годами позднее. В писцовой книге, составленной костромским писцом Васильем Наумовым под надзором воеводы Иная Ордынцова "с товарыщи", указаны следующие сведения о селе:
1562 г. В Костромском уезде в Сотцком стану земли монастырские Спаса Задворного что на Москве на Крутице.
Село Покровское на реке на Лункове, а в селе церковь Покров Пречистые Богородицы, да теплая церковь Никола чюдотворец. А в селе двор попов, да 4 кельи, а в них живут нищие, да келья пуста. А крестьянских дворов: во дворе Шило Михалев, во дворе Ивашко Онтоманов, во дворе Васюк...
Согласно этой переписи, в селе числилось всего три полноценных крестьянских двора. Это совсем немного, в современном понимании это не село, а худая деревенька. Во всей Новоспасской монастырской вотчине на реке Соти числилось 77 дворов в двух сёлах и 35 деревнях. Количество жителей в таком "сельсовете" можно оценить порядка 300, максимум 500 человек.
Одного из жителей села звали Шило, что замечательно перекликается с названием местной деревни Шилово, расположенной в пяти километрах ниже по реке Лунке. Вряд ли именно этот Шило имеет отношение к появлению деревни. По крайней мере, это говорит о распространённости такого прозвища.
Отчество у Шила - Михалёв, что соответствует имени Михаль. Такая форма характерна для допетровского периода. Привычное для нас Михайло было свойственно для более современных деревенских говоров 19 века.
У второго жителя следует обратить внимание на отчество - Онтоманов. Его отца звали вероятно Автомон или Антон, но звучит оно как Атаман. Это очень похоже на подгонку под модные в то время ордынские прозвища. Слово "атаман" имеет тюркские корни и при этом уже не первый раз попадается в старых документах Костромского уезда в качестве имени. Это означает, что татарские имена в ту эпоху вполне были в ходу и в крестьянской среде. Многие названия наших деревень с тюркскими корнями просто-напросто унаследованы от русских крестьян-первопоселенцев с заимствованными именами восточного происхождения (Бакшейцево, Усеймово, Базарово, Булатово, Курдюмово).
Из текста писцовой книги также следует, что в центре села пять веков назад, также как и сейчас, располагался комплекс из двух церквей - Покрова и Николы. Главный престол прихода был посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы, соответственно и село называлось Покровским. Появление деревянных храмов в селе можно оценить по крайней мере рубежом 15 - 16 веков, временем формирования нового независимого Русского царства и включения этих земель в состав монастырских владений.
Неупокой Караваев
Кроме самого села в 1562 году в составе сельского прихода перечислены деревни Кузнецово, Кошугино, Иванцово, Бакшейцево и Аристово. Указаны и их жители, крестьяне - хозяева дворов:
Деревня Кузнецово на речке на Лункове, во дворе Истомка Люнин, во дворе сын его Степанко. Деревня Кошугино, во дворе Иванко Онаныш. Деревня Иванцово на реке на Лункове, во дворе Онтонко Тимофеев, во дворе Потапко Оверкеев. Деревня Аристово на речке на Лункове, во дворе слуга монастырской Неупокой Короваев; а людей его: во дворе Первунка, во дворе Игнашка. Деревня Бакешейцово на речке на Лункове, во дворе Иванко Яковлев, во дворе Сенка Гридин.
Среди имён попадаются старые, древнерусские имена: Истома, Неупокой, Первуня. Все имена указаны в уменьшительных формах, что соответствует низшему статусу - зависимый (крепостной) крестьянин. Лишь у одного жителя имя приведено в полной форме - это монастырский слуга Неупокой Караваев. По всей видимости этот персонаж принадлежал к более высокому сословию нежели крестьянин. Он состоял на службе при монастыре и являлся сельским управляющим, старостой этой монастырской вотчины.
Неупокой Караваев проживал в деревне Аристово (нынешнее Ристово), которая в предыдущей грамоте обозначена селом. Статус села в то время подразумевал не только наличие храма. Селом называли поселение с усадьбой помещика или подворьем служивого человека, каковым являлся и этот Неупокой. В последующем такие усадьбы стали обозначаться термином "сельцо".
У Караваева на дворе указаны "его люди", Первунка и Игнашка. Их нельзя назвать крепостными крестьянами, это по сути рабы, холопы. У них нет даже отчества. Из таких приусадебных работников в последующем сформируется прослойка так называемых "дворовых крестьян".
К началу 17-го века село Покровское мало изменилось. Согласно следующей писцовой книге 1629 года:
"погост Покровский верхней, а в нем церковь Покров Пречистые Богородицы, да другая теплая церковь вел. чудотворца Николы древяна клецки, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье приходных людей, да на погосте в церковных дворах: поп Захарий Левонтьев, поп Ерофей Васильев, дьячёк Ивашка Аврамов, дьячёк Власко Степанов, пономарь Степан Иванов, да 7 келей, крестьян и бобылей 5 дворов".
Дворов крестьянских стало пять, а келей для нищих - 7. При храмах службу здесь вели уже два попа и два дьякона.
Луньково-Покровское
В одном из костромских церковных реестров, датируемым 1628 годом, имеется следующая запись:
"Покров Пресвятой Богородицы в вотчине Спаса Новаго монастыря в селе Лунке".
Сопоставляя с более ранними упоминаниями села "на речке Лункове", можно сделать вывод, что село Покровское до начала 16 века, когда оно стало монастырской вотчиной и до строительства в нём церкви Покрова, являлось обычной деревней, которая так и называлась - Лунково, Луньково или просто Лунка.
Известна пожня, сенокосное угодье с названием Лунково, находившееся в низовьях Соти на территории нынешних Костромских разливов. Учитывая древние хозяйственные связи села Покровского с сотскими низовьями, это совпадение не выглядит случайным. Весьма вероятно, что название Лунково - это первоначальное именование селения, бывшего на месте нынешнего села Покров до 16 века. От села получило своё название и речка Лунка.
Лунково - форма притяжательного прилагательного от личного имени Лунко (Лунька).
- Чьё? - Лунково селенье
В качестве примера употребления такой формы имени можно привести текст завещания (духовную грамоту) 1510 года одного из местных костромских служивых, которую подписал костромской дьяк Лунка Прокофьев. Лунка - это уменьшенное от имени Лунь, Луня. В Ярославской губернии имелись деревня Лунино и усадьба Лунинское. Имя в форме Луня встречается и у крестьян на страницах грамот и писцовых книг.
Короткие имена Луня, Лунко - это возможно дериваты, сокращённые формы старого имени Полуня, либо самостоятельные "птичьи" прозвища от птицы "лунь". Происхождение имени Полуня тоже туманно. Кажется, это просто разговорная форма крестильных имён Полуект или Аполлоний. Есть версия, что Полуня унаследовано из старых славянских языков и как-то связано с луной, но точных сведений на этот счёт, увы, нет.
... по извету попа Ерофея
Упомянутые в писцовой книге 1629 года покровские попы Захарий и Ерофей жили по всей видимости не очень дружно. В клировых документах епархии есть следующее сообщение от 1630 года:
"Спасской вотчины Новаго монастыря села Федоровскаго, церкви Покрова святей Богородице, по извету попа Ерофея, тое же церкви на попе Захаре венечных пошлин с 27 отроков, с 14 двоеженцов 3 руб. 30 алтын 3 деньги взято, да на нем же на попе Захаре пени 2 руб. 4 алтын 1,5 деньги взято за то, что он венечные пошлины имал, а в государеву патриаршу казну не платил".
С каждой процедуры венчания священники взимали с жениха (отрока) "венечные" пошлины. С двоежёнцев (женившихся вторым браком) пошлины были повышенные и контролировались особо. Все эти сборы священники обязаны были сдавать в казну. Согласно тексту поп Ерофей уличил своего сослуживца Захария в сокрытии доходов и донёс об этом епархиальному начальству.
В документах 17 - 18 века вотчина Спасского монастыря по реке Соть называется Фёдоровской. Такое именование связано с тем, что именно там в то время находилось подворье управляющего вотчиной (преемника Неупокоя Караваева из Ристова). Село Фёдоровское - это на самом деле деревня Фёдоровское. Она располагалась за деревней Шишкино, ближе к погосту Наумово.
По архивным документам можно оценить рост села Покров и всей Спасской вотчины в середине 17 века. Количество дворов в селе увеличилось с 5 до 15. В целом, по деревням количество крестьянских дворов увеличилось с 77 до 203. Такой заметный прирост пришелся на период восстановления страны после Великой Смуты и правления первых царей из династии Романовых.
Секуляризация
Село Покров являлось монастырской вотчиной до конца 18 века вплоть до реформ царицы Екатерины, одной из составляющих которых была так называемая секуляризация. Если в двух словах, секуляризация - это перевод церковных владений в государственное имущество. С 1764 года Покров стал управляться ведомством Государственной Коллегии Экономии. Местные жители с тех пор стали числиться государственными крестьянами.
В жизни села и округи, как и прежде, большую роль при этом играли и местные помещики. Они жили по соседству. В 17 веке в приходе села Покровского находилось 11 помещичьих усадеб. В Петрушине была усадьба дворян по фамилии Дурново, а в Распутьеве жили помещики Полозовы. Именно благодаря их инициативе в селе были построены храмы из кирпича, которые и по сей день украшают центр села.
В 1789 году, в то время когда была образована Ярославская губерния и Даниловский уезд в её составе, в селе взамен старой деревянной церкви был построен новый каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделами святых Параскевы и пророка Ильи. Это был летний, холодный, то есть неотапливаемый храм. Возможно в трапезной была печка и проводились богослужения в придельных алтарях и в зимнее время.
Пятиглавый храм Покрова пострадал от переделки под хозяйственные нужды в 60-х годах и сохранился не полностью. В советское время он использовался как склад для хранения молока. Все "лишние" пристройки были сломаны. У здания отсутствуют апсида и примыкавшая к четверику трапезная. Сохранившийся двухсветный четверик прорезан двумя рядами красивых арочных окон, украшенными треугольными сандриками. Края четверика оформлены плоскими "лопатками".
Через полвека в 1843 году взамен второй деревянной Никольской церкви был построен и второй каменный храм, который освятили в честь Воскресения Словущего с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и Николы Угодника.
Строительство велось в основном усилиями крестьян. Помещики тоже принимали участия, но у них уже не было прежних возможностей. Заметно, что средств на постройку не хватило. Здание вышло приземистым, одноярусным. Весь храм имеет вытянутую форму; четверик, трапезная и прямоугольная апсида равновеликие по объему. Купольное завершение отсутствует. Мелкие крестовые главки-луковицы выполнены по минимуму на плоской кровле. Северный и южный фасады Воскресенского храма оформлены упрощенным барельефом в виде декоративных классических портиков. Фронтоны портиков раньше были украшены красочными фресками.
В 60-е годы здание также было переделано под хозяйственные цели. В помещении располагался сырзавод, а с 1970 года – общежитие. В конце 20 века храм был возвращён церкви, отремонтирован и в отличие от Покровского ныне является действующим.
Вероятно вместе с Воскресенским храмом на погосте возвели и отдельно стоящую колокольню. Шатровая, четырехъярусная башня построена по типу «восьмерик» на «четверике» и тоже не отличается излишними украшениями. Углы трех ярусов отмечены лопатками, нижний ярус выделен сухариками.
Интересно, что отдельно стоящая колокольня в Покрове является если не копией, то аналогом колокольни Воскресенского собора города Данилова. Впрочем как и весь храмовый ансамбль села Покров.
Село Покровское всегда было сравнительно небольшим, по количеству и достатку жителей оно не отличалось от соседних деревень. В начале 20 века в селе насчитывалось всего 18 дворов. Почти столько же было в соседнем Иванцове.
В 30-е годы 20 века при создании Ярославской области село было нанесено на новые карты Советского Союза под более коротким, народно-разговорным названием Покров.
Спасибо, что дочитали до конца. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал!