15 сентября был день рождения моей любимой детективной писательницы. Я уже составляла рейтинг лучших ее романов и экранизаций, однако есть творчестве Агаты Кристи кое-что не менее интересное – ее детективный метод. Вы никогда не задумывались о том, как она придумывала свои истории, откуда черпала вдохновение, где получала сведения о современных методах расследования и криминалистических экспертизах?
Мне всегда казалось, что Агата Кристи писала свои произведения легко, на раз-два. Примерно так, как рассказывала в интервью: придумывала сюжеты во время скучных домашних дел вроде мытья посуды. Я даже представляла, как в творческом порыве она бегает от раковины к блокноту и обратно. Однако...
Читая книгу судмеэксперта Карлы Валентайн «Рецепт убийства», я увидела совершенно иную картину: «Кристи бесконечно вела тетради, многие из которых так и не исписала до конца и к тому же постоянно теряла: “Обычно у меня в работе их около дюжины одновременно: раньше я заносила в них идеи, вдруг пришедшие в голову, сведения о каком-нибудь яде или снадобье, сообщения о ловких мошенничествах, вычитанные из газет”. Со временем Агата поняла, что ей просто нужна пишущая машинка (...) Она выбрала модель Remington Portable и благодаря его компактным размерам иногда работала даже в ванной».
Кроме того, эта книга открыла мне глаза на то, как сложно писать детективы и какая огромная работа стоит за «уютными» историями об убийствах. Например, в детстве Агата ежедневно читала бабушке криминальную хронику: «...детоубийства, грабежи, тайные пороки и прочие ужасы, о которых любят потолковать в старости. Правда сказать, мы читали бабушке газеты каждый день, но по-настоящему нас не интересовали ни страшная судьба няни, ни ребенок, брошенный в своей коляске, ни нанесенное девушке в поезде оскорбление» (Агата Кристи «Автобиография»). Тем не менее, я уверена, что эти истории оставили отпечаток в ее памяти.
Также миссис Кристи долгое время возглавляла Детективный клуб. Думаете, для престижа и развлечения? Никак нет! Члены этого клуба действительно периодически встречались, но не для светских бесед. Они обсуждали самые резонансные преступления. Настоящие. Например, дикое убийство писательницы Нэнси Титтертон или Эмили Кэй.
«...обсуждение реальных убийств было особенностью собраний Детективного клуба (...) Клуб шел Кристи на пользу не только в профессиональном, но и в личностном плане, поскольку эта застенчивая замкнутая женщина ценила возможность быть собой в кругу друзей» (Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика глазами судмедэксперта»).
Особенно мне запомнились два дела – описание реальных преступлений – одно из которых вдохновило Кристи на роман «Скрюченный домишко» (Агата Кристи считала его своим лучшим произведением), а второе, наоборот, помогло полиции поймать и осудить преступника.
Эдит Томсон и Фредерик Байуотерс
Есть мнение, что на сюжет «Скрюченного домишка» в некоторой мере повлияло дело этих влюбленных (если интересуют подробности, смотрите скрин в комментариях). У них был страстный роман, несмотря на наличие у Эдит законного мужа. В итоге обоих повесили за его убийство, хотя на суде Фредерик отрицал причастие к преступлению своей любовницы. Однако...
Обвинение уцепилось за то, что Эдит писала недвусмысленные письма, в которых не только признавалась в любви, но и рассказывала, как ей хочется избавиться от мужа. Сентиментальный Фред сохранил их, и они стали приговором обоим.
«Дело вызвало большой резонанс и до сих пор подвергается критике по нескольким причинам. Общественность пришла в ужас от приговора, вынесенного Эдит (...) всем казалось, что женщину повесили только из-за того, что ее поведение не соответствовало нормам того времени. На суде обвиняемую представили как роковую женщину, манипулировавшую своим молодым любовником и придумавшей жестокий план расправы над мужем. На самом деле Эдит Томсон наверняка была наивной молодой особой, потерявшей голову от любви» [и – хочется добавить – скуки] (Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика глазами судмедэксперта»).
Грэм Янг
Преступления Янга – первого человека в Британии, которого осудили за убийства таллием, иногда ошибочно считают вдохновленными повестью Агаты Кристи «Вилла "Белый конь"». Однако...
Это неправда: во-первых, Янг отрицал, что читал ее. Во-вторых, он увлекся химией и ядами еще до публикации книги, которая вышла в 1961 году. Зато известно наверняка, что именно «Вилла "Белый конь"» в итоге помогла посадить его за решетку во второй раз.
«К сожалению, Янг стал активно проводить эксперименты на своей семье в 1961 году, когда ему было всего 14 лет. Повесть "Вилла «Белый конь»" была опубликована в этом же году, поэтому некоторые обвиняли Агату в том, что она вдохновила Янга на злодеяния. Лично я с этим категорически не согласна. Янг был погружен в изучение ядов задолго до публикации книги (...) Когда он начал использовать членов своей семьи как подопытных кроликов, он травил их сурьмой и атропином, а не таллием [как было в повести Агаты Кристи]» (Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика глазами судмедэксперта»).
Грэм Янг родился в 1947 году в неблагополучной семье. Его мать рано умерла, поэтому сначала мальчик воспитывался ее сестрой, а в два года у него появилась мачеха (расставание с тетей он воспринял очень болезненно*). С детства Грэм интересовался химией, и отец подарил ему набор химических веществ. Однако мальчика интересовали исключительно яды: он долго изучал их и, по словам знакомых, обладал поистине энциклопедическими знаниями.
«...в 1962 году, задумав поскорее избавиться от своей мачехи Молли**, Янг дал ей дозу таллия, который ранее уже применялся в нескольких убийствах. Как ни странно, ее смерть признали естественной, а тело кремировали по предложению самого Янга! Вскоре после этого отец несовершеннолетнего преступника тоже тяжело заболел, и в его теле обнаружили сурьму» (Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика глазами судмедэксперта»).
После сошедшего ему с рук убийства мачехи, а также попытки отравления отца и одноклассника, члены семьи и учитель химии, у которого учился Грэм, обратились к психиатру. По его рекомендации Янга арестовали. Парня признали невменяемым и поместили в психиатрическую больницу строгого режима Бродмур в 1962 году. Однако...
В больнице Грэму жилось прекрасно: у него была «зеленая карточка», позволявшая беспрепятственно ходить по зданию и бывать в саду. Это дало ему возможность собирать листья ядовитых растений, а также воровать у персонала химикаты и лекарства. Вскоре персонал и пациенты стали чувствовать рези в желудке и судороги, один пациент скончался. Думаете, Янга обвинили в чем-либо? Наоборот, его выпустили на свободу в 1970 году.
«Тот факт, что в Бродмуре было совершено четыре отравления, пока там содержался Янг, не смутил психиатра, как и прощальные слова, которые он сказал медсестре: "Я буду убивать по одному человеку за каждый год, проведенный здесь"» (Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика глазами судмедэксперта»).
В апреле 1971 года Янг устроился на работу кладовщиком в компанию Джона Хэдленда в Бовингдоне, графство Хартфордшир. О его прошлом никто ничего не знал. Сослуживцы считали его тихим и скромным молодым человеком. Компания занималась производством инфракрасных линз, и важным компонентом производства был... таллий! Получив неограниченный доступ к яду, Янг начал претворять в жизнь свое обещание: он отравил восемь человек, двое из которых умерли в муках.
К сожалению, врачи не сразу догадались, что речь идет об отравлении таллием, а в газетах появились пугающие статьи о загадочной «бовингтонской болезни». И все-таки полиция добралась до преступника! Обеспокоенное руководство компании вызвало местного врача Иена Андерсона. Тот побеседовал с сотрудниками и после разговора с Янгом обратился в Скотленд-Ярд.
«Грэма арестовали по двум причинам. Во-первых, как это часто бывает с нарциссами-психопатами, он был очень доволен собой и подсознательно хотел, чтобы окружающие знали, на что он способен. Он задавал странные и неуместные вопросы своим начальникам и привлекал к себе повышенное внимание. Через некоторое время врач, сотрудничавший со Скотленд-Ярдом, прочел повесть "Вилла «Белый конь»" и благодаря точному описанию симптомов понял, что у пациентов отравление таллием» (Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика глазами судмедэксперта»).
Янгу предъявили обвинение в двух убийствах и нескольких покушениях на убийство. Он ничуть не раскаялся и на следствии самодовольно хвастался содеянным, однако на суде отказался от своих показаний. Его приговорили к пожизненному заключению. Однако Янг не успокоился и в тюрьме. Ему удалось вырастить во дворе ядовитый гриб, в попытках приготовить яд из которого, его застала охрана. После этого его перевели в тюрьму строго режима на острове Уайт, в которой он скончался в 1990 году от сердечного приступа.
Пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подпишитесь на канал, если еще не подписаны. Какой роман Агаты Кристи вам больше всего запомнился?
Автор текста: Анна Ремиш.
Текст запрещен к копированию.
Сноска:
*Что интересно, позже он пытался ее отравить.
**Однажды мачеха нашла пузырек с ядом и потребовала от Грэма прекратить опыты. После этого тот решил ее убить.