Продолжение. Ссылка на предыдущую часть:
Ченцы
Следующая за Глездевым деревня на Любимском тракте – Ченцы. Ранее мы уже выяснили, что Ченцы значит «чернецы». Деревень с таким названием было много. В одной только Ярославской губернии насчитывалось 16 деревень с таким корнем.
Жителями этих многочисленных «ченцов» в средневековье были чернецы – «чёрные» монахи, жившие на сельских подворьях и в монастырских сёлах. Они занимали должности посельских управляющих и отвечали за бесперебойное снабжение монастыря продовольствием и припасами. Иногда это были бывшие чернецы, покинувшие обитель и занявшиеся сельским хозяйством. Такая практика была нередка в 14—15 веках. В старинных грамотах упоминаются такие хозяева крестьянских дворов:
Какому же монастырю были приписаны первые жители этой деревни?
Можно предположить, что Даниловские Ченцы были связаны со старым Преображенским монастырем, о существовании которого сохранились лишь косвенные сведения. Монашеский скит в селе Даниловском мог появиться в 15 веке, во времена митрополита Ионы, во владениях которого оно тогда числилось. Именно при этой обители в одной из нищих келий в конце 16 века обретался знаменитый даниловский блаженный Илья юродивый.
Монастырь этот по всей видимости был стёрт с лица земли во время Смуты и польско-литовского разорения. В 30-х годах 17 века при новых царях Романовых монастырь стали возрождать, при этом его называли «новый». Раз этот новый, стало быть раньше был и старый.
«в дворцовом селе Даниловском... нового Преображенского монастыря». (челобитная чарошнику Поздею Рудакову 1630 г.)
Монастырёк был сельский, небогатый, жил натуральным хозяйством. Ужиться монахам в такой скудной обстановке было нелегко. Судя по документам, обитель в 17 веке постоянно сотрясали внутренние раздоры и распри. Вероятно, сложности преследовали монашескую общину и в прежние времена. Некоторые постриженики не выдерживали такого нищенского существования, когда даже разговляться приходилось обычными луковицами вместо яиц, и покидали общину. Возможно, Ченцы являлись местом куда отселились когда-то «в мир» бывшие монахи из села Даниловского.
Божедомье
Рядом с Ченцами, на другом берегу речки Коньши, раньше была деревня Божедомье. Название такое было жутковатым, однако особо жителей не беспокоило. В деревне до революции было с десяток дворов.
Название деревни характерно для городской окраины и тоже может быть связано с Даниловским монастырём. Божедомьями (убогий дом, божедомка) в старину называли места, расположенные за чертой города, для погребения умерших неестественной смертью (удавленников, утопленников, замерзших, самоубийц, странников, умерших без покаяния и причастия) и прочих неопознанных покойников.
На Божедомье в древности находилась скудельница – общая могила для захоронения неотпетых мертвецов, окружённая забором с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны. Иногда скудельницы представляли собой сарай или погреб со льдом, где хранили мертвецов для опознания или отыскания возможных родственников и являлись неким прототипом современных моргов. Неимущие иногда оставляли тела своих родственников здесь до весны, не имея средств для рытья могилы в промороженной земле.
Погребение странников и неимущих считалось на Руси подвигом милосердия. Такие скудельни как правило были закреплены за монастырями. Возможно обе деревни, Ченцы и Божедомье, появились на землях, угодьях старого Преображенского монастыря села Даниловского.
Раз в год, на Семик (четверг седьмой недели после Пасхи) или на Покров в Божедомье посылался священник отпеть общую панихиду, а монахи и горожане приходили «провожать скудельницы», принося с собой к панихиде канун, кутью и свечи. Тела покойников извлекали из скудели и хоронили здесь же в общей могиле. В 17 веке на Семик устраивался крестный ход из села, в котором принимали участие архиереи и монахи Даниловского монастыря.
По словам ярославского историка Петра Критского,
«Божедомье считалось нечистым и страшным местом, и в обычное время его обходили далеко стороной. Русские в древности запрещали погребать неотпетых мертвецов, веря, что погребение их навлекает общественные бедствия – главным образом несвоевременные холода. Поэтому такие тела удаляли подальше от жилья на поле, где и оставляли на поверхности земли, лишь оградив тыном из кольев. Это языческое поверье и связанный с ним обычай и выродились под влиянием духовенства к 17 веку в Семик и Убогие дома»
Своё Божедомье было и в Ярославле. На улице Рыбинской возвышается необычная трёхшатровая церковь, в названии которой указывается «на Божедомке».
«Убогие дома» появились в глубокой древности из-за предрассудков, но позже получили вполне практическое применение. В скуделях хоронили во время эпидемий во избежание распространения заразных болезней. Там, в стороне от города, могли быть захоронены жертвы опустошительных эпидемий чумы 15 – 17 веков. Такие могильники между прочим до сих пор могут представлять определённую эпидемиологическую опасность, хотя с тех пор и прошло уже несколько сотен лет.
Со временем на Даниловском Божедомье стали селиться одинокие бессемейные старики, нищие. Божедомные кладбища (Семики) были упразднены указом Синода в середине 18 века, после этого здесь уже была вполне обычная жилая деревня, которую так и называли по старой памяти по названию места. В старой транскрипции на картах 19 века название деревни записано в женском роде – Божедомья деревня.
Жители покинули деревню к середине 20 века, в основном переехали в город. В 1981 году в покинутое урочище прибыли экскаваторы, бульдозеры и трубоукладчики для прокладки магистрального газопровода.
Траншеи были прорыты в непосредственной близости от бывшей деревни. Были ли повреждены древние могильники при укладке труб, неизвестно.
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!
#Ченцы #Божедомье #Ченцово #Данилов #Даниловское