Самому молодому жителю Калача 70 лет, он живёт с родителями. По соседству с ними - еще один дом, который принадлежит другой супружеской паре. Ради них пятерых 4 раза в неделю из Алапаевска ездит ночной плацкарт по узкоколейке - 177 км за 8 часов.
Я давно хотела побывать на самой длинной в России узкоколейной железной дороге, что находится в Алапаевском районе - это у нас в Свердловской области. Помню, в нулевые годы её чуть не разобрали всю - едва не забросили после полной бесхозяйственности 90-х годов: тогда часть ответвлений узкоколейки перестала работать.
Но жителей Калача взбунтовались. Их, правда, тогда было около 2 десятков - остальные калачовцы давно переехали в Синячиху или Алапаевск. Предлагали и этим - выделяли квартиры в Алапаевске, обещали поставить дома где-нибудь в Синячихе. Нет! "Не хотим", - сказали люди.
Скандал тогда вышел нешуточный. С одной стороны - люди в посёлке с единственной дорогой в большой мир по узкоколейке. С другой - бюджет района с дырами и нехваткой средств. А РЖД узкоколейные пути в Алапаевском районе сняло с баланса, как говорится, за ненадобностью. Они же нерентабельны. Прибыли не приносят - одна обуза для высокодоходной компании.
К счастью, наша Свердловская область - совсем не бедный регион. Правительство нашло возможность субсидировать жизнь уникальной узкоколейки и так обеспечило связь между дальними посёлками, деревнями и райцентром. А как иначе, если единственное средство сообщения Калача, Санкино, Муратково, Берёзовки и Строкинки с "большой землёй" - это именно узкоколейная дорога?
В этих местах исторически не строили обычные дороги - автомобильные. Кругом болота, топи, лес. Земли здесь заселялись, когда с болот начали брать торф - и посёлки появились как раз по пути строительства узкоколейной железной дороги. Торф перевозился по узкоколейке, а заготавливали его жители новых посёлков вдоль путей.
Правда, 120 лет назад узкоколейку построили для того, чтобы возить на металлургические заводы в Алапаевск и Синячиху древесный уголь: его заготавливали углежоги. Железная дорога тогда была самым экономически выгодным способом доставки грузов. А заводы работали именно на древесном угле.
Но в 1950-е годы и торф перестали использовать в качестве топлива. Тогда узкоколейная железная дорога стала обслуживать заготовку древесины. Несколько десятилетий лес по пути следования дороги автивно вырубали. Считается, что сейчас он здесь уже вырублен - а новый пока не вырос. Однако кое-какая лесозаготовка в Алапаевском районе все же идет - в посёлке Верхняя Синячиха работает фанерный комбинат "Свеза" с самым современным, между прочим, производством. Лес продолжают возить по узкоколейке.
Конечно, содержание Алапаевской узкоколейки влетает свердловскому бюджету в копеечку. Вот, например, совсем недавно завершили ремонтировать старинный мост через реку Санкино - потратили больше 33 миллионов рублей.
Ещё 36 миллионов рублей Свердловский бюджет выделил на ремонт 30-километровой ветки до Берёзовки - в прошлом году по отремонтированным путям поезда снова начали ходить.
Пусть АУЖД работает ради нескольких сотен человек, которые живут в отдалённых посёлках, но эти люди тоже имеют право на достойную жизнь. Хотя вообще-то дорога проходит и через густонаселённый посёлок - Верхнюю Синячиху. В нём живут почти 10 000 человек, и они тоже пользуются узкоколейкой.
А ещё узкоколейкой пользуются туристы - любопытствующие граждане, специально приезжающие в Алапаевск, чтобы прокатиться по этой уникальной дороге.
- 22 рубля - цена билета от Алапаевска до Синячихи в сидячем вагоне.
- 44 рубля - цена билета на это же расстояние в плацкартном вагоне.
Туристов по узкоколейке АУЖД катает специальный вагон
Мы забираемся в узкий вагончик - как будто детский - и занимаем места. На деревянные лавочки могут сесть только по 2 человека. Они стоят друг против друга, а между ними - столики.
Сверху - багажные полки. Тоже узенькие, но рюкзаки положить можно. Уютные занавесочки украшают окна - совсем не как в поездах РЖД, прикреплены крепко. ничего никуда не сваливается. Первую скамеечку занимает дама в шляпке и в дорожном синем платье - гостья из XIX века, того самого времени, когда железную дорогу в Алапаевске только-только построили. У неё на столике у окошка - и лампа стеклянная старинная. Все хотят сфотографироваться с этой дамой.
За окном - уральская природа. Осень только тронула листья берез и осин - ещё нет яркого разноцветья, зато цветущие травы во всём великолепии яркими пятнами привлекают внимание пассажиров... Железнодорожная романтика! Жаль, наше путешествие так скоро заканчивается - только и успели, что чай с выпечкой попить и самые любимые песни спеть.
Наша станция - Синячиха. Называется Синячиха, а на самом деле - Верхняя Синячиха (в Алапаевском районе есть еще Нижняя Синячиха, село, где действует единственный на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом). В Верхней Синячихе туристам предлагают посетить 2 музея - узкоколейной железной дороги и краеведческий.
Честно говоря, прогуляться бы по Синячихе! Вокзал стоит как раз на берегу Синячихинского пруда - здесь, сверху, стоял Синячихинский металлургический завод (не пережил подлые 90-е). Пруд - красавец, вот бы его обойти.
Но у туристической группы - всё по плану, гулять нет времени.
По узкоколейке ездят не только поезда
На крайних путях стоит дрезина - с ручным, так сказать, приводом. Все же помнят старуху Шапокляк? Туристы, приехавшие в Синячиху самостоятельно (в другом, не туристическом, вагоне), выстроились в очередь - прокатиться стоит 100 рублей с человека. Аттракцион!
Интересно, что рельсы здесь все исторические, им по 120 лет, а то и побольше: клейма с годом выпуска отчетливо видны сбоку. Дрезина - это приезжим побаловаться. А местные ездят по узкоколейке на собственных техсредствах - их почему-то называют "пионерками".
Пока мы были в Синячихе, я дважды за несколько часов увидела "пионерки" в действии - люди приезжали и уезжали в Синячиху на этих устройствах по рельсам. И ведь интересно, что не боятся столкнуться с поездом. Во-первых, хорошо знают расписание поездов (их на самом деле немного). А во-вторых, поезд едет со скоростью всего 20 километров в час - завидев его, водитель "пионерки" останавливается и стаскивает свою машинку с рельсов.
"Пионерки" ездят на моторах, везут грузы. В багажнике прячутся покупки. В Синячихе нам рассказали, что жители посёлков на болотах собирают клюкву и бруснику - ездят в райцентр продавать ягоды. Приезжают с коробом, полным ягод. А уезжают с мешком муки и с мешком сахара - удобно покупать помногу.
Узкоколейка в Алапаевском районе - это настоящая дорога жизни для живущих здесь людей, а не просто туристический экспонат. А мне кажется, что именно этим она больше всего и интересна туристам: нам, жителям цивилизации, полезно знать, как живет родная глубинка.
Если вам понравилась статья, прошу поддержать её лайком 👍 и подпиской 🌼
А вы ездили когда-нибудь по узкоколейке? Видели такую жд?