Найти тему

Названия наших деревень. Ченцы и Божедомье

Оглавление

Продолжение. Ссылка на предыдущую часть:

Ченцы

Следующая за Глездевым деревня на Любимском тракте – Ченцы. Ранее мы уже выяснили, что Ченцы значит «чернецы». Деревень с таким названием было много. В одной только Ярославской губернии насчитывалось 16 деревень с таким корнем.

Жителями этих многочисленных «ченцов» в средневековье были чернецы – «чёрные» монахи, жившие на сельских подворьях и в монастырских сёлах. Они занимали должности посельских управляющих и отвечали за бесперебойное снабжение монастыря продовольствием и припасами. Иногда это были бывшие чернецы, покинувшие обитель и занявшиеся сельским хозяйством. Такая практика была нередка в 14—15 веках. В старинных грамотах упоминаются такие хозяева крестьянских дворов:

Какому же монастырю были приписаны первые жители этой деревни?

-2

Можно предположить, что Даниловские Ченцы были связаны со старым Преображенским монастырем, о существовании которого сохранились лишь косвенные сведения. Монашеский скит в селе Даниловском мог появиться в 15 веке, во времена митрополита Ионы, во владениях которого оно тогда числилось. Именно при этой обители в одной из нищих келий в конце 16 века обретался знаменитый даниловский блаженный Илья юродивый.

Христа ради юродивый Илья Даниловский (В.М. Середа)
Христа ради юродивый Илья Даниловский (В.М. Середа)

Монастырь этот по всей видимости был стёрт с лица земли во время Смуты и польско-литовского разорения. В 30-х годах 17 века при новых царях Романовых монастырь стали возрождать, при этом его называли «новый». Раз этот новый, стало быть раньше был и старый.

«в дворцовом селе Даниловском... нового Преображенского монастыря». (челобитная чарошнику Поздею Рудакову 1630 г.)

-4

Монастырёк был сельский, небогатый, жил натуральным хозяйством. Ужиться монахам в такой скудной обстановке было нелегко. Судя по документам, обитель в 17 веке постоянно сотрясали внутренние раздоры и распри. Вероятно, сложности преследовали монашескую общину и в прежние времена. Некоторые постриженики не выдерживали такого нищенского существования, когда даже разговляться приходилось обычными луковицами вместо яиц, и покидали общину. Возможно, Ченцы являлись местом куда отселились когда-то «в мир» бывшие монахи из села Даниловского.

Божедомье

Рядом с Ченцами, на другом берегу речки Коньши, раньше была деревня Божедомье. Название такое было жутковатым, однако особо жителей не беспокоило. В деревне до революции было с десяток дворов.

Название деревни характерно для городской окраины и тоже может быть связано с Даниловским монастырём. Божедомьями (убогий дом, божедомка) в старину называли места, расположенные за чертой города, для погребения умерших неестественной смертью (удавленников, утопленников, замерзших, самоубийц, странников, умерших без покаяния и причастия) и прочих неопознанных покойников.

-5

На Божедомье в древности находилась скудельница – общая могила для захоронения неотпетых мертвецов, окружённая забором с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны. Иногда скудельницы представляли собой сарай или погреб со льдом, где хранили мертвецов для опознания или отыскания возможных родственников и являлись неким прототипом современных моргов. Неимущие иногда оставляли тела своих родственников здесь до весны, не имея средств для рытья могилы в промороженной земле.

Погребение странников и неимущих считалось на Руси подвигом милосердия. Такие скудельни как правило были закреплены за монастырями. Возможно обе деревни, Ченцы и Божедомье, появились на землях, угодьях старого Преображенского монастыря села Даниловского.

-6

Раз в год, на Семик (четверг седьмой недели после Пасхи) или на Покров в Божедомье посылался священник отпеть общую панихиду, а монахи и горожане приходили «провожать скудельницы», принося с собой к панихиде канун, кутью и свечи. Тела покойников извлекали из скудели и хоронили здесь же в общей могиле. В 17 веке на Семик устраивался крестный ход из села, в котором принимали участие архиереи и монахи Даниловского монастыря.

По словам ярославского историка Петра Критского,

«Божедомье считалось нечистым и страшным местом, и в обычное время его обходили далеко стороной. Русские в древности запрещали погребать неотпетых мертвецов, веря, что погребение их навлекает общественные бедствия – главным образом несвоевременные холода. Поэтому такие тела удаляли подальше от жилья на поле, где и оставляли на поверхности земли, лишь оградив тыном из кольев. Это языческое поверье и связанный с ним обычай и выродились под влиянием духовенства к 17 веку в Семик и Убогие дома»

Своё Божедомье было и в Ярославле. На улице Рыбинской возвышается необычная трёхшатровая церковь, в названии которой указывается «на Божедомке».

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке (г.Ярославль)
Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке (г.Ярославль)

«Убогие дома» появились в глубокой древности из-за предрассудков, но позже получили вполне практическое применение. В скуделях хоронили во время эпидемий во избежание распространения заразных болезней. Там, в стороне от города, могли быть захоронены жертвы опустошительных эпидемий чумы 15 – 17 веков. Такие могильники между прочим до сих пор могут представлять определённую эпидемиологическую опасность, хотя с тех пор и прошло уже несколько сотен лет.

деревня Божедомья на первой карте Даниловского уезда 1798 года
деревня Божедомья на первой карте Даниловского уезда 1798 года

Со временем на Даниловском Божедомье стали селиться одинокие бессемейные старики, нищие. Божедомные кладбища (Семики) были упразднены указом Синода в середине 18 века, после этого здесь уже была вполне обычная жилая деревня, которую так и называли по старой памяти по названию места. В старой транскрипции на картах 19 века название деревни записано в женском роде – Божедомья деревня.

Жители покинули деревню к середине 20 века, в основном переехали в город. В 1981 году в покинутое урочище прибыли экскаваторы, бульдозеры и трубоукладчики для прокладки магистрального газопровода.

-9

Траншеи были прорыты в непосредственной близости от бывшей деревни. Были ли повреждены древние могильники при укладке труб, неизвестно.

Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!

#Ченцы #Божедомье #Ченцово #Данилов #Даниловское