Найти тему
Бронзовая осень

Аллея серебристых тополей. Глава 55

Ты не мать вовсе, значит, Рита тебе не дочь. Ты разрешила своему мужу лапать ее, скотина! Еще притащилась сюда с наглой мордой. Не спрашиваю про совесть, у тебя ее нет и не было никогда.

Глава 1.

Картинка из источника в свободном доступе. Золотые шары
Картинка из источника в свободном доступе. Золотые шары

Нехорошо вроде бы, Авдотья только скончалась, только похоронили, а в доме ее нет никого, кто бы горевал о ней и вспоминал добром. Анна с Ритой помыли потолок, стены и пол дома горячей водой. Отскоблили заново столы и лавки, помыли окна и выбелили печь.

Вкусно запахло чистым деревом и сохнущей известкой. Дом будто помолодел. Устали обе, но Анне неймется, хочется сделать все и сразу. Она повесила новые занавески на окна, постелила чистые половики на лавки и на пол. Нарвав букет Золотых шаров, растущих за забором, поставила на середину стола

- Рита, глянь, красиво ведь? Нравится тебе?

- Да, тетя Аня, очень красиво и чисто так. Когда я выйду замуж, в моем доме будет такая же чистота.

- Ты молодец, Ритка! Руки у тебя ко всему идут. Подумала, будешь жить у Степаниды или с нами останешься?

- С тобой интересно, теть Аня, но ведь и правда, в доме тесно. Я уж взрослая, а вы с дядей Ваней молодые, вам любиться и любиться.

- Ах, ты выдра такая, еще понимает она про любить.

Рита вспыхнула, на ее глаза навернулись слезы, опустив голову, она тяжело вздохнула

- Все я понимаю тетя Аня. Папка заставлял меня ложиться рядом с ним. Он трогал меня и говорил матери, мол еще годок, я тебя выгоню, а с Риткой буду спасть. Я вырывалась, тогда он бил мамку костылем, а утром мамка била меня. Велела терпеть, чтобы папка не бил ее сильно. Я его боялась и терпела.

- Рита, горемычная моя, скажи, он тебе ничего не сделал? Не бойся, скажи правду. Господи, как мне у тебя спросить-то? Ложился он на тебя?

- Тетя Аня, я знаю, о чем ты хочешь спросить. Не спал он со мной. Мамка караулила. Трогать руками трогал, больше ничего.

- Слава Богу! Забудь, Рита, про этих тварей. Теперь твоя жизнь наладится. Тетка Степанида тебя в обиду не даст.

- Ой, теть Аня, мне даже не верится, даже страшно, вдруг я не понравлюсь бабе Степаниде, и она передумает.

- Не передумает. Она не такая. Если что-то решила, значит сделает. Ты не бойся ее. Она с виду строгая на самом деле, очень душевная. Ну, что? Ужин надо собирать, скоро Ваня придет. Гляди-ка, мать твоя прется. Не за тобой ли?

Варвара вошла в дом прямо в пыльной обувке, прошагала к столу, уселась на лавку, выдохнув из себя запах сивухи

- Чего это вы веник на стол поставили? Че, Нюрка, обрадовалась, мать в могилу загнала, теперь хозяйкой в доме стала. Ритку мою в работницы взяла. За работу платить надо. Я видела у матери в чулане бутыль с маслом стоит, отлила бы маленько.

- Я сейчас тебе отолью, так отолью, замучаешься хлебать! Ты сама от дочки отказалась. Ты не мать вовсе, значит, Рита тебе не дочь. Ты разрешила своему мужу лапать ее, скотина! Еще притащилась сюда с наглой мордой. Не спрашиваю про совесть, у тебя ее нет и не было никогда.

- Кто бы говорил, потас.уха, подс.илка бригадирская! Глаза твои бесстыжие, нашла Ивана-ду.ака, ездишь теперь на нем верхом, ведьма!

Анну затрясло от злости. Сколько можно это слышать! Глаза ее налились кровью, губы побелели и сжались в тонкую злую линию. Она схватила Варвару за грудки, с легкостью подняла и швырнула в двери. Та вылетела в сени, упала, стукнувшись головой о деревянную перегородку

- Караул, люди, убивают!

Анна не успокоилась на этом. Откуда только силы взялись, схватила Варвару обоими руками за шкирку и поволокла по двору, как тряпичную куклу. Дотащила до ворот и кинула

- Только попробуй еще раз прийти сюда, я тебя вилами заколю. Отсижу, зато такой поганки на свете не будет

- Ты ненормальная, я в Сельсовет на тебя пожалуюсь.

- Иди, жалуйся! Не я к тебе пришла ругаться, а ты ко мне. Больше не смей в сторону моего дома даже смотреть. Да, это мой дом, я тут хозяйка.

Варвара поднялась, потрогала затылок, отряхнулась от пыли, шагнула в сторону крыльца, на котором стояла Рита

- Ритка, марш домой. Нагостилась и хватит. Не будешь ты батрачкой у этой куркулихи. Домой, я сказала. Отец не велел без тебя приходить.

- Он мне не отец. Никуда я с тобой не пойду, буду жить у бабушки Степаниды.

- Неблагодарная, Семен тебя поил, кормил, вырастил, а теперь не отец стал? Я сейчас тебе покажу, космы-то я тебе повыдергиваю!

Анна встала перед крыльцом, уперев руки в боки

- Мало получила? Пошла вон с моего двора!

- Уйду, только знай, не жить тебе в нашей деревне. Всем расскажу, какая ты ведьма, и как ты мою родную матушку травила

- Ой, смотрите-ка на нее. Чего же ты тогда, мать-то свою не защищала, чего давала ведьме травить ее. Смерти ее хотела. Дом хотела заграбастать, ничего не вышло. Хватит, иди уже отсюда. Вон, мой Ваня идет, у нас с Ритой ужин не готов.

Увидев Ваню, Варвара кинулась ему на грудь

- Ванька, что это такое, она загубила матушку нашу, а ты с ей живешь. Мамка-то, наверно, в гробу перевернулась. Ванька, как ты можешь с ей в постель ложиться?

Иван оттолкнул от себя сестру, набычился

- Варя, ты же пьяная! Ты с чего напилась?

- С горя выпила. Это тебе все равно, а я по матери тоскую. Были бы вы люди, как люди, за стол позвали бы сестру, помянули бы вместе мать. Нелюди вы, нехристи, недаром мама вас прокляла. Да, она при мне вас прокляла.

Иван беспомощно оглянулся на Анну, не зная, что сказать. Анна подошла к воротам, распахнула их широко

- Иди отсюда, нечего тебе с проклятыми людьми за стол садиться.

Подошла к ней и тычками в спину выпроводила за ворота.

С тех пор Варвара не раз приходила к Ивану. То огород вспахать, то дрова расколоть. Незлопамятный Ваня шел и помогал. Сестра ведь. Варваре помогал и Валентине тоже, но в дом к Анне они войти не смели.

Варвара уже покаялась, что выпроводила Риту. Теперь вся работа по дому доставалась ей одной. Но вернуть ее уже невозможно. Рита окончила восемь классов и должна была идти работать в колхоз. Но она была так худа и слаба, что ей работы не находилось и бригадир оставил Риту в покое.

Степанида и Анна не могли допустить, чтобы девчонка стала просто нянькой при детях Анны. Переговорив между собой, они решили, что Рита должна пойти в девятый класс. Они-то решили, но Рита не хотела учиться

- Теть, Аня, я же тупая и бестолковая. Кое-как восемь классов закончила. Учителя так и говорили, что у меня вся порода такая и толку от меня не будет, смогу только в колхозе работать, коровам хвосты крутить.

- Я те дам, тупая! Ты еще поумнее некоторых будешь. Мне мать так же говорила, я и поверила. Подружки в техникум пошли, а я в колхоз, трудодни зарабатывать. Пойдешь в девятый класс, окончишь школу, пойдешь на бухгалтера учиться.

- Не, меня не возьмут, я отсталая. Не смогу я, теть Аня. Лучше в колхозе буду работать или водиться стану с твоими ребятами.

- Возьмут, сама схожу в школу. Водиться, конечно, будешь, но и учиться тоже.

Продолжение здесь: Глава 56