Не стану утверждать, что всё производимое в СССР априори являлось эталоном качества. Ибо это не так. Однако во многих, очень во многих вещах наши предки шли впереди планеты всей, и фантастическая литература здесь не исключение. Если и уступали в чём западным Хайнлайну, Саймаку и иже с ними, так это во всемирной популярности: всё же не каждый труд удавалось подсунуть под так называемый железный занавес. Сюжеты, идейное наполнение и, самое главное, исполнение у отечественных творцов были на высоте.
От Москвы до самых до окраин трудились тысячи авторов. Львиную долю их имен нам уже никогда не узнать в силу объективных причин: что-то рубила цензура, а что-то банально писалось в стол. И тем ценнее, когда в руки попадается нечто из советских времён, доселе нечитанное и незнакомое. Для меня такой находкой стала брошюра 1989 года «Звёздный патруль», которая, как гласит аннотация, «первый в Киргизии сборник, собравший под своей обложкой фантастические рассказы, написанные людьми разных профессий».
Книжка обошлась всего в 25 современных российских рублей, и особых сюрпризов от неё я не ждал. Полагая, что это очередной наивняк для подростков, без особого энтузиазма принялся за чтение и был приятно разочарован. Да, местами банально и не выдерживает никакой критики. Да, кое-что нельзя было назвать не то что фантастичным, но и прогрессивным даже три десятилетия назад, но... Но КАЧЕСТВО рассказов советских людей на голову выше всего, что выходит из-под пера творцов нашего времени.
На излёте СССР в текстах ощущается глубокая тоска. В них нет желания прогрессоров Стругацких принести счастье всему человечеству, нет и тени удалой космооперы Снегова «Люди как боги», нет революционного задора Толстого... Есть лишь усталость. Усталость от бесконечной гонки вооружений и желание наконец-то обрести гармонию с окружающими и самими собой. Каждая страница сборника буквально пропитана стремлением к добру и дружбе.
Гнетущее ощущение от книжки усугубляют иллюстрации М. Бекджанова. Впрочем, одновременно создаётся некая целостность образа будущего, где каждый штрих – дело рук человеческих. Вроде бы все сюжеты давно и хорошо знакомы: космические перелёты, первая встреча с внеземными цивилизациями, путешествия во времени... Пападанчество, в конце концов! Вот только обыграно всё это гораздо достойнее, нежели в львиной доле современной фантастики. Чувствуется некое уважение писателя – и к самому себе, и к персонажам. Если герой, к примеру, переносится в Смутное время, как это описано в рассказе А. Малышева «Трансмигрант», то делает это вовсе не по той причине, что «Я чувствую, что рождён не для этого мира, а для чего-то большего» или «Мне по ночам чудятся верный боевой конь, шашка и щенок бульдога»... Нет, любое фантастическое здесь – следствие прогресса разума и совершенствования технологий. Когда-то, согласитесь, и поворот рек вспять считался нереальным, а первые люди, осмелившиеся заикнуться о сферичности планеты, весело трещали на кострах.
Человечество – вовсе не пуп вселенной, а скорее – её неотъемлемая часть. Земляне могут быть отсталыми по сравнению с братьями по разуму, как в рассказе С. Занина «Великое космическое браство», а их цивилизация, точно в произведении Н. Мусиной «Последняя проверка», может быть лишена всяческой логики, но... Но при этом люди обладают качествами и умениями, неведомыми хозяевам Большой Медведицы и иных звёздных скоплений. Да и скучно, согласитесь, было бы инопланетянам бороздить просторы вселенной и ни разу не встретить прильнувших к иллюминаторам землян, с любопытством и восторгом изучающих космос пятирублёвыми глазами.
Отпечаток эпохи в творениях киргизских авторов оказался необычайно стоек. К всеобщему желанию наконец-то прорвать завесу и вырваться в БОЛЬШОЙ МИР (которое, подозреваю, и заставляет многих фантастов взяться за перо) примешиваются газетные новости, слухи и байки, ставшие доступными для советских граждан во времена горбачёвской гласности.
Как сейчас вижу пожелтевшие страницы не таких уж и жёлтых изданий, даже напротив, с которых словно из рога изобилия сыпались «откровения». И в головах людей бурлила каша из чудовищной правды и откровенного бреда. Правда – это смертельный протест буддийского монаха в 1963 году, нашедший отражение в рассказе Б. Кульчицкого «Звёздный патруль». Бред – рождённый и выживший в море мальчик из произведения Б. Майнаева «Сын дельфина».
Завершать краткий обзор на позитивной ноте не позволяет общий настрой книги. А посему поделюсь небольшим наблюдением. В разговоре с одним очень хорошим человеком обмолвился, что читаю фантастов Киргизии, и он с удивлением спросил: «А что, есть и такие?» Неужели после 1991 года мы разучились мечтать?
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#фантастика
#сборник рассказов
#фантасты киргизии
#космос
#инопланетяне
#путешествия во времени
#попаданцы
#звёздный патруль
#ссср