Да. Как уже догадался уважаемый читатель, сегодня в центре внимания «Вязниковского Книгочея» одно из самых известных фантастических произведений Алексея Толстого (1883-1945 гг.) – роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1927 г.). «Красный граф» и здесь остался верен себе, не стал изобретать велосипед, а «выстругал из полена» очередного «Буратино». Идея супероружия, выпускающего «лучи смерти», в первой половине XX века была ох как не нова. Достаточно вспомнить «Войну миров» (1898 г.) Герберта Уэллса (1866-1946 гг.). Да что там Уэллс! Ещё Плутарх и Тит Ливий «сообщали», как во время осады Сиракуз горожане жгли римские суда сфокусированными лучами, отражёнными от металлических щитов и... параболических зеркал! Били по наводке Архимеда, естественно. И не похоже, чтобы Алексей Николаевич жаловался на плохую память.
Однако неискушённому современнику и соотечественнику Толстого, не имевшему доступа к онлайн-библиотекам, гиперболоид и впрямь мог показаться великим и ужасным – точь-в-точь как шарлатан Гудвин из страны ОЗ. А что? Локомотив технической революции мчался на всех парах в неведомые доселе научные дебри, на ходу отбрасывая устаревающие шестерёнки. Не так давно – в 1917 году – под бельгийским Ипром Германия впервые применила горчичный газ кожно-нарывного действия, и не оправившееся от шока человечество гадало: какую ещё гадость изобретут «товарищи-учёные»? Гиперболоид инженера Гарина, бьющий тепловым лучом огромной мощности, «который легко, как масло, может разрезать дредноут на расстоянии двадцати кабельтовых», в сознании читателей легло становился реальным абсолютным оружием.
Тем паче что «Красный граф» в описании чудо-прибора превзошёл сам себя, подробнейшим образом изложив схему, принцип работы и назвав материалы, из которого должны состоять элементы гиперболоида. Принцип твёрдой научной фантастики, как-никак! Это сейчас мы понимаем, что гиперболоид Толстого (или всё-таки Гарина?) – химера, существующая вопреки законам оптики и термодинамики. Да и загадочный «шамонит» для производства сверхпрочных зеркал так и не был открыт. Но, повторюсь, в начале-середине XX века гиперболоид будоражил воображение. И, вот парадокс, даже двигал науку! Физик, изобретатель и лауреат нобелевской премии Чарльз Таунс в одном из интервью проговорился, что на создание лазера его вдохновил именно роман Алексея Николаевича!
Но перейдём непосредственно к роману. Сюжет пересказывать не буду, ибо, убеждён, заядлые книгочеи с ним более-менее знакомы. А кто-то и вовсе смотрел фильм 1965 года с Евгением Евстигнеевым в роли Гарина. Хотя, если честно, не представляю, как из киноленты режиссёра Александра Гинцбурга можно что-то понять. Только если читал первоисточник.
Сам Толстой называл первую часть романа авантюрной, вторую величал героической, третью считал утопией. И не слукавил. «Гиперболоид инженера Гарина» оставляет странное послевкусие – словно в одну тарелку накрошили массу разнообразных (и плохо сочетающихся меж собой) ингредиентов. Захлопываешь книгу и задаёшься вопросом, а что это было? Плохонький детективный роман с гротескными подонками, убийствами, расследованиями и – звенящая пошлость (непременно голосом Никиты Михалкова!) – двойниками? (А вы знали, что у Сталина было два двойника? А ещё три тройника и удлинитель?) Или это был любовный роман? Или философская притча о несовместимости «гения и злодейства»?
Ситуацию усугубляет масса второстепенных персонажей, каждому из которых Толстой с похвальной дотошностью опытного литератора уделяет немало внимания. И разобраться в этой мешанине событий и характеров, фактов и фантазий удаётся далеко не сразу. Впрочем, кто обещал, что будет легко? Русская классическая литература (а «Гиперболоид» по массе параметров стоит относить именно к классике) – это всегда муки. И творца, и героев, и читателя.
Так зачем же неволить себя? Во-первых, из-за всё той же «мешашины», где каждый сможет найти персонажа по душе, будь то советский милиционер Шельга, американский миллиардер Роллинг, обольстительница Зоя Монроз или даже сам инженер Гарин; нащупать свою собственную линию и следовать ей на протяжении всего повествования. Во-вторых, из-за лихих и подчас непредсказуемых авторских виражей. Уже с первых страниц книги нам показывают мёртвого... Гарина?! И какое-то время остаётся только гадать, почему Толстой «приморил» главного героя и как будет выкручиваться из положения? В-третьих, потому что фантастичного в книге – с гулькин нос. Отбросить в сторону чепуху про гиперболоид, оливиновый пояс Земли и прочие лживые авторские допущения вроде неминуемого краха капиталистических стран после выброса на рынок гигантского количества золота, и окажется, что история – вполне себе возможная. В стремлении к безграничной власти отъявленные мерзавцы шли, идут и будут идти по головам, наплевав на людские жизни. Отличие в том, что сегодня в их распоряжении не тепловой луч несуществующего гиперболоида, а, к примеру, мощь ядерного оружия, возможности практического применения которого янки продемонстрировали ещё в 1945 году.
Кстати, Алексей Николаевич держал нос по ветру и ещё в 20-е годы прошлого века предполагал, что за атомной энергетикой – будущее. Вот цитата из «Гиперболоида», где учёный Хлынов рассказывает милиционеру Шельге о том, что в «лаборатории Рейхера произведено атомное распадение ртути»: «Мы подбираемся к самому центру атома, к его ядру. В нём весь секрет власти над материей. Будущее человечества зависит от того, сможем ли мы овладеть ядром атома, частичкой материальной энергии, величиной в одну стобиллионную сантиметра». Впрочем, даже Толстой не мог предугадать «побочных эффектов» подобной работы: его современники мало что знали о пагубном воздействии радиации. Наоборот, считали, что радиоактивные элементы бодрят и омолаживают: «С незапамятных времён люли, оставлявшие путевые знаки на скалах, купались в том источнике, восстанавливающем силы. Это была та самая «живая вода», которую в сказках приносил ворон, - вода, богатая радиоактивными солями». (А.Н. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина»).
Разумеется, как и в «Аэлите», как и в других своих «идеологически выверенных» произведениях, «красный граф» не обошёл тему противостояния проклятых капиталистов-поработителей и угнетаемого рабочего класса. Контраст постреволюционной страны Советов и «загнивающего» Запада разителен. Да, на нашей Родине холодно и голодно, мальчишки порой растут безотцовщиной, и кто знает, сколько ещё испытаний выпадет на долю советского человека? Но у него есть надежда и идея всеобщего равенства и счастья, ради осуществления которой и жизнь отдать не жалко. А за что сражается сытый, благополучный, но погрязший в разврате и распутстве капиталистический мир? Мир, где та же Зоя Монроз меняет мужиков как перчатки, скачет из постели в постель и является, по сути, всего лишь очень дорогой проституткой? С автором можно бесконечно не соглашаться, можно привести миллион аргументов не в пользу СССР, но... Такие были времена, когда писался роман. Таков был Алексей Николаевич. Или хотел казаться таковым.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#толстой
#лучшие книги
#фантастика
#гиперболоид
#капитализм
#наука
#атомная энергия
#стимпанк
#детектив