Рассказ жительницы села Малахово Карих Марии Антоновны ученикам первого класса (2015 год)
-Мария Антоновна, сколько вам было лет, когда началась война?
-Раньше ходили в школу с 8 лет, мне было 9 лет, когда началась война. Война очень страшная штука, хоть я ее по-настоящему не видела и не слышала. Жили в войну не так, как сейчас. Сейчас вы все одеты, обуты, все вам предоставлено, вы напоены, накормлены.
-Ходили ли вы в школу?
-Ну а как же, ходила, закончила 7 классов. Вот выпускной вечер, мне не в чем было идти на бал, не было платья никакого. Пошла к своей тетушке, она жила в соседнем селе Баюново, учительница была, высокая такая. Пришла, спрашиваю:
- В чем мне идти?
Тетушка отвечает:
-Ну что я тебе дам? На - платье мое...
Подвязала пояском, подоткнула под него, пошла на выпускной.
-Где вы брали учебники и тетрадки ручки и карандаши?
-Карандаши..... Какие там карандаши.... Ручки ранешные не такие, как у вас сейчас, их в чернильницу надо было макать. Тетради, конечно, были, но не у всех, писали на книгах ( книги какие уже использованные, брошенные ) , между строк, вот так вот писали, учились. Домашнее задание тоже на книгах. Книжки и учебники не у всех были, бегали друг у другу
-Какие у вас родственники воевали?
- Папа мой ушел в 41 году, в июле месяце, в 43 году пришла похоронка, умер в госпитале от тяжелых ран. Дядя воевал, сродные братья, один на Сахалине , там с японцами воевал, один с немцами. А вообще нас, Стопоревых, было много, а осталось мало, сейчас уже всех не упомнишь.
-Помните ли бы свою первую учительницу?
-Ну а как же? Моя первая учительница - Анна Васильевна Звягина, замечательная учительница была, учила до третьего класса. Куда-то она от нас делась, приехала эвакуированная женщина, Галина Авраамовна, наверное, еврейка была, сама по себе хорошая, учила она хорошо. У меня почерк хороший был, с нажимом. Все время подходила ко мне, говорила: "Мы с тобой стенгазету сделаем."
-Чем питались во время войны?
Основное питание - картошка. Хлеб вот сейчас продают, а раньше его сами стряпали. Картошку терли на терке, у кого есть - мучки туда добавляли, лебеды. Мешали это и пекли. Летом ходили в лес, гусинки, саранки добывали. Вот так и питались. Теперь все есть и конфеты, и печенье. А у нас паренки: брюкву, свеклу, морковь запекали, вот и сладость была.
-А во что вы играли? Какие ваши любимые игры были?
-Прятки, догонялки, игрушек-то не было. Уже после войны было: Николай Кисляков поехал в Овчинниково, увидел игрушку - трактор. Думает, куплю на обратном пути. А на обратном пути ехал, рукой махнул: "Домой еды куплю, а дочка чурочками поиграет". Вместо игр ходили помогали на поле. Маленькие были, посылали на поле. Сейчас колорадский жук, а тогда долгоносики на свекле были, вредители. Собирали его вот так: делали кругом канавки, через некоторое время они сами упадут туда. Побольше стали, лет с 12 по-моему, с тяпкой стали ходить, тяпали свеколку.
-А обувь у вас была? Туфли были?
-Никаких туфлей не было, босиком ходили всю войну. А сейчас все есть: учитесь, не ленитесь, главное. Вырастите - трудитесь. Когда человек работает, трудится, у него все есть. А когда лежит на диване, то ничего нет.