Автор романов «Орландо», «На маяк», «миссис Дэллоуэй» создавала свои произведения методом потока сознания. Это художественный прием в литературе, имитирующий непрерывное течение мыслей. Недавно у меня появился повод познакомиться с ее творчеством: в городском книжном клубе большинством голосов выбрали читать рассказы Вулф.
Скажу, что метод потока сознания не вдохновил меня на дальнейшее знакомство с автором. В этом хороводе мыслей было неуютно, словно попала в чуждый мне мир, где царит безысходность, отчаяние, тоска...
Как пример, привожу фрагмент из рассказа «Понедельник ли, вторник»: «Грезишь у камина, глядя на белую мраморную плиту. Из ее матовой глубины проступают слова, наливаются чернотой, обретают форму, надвигаются. Упала книга; что же, пламя, дым, всполохи искр – или парение, кренится мраморная плита, проплывают внизу минареты, далекие моря, тонешь в небесной лазури, видишь мерцание звезд – истина? Ну что, теперь ты к ней ближе?»
Рассказ на полторы страницы уложился у меня в три слова – «Истина есть жизнь. Почти закрыла книгу со словами: «Не мое»... Эмпатичным натурам сложно читать подобные вещи, каждую мысль невольно пропускаешь через себя. Как вдруг ... После серии рассказов, увидела эссе автора под названием ««Джейн Эйр» и «Грозовой перевал»».
Очень люблю творчество сестер Бронте, прочитала все их романы: Шарлотта, Эмили и Энн написали семь произведений. На мой взгляд, их книги - захватывающие и содержательные! Поэтому стало интересно, что пишет Вирджиния о своих коллегах по творчеству.
Как оказалось, ничего хорошего. Стиль изложения автора нашумевшего романа «Джейн Эйр» подвергся критике. По мнению Вирджинии Вулф, у Шарлотты - узкий кругозор и отсутствие любознательности, что отражается на ее персонажах: «Характеры Джейн Остен, например, или Толстого, в сравнению с ней имеют миллионы граней. Они живут, и сложность их заключается в том, что они, как во множестве зеркал, отражаются в окружающих людях…»
В своем эссе Вулф повествует о том, что в романах Бронте слишком уж чувствуется печать её индивидуальности. Шарлотта была гувернанткой, как и большинство главных героинь ее романа. "Быть во всех случаях самой Джейн Эйр не всегда удобно. Прежде всего, это означает постоянно оставаться гувернанткой, и притом, влюбленной, в мире, где большинство людей - не гувернантки и не влюблены..." Такая постоянная зацикленность на собственной личности не идет на пользу произведениям, считает Вирджиния Вулф.
По мнению Вулф, Шарлотта Бронте в числе тех авторов, чья проза неповоротлива и громоздка. Так ли это? Решать читателям, а я, в качестве аргумента, приведу отрывок из романа Бронте «Городок»:
«Буря неистовствовала семь дней. Она не успокоилась, пока всю Атлантику не усеяло обломками. И лишь покончив с этой страшной работой, ангел бури сложил свои крылья, чей взмах был гром, чей трепет – ураган.
Воцарись, покой! Тысячи плакальщиков, отчаянно воссылающих молитвы с жадно ждущих берегов, уповали на эти слова, но они не были произнесены – не были произнесены до тех пор, пока не настала тишина, которой многие уже не заметили, пока не воссиял свет солнца, для многих оказавшийся чернее ночи…»
Помню, что читала эти строки со слезами, настолько тронуло меня описание катастрофы и состояние людей, которые потеряли близких. На мой взгляд, слова подобраны так взволнованно, так искренне… Возможно, простой читатель видит сердцем, а профессиональный автор каким-то иным взглядом, не знаю.
Однако в одном уверена: романы «Городок», «Грозовой перевал», «Шерли», «Джейн Эйр» и другие произведения я перечитаю снова, хотя уже знакома с этими книгами. К творчеству Вирджинии Вульф не вернусь. Насколько гениален тот или иной автор – пусть рассуждают его коллеги, а читателю остается выбирать. Мой выбор сделан! В завершении оставляю вам ссылку на статью о романе Шарлотты Бронте "Городок" - "Как выглядит справедливость?"