Найти тему
Появился Турист

Перевал Кату-Ярык. Долина реки Чулышман. Каменные грибы. Июнь 2016.

Много в интернете есть статей на тему ТОП-5 или ТОП-10 достопримечательностей Алтая, в которых, бывает, попадает что-то неподдающееся пониманию из разряда перевала Чике-Таман или слияния рек Чуи и Катуни, каждую из этих точек любой путешествующий на колёсах по Чуйскому тракту (а иных вариантов очевидно нет) и так проезжает по пути, к ним не нужно ехать специально. Так же и, к примеру, к петроглифам урочища Калбак-Таш или к Гейзерному озеру - не нужно снаряжать экспедицию, достаточно съехать с основной трассы не несколько десятков метров в сторону.

И вот, побывав несколько раз в Горном Алтае (а впервые я оказался там как раз в 2016 году), я до сегодняшнего дня утвердился, что для меня абсолютный топ - это Телецкое озеро (о нём ещё будет впереди), а ещё - район, который начинается с южного берега Телецкого озера и тянется дальше на юг, именно там находится долина реки Чулышман. Это совершенно потрясающее место. Широкая горная река, которую окружают высоченные отвесные стены хребтов, и тайга на сотни вёрст. Там есть буквально несколько посёлков, дорога очень скверного качества, которая петляет вдоль реки, полное отсутствие какой-либо мобильной связи. При этом там есть уже несколько вполне комфортных турбаз, где туристы смогут на несколько дней отключиться от информационных лент, навязчивого общения в мессенджерах и прочей подобной цивилизации. Только шум реки, самые яркие звёзды ночью, которые только можно представить, и прочие красоты. И ещё там есть перевал Кату-Ярык, который по сути является не только единственной дорогой (если не брать водный путь через Телецкое озеро конечно же), связывающей долину Чулышмана с большой землёй. В этом году я снова побывал на этом перевале и видел активное строительство новой дороги (об этом тоже будет чуть позже), таким образом, эту достопримечательность Алтая хотят сделать более доступной для массового туриста, что может и хорошо, но не всеми местными, мягко говоря, одобряется. Массовый турист несёт с собой кроме денег шум, гам, шашлычок под коньячок, шансон или русский рэп из хриплых колонок из открытого багажника жигулей, а также, что самое неприятное, потребительское отношение к природе, и атмосферность места, скажем так, видоизменяется. Уютный природный уголок может превратиться в условный адлерский шалман с мусором, матами, игрой в нарды и прочими атрибутами массового отдыха.

Дорога от Чуйского тракта до перевала Кату-Ярык. От Акташа до Улагана дорога вполне терпимая. А вот от Улагана до верхней точки Кату-Ярыка - примерно такая грунтовка с зубодробительной гребёнкой (или "стиральной доской", как называют по-другому). К 2023 году дорога осталась такой же. Тут или ехать 20-30 км/ч, или лететь быстрее 60 км/ч. Тогда гребёнка не чувствуется, но машина становится гораздо хуже управляемой, примерно как при сильном гололёде.
Дорога от Чуйского тракта до перевала Кату-Ярык. От Акташа до Улагана дорога вполне терпимая. А вот от Улагана до верхней точки Кату-Ярыка - примерно такая грунтовка с зубодробительной гребёнкой (или "стиральной доской", как называют по-другому). К 2023 году дорога осталась такой же. Тут или ехать 20-30 км/ч, или лететь быстрее 60 км/ч. Тогда гребёнка не чувствуется, но машина становится гораздо хуже управляемой, примерно как при сильном гололёде.
Не доезжая где-то около 12 км до перевала, с дороги открывается удивительная по красоте картина густого таёжного леса и озера. На самом деле озёр тут три и общее название у них "Уч-Кёль", что собственно и означает - три озера.
Не доезжая где-то около 12 км до перевала, с дороги открывается удивительная по красоте картина густого таёжного леса и озера. На самом деле озёр тут три и общее название у них "Уч-Кёль", что собственно и означает - три озера.
И вот я на верхней точке перевала. Передо мной открылась панорама горного ущелья с грохочущим Чулышманом внизу. Мне уже было достаточно увиденного, и я совершенно не планировал спускаться вниз. Но... в этот момент вдруг рядом остановилась машина с кузбасскими номерами. Посмотрели на меня, увидели откуда я (также по регистрационному номеру), спросили о планах... Как уезжать? Вы проехали несколько тысяч километров, и теперь собираетесь ехать назад??? Эх, была не была, я поехал вниз.
И вот я на верхней точке перевала. Передо мной открылась панорама горного ущелья с грохочущим Чулышманом внизу. Мне уже было достаточно увиденного, и я совершенно не планировал спускаться вниз. Но... в этот момент вдруг рядом остановилась машина с кузбасскими номерами. Посмотрели на меня, увидели откуда я (также по регистрационному номеру), спросили о планах... Как уезжать? Вы проехали несколько тысяч километров, и теперь собираетесь ехать назад??? Эх, была не была, я поехал вниз.
Через горную расщелину напротив несёт свои потоки водопад, который называется так же, как и перевал - Кату-Ярык. А вообще в этих краях есть совершенно потрясающий водопад Учар или Чульчинский водопад. До него я пока что так и не добрался...
Через горную расщелину напротив несёт свои потоки водопад, который называется так же, как и перевал - Кату-Ярык. А вообще в этих краях есть совершенно потрясающий водопад Учар или Чульчинский водопад. До него я пока что так и не добрался...
Мне вон туда. Спускаться - оно не сложное дело, а вот обратно...
Мне вон туда. Спускаться - оно не сложное дело, а вот обратно...
Последняя точка, где ещё можно было передумать, но... нет, уж решил - так решил.
Последняя точка, где ещё можно было передумать, но... нет, уж решил - так решил.
Я внизу, и уже любуюсь мостом. Кажется, это один-единственный мост через Чулышман. И то пешеходный.
Я внизу, и уже любуюсь мостом. Кажется, это один-единственный мост через Чулышман. И то пешеходный.
Еду вглубь ущелья. Дорога очень плохая. Адская гребёнка, да ещё и "сдобренная" камнями и ямами. До южного берега Телецкого озера ехать 76 км, и мне туда точно не добраться, учитывая крейсерскую скорость 30 км/ч и почти что уже вечернее время. Решаю съездить к каменным грибам, они на полпути примерно. Это одна из главных достопримечательностей этого места.
Еду вглубь ущелья. Дорога очень плохая. Адская гребёнка, да ещё и "сдобренная" камнями и ямами. До южного берега Телецкого озера ехать 76 км, и мне туда точно не добраться, учитывая крейсерскую скорость 30 км/ч и почти что уже вечернее время. Решаю съездить к каменным грибам, они на полпути примерно. Это одна из главных достопримечательностей этого места.
Машина осталась на том берегу. А через реку меня перевёз лодочник на моторном судне за... уже не помню сколько рублей. Потом я пошёл в подъём, откуда и сфотографировал этот вид.
Машина осталась на том берегу. А через реку меня перевёз лодочник на моторном судне за... уже не помню сколько рублей. Потом я пошёл в подъём, откуда и сфотографировал этот вид.
А вот и они - каменные грибы.
А вот и они - каменные грибы.
Грибы разнообразные. Высокие и не очень. С огромными булыжниками и камнями поскромнее.
Грибы разнообразные. Высокие и не очень. С огромными булыжниками и камнями поскромнее.
Удивительное явление конечно.
Удивительное явление конечно.
А потом была дорога обратно и... теперь уже попытка подняться на верхнюю точку перевала Кату-Ярык. Я до этого в интернете читал про самый сложный первый сегмент с длинным тягуном. Но на удивление я преодолел этот первый отрезок сходу и уже почти ликовал! После поворота на 180 градусов был второй несложный сегмент, а вот не третьем я застрял... Мощей и переднего привода не хватало, машина отказывалась ехать. В дополнение к крутому подъёму была ещё и крайне скверного качества дорога с ямами, по всей видимости оставленными другими автолюбителями.
А потом была дорога обратно и... теперь уже попытка подняться на верхнюю точку перевала Кату-Ярык. Я до этого в интернете читал про самый сложный первый сегмент с длинным тягуном. Но на удивление я преодолел этот первый отрезок сходу и уже почти ликовал! После поворота на 180 градусов был второй несложный сегмент, а вот не третьем я застрял... Мощей и переднего привода не хватало, машина отказывалась ехать. В дополнение к крутому подъёму была ещё и крайне скверного качества дорога с ямами, по всей видимости оставленными другими автолюбителями.

Я немного загрустил. Солнце тянулось к закату. Машин не было ни во встречном, ни в попутном направлении. Но где-то через 10-15 минут после моих стараний и последующих дум внезапно возник Prado с алтайским номером. Местный житель с радостью вызвался мне помочь, и на тросе затащил меня на верхнюю часть третьего сегмента перевала. После чего просто стал жать руку и отказываться от каких-либо вознаграждений. В очередной раз меня спас счастливый случай.

Дальше я уже ехал ровно и спокойно и затемно вернулся в Акташ, где и заночевал. Первая поездка к перевалу Кату-Ярык закончилась впечатляюще и на позитивной волне!