Найти тему
МалинКа - КинОкниги

Вирджиния Вулф: критика Шарлотты Бронте

Источник фото: снимок автора
Источник фото: снимок автора

Автор романов «Орландо», «На маяк», «миссис Дэллоуэй» создавала свои произведения методом потока сознания. Это художественный прием в литературе, имитирующий непрерывное течение мыслей. Недавно у меня появился повод познакомиться с ее творчеством: в городском книжном клубе большинством голосов выбрали читать рассказы Вулф.

Источник фото: снимок автора
Источник фото: снимок автора

Скажу, что метод потока сознания не вдохновил меня на дальнейшее знакомство с автором. В этом хороводе мыслей было неуютно, словно попала в чуждый мне мир, где царит безысходность, отчаяние, тоска...

Как пример, привожу фрагмент из рассказа «Понедельник ли, вторник»: «Грезишь у камина, глядя на белую мраморную плиту. Из ее матовой глубины проступают слова, наливаются чернотой, обретают форму, надвигаются. Упала книга; что же, пламя, дым, всполохи искр – или парение, кренится мраморная плита, проплывают внизу минареты, далекие моря, тонешь в небесной лазури, видишь мерцание звезд – истина? Ну что, теперь ты к ней ближе?»

Истина есть жизнь. Точка
Истина есть жизнь. Точка

Рассказ на полторы страницы уложился у меня в три слова – «Истина есть жизнь. Почти закрыла книгу со словами: «Не мое»... Эмпатичным натурам сложно читать подобные вещи, каждую мысль невольно пропускаешь через себя. Как вдруг ... После серии рассказов, увидела эссе автора под названием ««Джейн Эйр» и «Грозовой перевал»».

Очень люблю творчество сестер Бронте, прочитала все их романы: Шарлотта, Эмили и Энн написали семь произведений. На мой взгляд, их книги - захватывающие и содержательные! Поэтому стало интересно, что пишет Вирджиния о своих коллегах по творчеству.

Кадр из фильма "Эмили": эта актриса сыграла Шарлотту Бронте. Источник фото: коллаж автора
Кадр из фильма "Эмили": эта актриса сыграла Шарлотту Бронте. Источник фото: коллаж автора

Как оказалось, ничего хорошего. Стиль изложения автора нашумевшего романа «Джейн Эйр» подвергся критике. По мнению Вирджинии Вулф, у Шарлотты - узкий кругозор и отсутствие любознательности, что отражается на ее персонажах: «Характеры Джейн Остен, например, или Толстого, в сравнению с ней имеют миллионы граней. Они живут, и сложность их заключается в том, что они, как во множестве зеркал, отражаются в окружающих людях…»

В своем эссе Вулф повествует о том, что в романах Бронте слишком уж чувствуется печать её индивидуальности. Шарлотта была гувернанткой, как и большинство главных героинь ее романа. "Быть во всех случаях самой Джейн Эйр не всегда удобно. Прежде всего, это означает постоянно оставаться гувернанткой, и притом, влюбленной, в мире, где большинство людей - не гувернантки и не влюблены..." Такая постоянная зацикленность на собственной личности не идет на пользу произведениям, считает Вирджиния Вулф.

Кадр из фильма "Джейн Эйр". источник фото: Яндекс-картинки
Кадр из фильма "Джейн Эйр". источник фото: Яндекс-картинки

По мнению Вулф, Шарлотта Бронте в числе тех авторов, чья проза неповоротлива и громоздка. Так ли это? Решать читателям, а я, в качестве аргумента, приведу отрывок из романа Бронте «Городок»:

«Буря неистовствовала семь дней. Она не успокоилась, пока всю Атлантику не усеяло обломками. И лишь покончив с этой страшной работой, ангел бури сложил свои крылья, чей взмах был гром, чей трепет – ураган.

Воцарись, покой! Тысячи плакальщиков, отчаянно воссылающих молитвы с жадно ждущих берегов, уповали на эти слова, но они не были произнесены – не были произнесены до тех пор, пока не настала тишина, которой многие уже не заметили, пока не воссиял свет солнца, для многих оказавшийся чернее ночи…»

Источник фото: Яндекс-картинки
Источник фото: Яндекс-картинки

Помню, что читала эти строки со слезами, настолько тронуло меня описание катастрофы и состояние людей, которые потеряли близких. На мой взгляд, слова подобраны так взволнованно, так искренне… Возможно, простой читатель видит сердцем, а профессиональный автор каким-то иным взглядом, не знаю.

Однако в одном уверена: романы «Городок», «Грозовой перевал», «Шерли», «Джейн Эйр» и другие произведения я перечитаю снова, хотя уже знакома с этими книгами. К творчеству Вирджинии Вульф не вернусь. Насколько гениален тот или иной автор – пусть рассуждают его коллеги, а читателю остается выбирать. Мой выбор сделан! В завершении оставляю вам ссылку на статью о романе Шарлотты Бронте "Городок" - "Как выглядит справедливость?"