Зоя поняла, что настал момент, когда нужно активно действовать.
- Если мы сейчас не настоим на своем, то грош нам цена. Из нас потом все учителя веревки будут вить. Мы должны показать, что мы – коллектив, мы – сила.
- Зоенька, а не благодаря ли своей классной мы стали коллективом и силой? Сколько она в нас сил вложила, сколько личного времени потратила, - заметил Олег Волков.
- Вечно ты умничаешь, Философ. Да, потратила, да, вложила. А теперь пытается нам сломать, - недовольно ответила Зоя. – Короче, я сейчас пойду к директору и попрошу его прийти к нам и помочь разрешить конфликт. Если вы меня поддержите, то я найду, что сказать. Она вернется, а тут уже директор все решит. Поставим ее перед фактом. Она даже не поймет, откуда тут директор взялся. Типа, сам зашел.
- Зоя, а тебе не кажется, что непорядочно делать что-то за спиной у человека? Если тебе хочется так вынести этот спор за пределы класса, предложи классной пригласить директора, это будет честно, - попытался остановить Зою Философ. Но она, ничего не ответив, быстро вышла из кабинета.
- Вы как хотите, а я в этом участвовать не собираюсь, это подлость, - произнес Олег, собрал вещи и ушел. Класс замер. Большинство растерялось. С одной стороны, очень уж не хотелось уступить, да и каждый побаивался, что его назовут предателем. С другой – как-то, и правда, история начинает поворачиваться неприглядной стороной.
Зоя немного просчиталась. Людмила Петровна вернулась первой.
- Вот вода. Ребята, почему сидим? Устали? Ну, немножко осталось, быстренько закончим, и по домам.
Людмила Петровна не успела заметить, что исчезли Олег и Зоя. Она только заметила, что класс как-то очень напряжен, и большинство смотрят на стол, а не на нее.
В этот момент открылась дверь, вошла Зоя, а за ней директор. Увидев учительницу, Зоя немного растерялась, она все же надеялась, что классная не поймет, чьих рук это дело. Но потом решила, что терять уже все равно нечего, придется конфликтовать в открытую.
- Вот, - сказала она директору, - Людмила Петровна хочет рассадить нас по своему усмотрению, а мы не хотим. Весь класс не хочет, - сделала она упор на слове «весь». – Мы сидим в парах со своими друзьями, нас это устраивает, и мы не понимаем, почему должны сидеть с тем, кто не нравится.
Класс молчал. Но это уже и неважно было. Директор просто радость испытал, что у этой противной Людмилы Петровны проблемы с классом.
- Я, конечно, не понимаю, как можно не хотеть сидеть с кем-то из своих одноклассников, но если это для вас важно, то садитесь, как хотите, вы взрослые люди.
Директор ушел. Людмила Петровна сидела за столом, опустив глаза.
- Мы же сказали, что мы победим, - заявила Зоя.
- Идите домой, я сама закончу уборку, - тихим голосом сказала Людмила Петровна. Ребята быстренько собрали вещи и ушли. Остались только две девочки, Тоня и Света.
- Мы все же хотим Вам помочь. И нам очень неприятно, что так вышло.
Людмила Петровна внимательно посмотрела на девочек. «Серые мышки», - так однажды про них сказала Утка. Учатся на твердые «тройки», в классе их обычно не слышно. В мероприятиях активно не участвуют, просто кому-то помогают. Никогда ни с кем не спорят. Но и никогда не подведут, если обещали. Людмила Петровна к ним всегда относилась с теплотой и уважением.
Втроем они быстро убрали кабинет и разошлись по домам.
На следующий день класс гудел, как потревоженный улей. Сели все по своему усмотрению. И, конечно, им было не до учебы и не до уроков, все обсуждали происшедшее. Кто-то радовался тому, что своего они все же добились. Кто-то спорил. Практически все уроки были сорваны. Соответственно после шестого урока в тетради «За честь класса» красовалось шесть двоек.
Но гудел не только одиннадцатый «Б», гудела вся школа. Новость разнеслась очень быстро. Каждый учитель посчитал долгом высказать детям свою резко отрицательную реакцию на их поступок. Кроме того, к ним постоянно подходили ученики других классов и говорили: «Вам такая классная досталась, мы вам завидовали, а вы… Эх, вы!». Родители тоже по головке не погладили.
В конце концов, ребята вынуждены были оправдываться: «Это не мы, это Зойка всё придумала!». Зоя чувствовала себя неуютно, она видела, что одноклассники начали злиться на нее, старались меньше с ней общаться. И вот тут удивил Философ: «Что вы всё на Зойку валите, мы все хороши в этой истории».
- У Людочки ведь день рождения сегодня. Как-то совсем нехорошо получается, - добавил Вовка. – Давайте извинимся и поздравим.
Но класс Людмилу Петровну в этот день так и не дождался. Уроков в одиннадцатом «Б» у нее в этот день не было, а во вторую смену к пятиклашкам она почему-то не пришла…
Директор школы был очень раздражён. Он был в курсе, что учителя возмутились происшедшим. Кто-то за спиной говорил, но нашлись и те, кто сказал в глаза. К его немалому удивлению, высказала всё в глаза и Утка, Нина Гавриловна: «Вы зачем авторитет учителя подрываете? Как учителю после этого в класс идти?».
- А что Вы хотите, - оправдывался он. – Знаете, сейчас дети какие! А если они в прокуратуру пожалуются?
- Можно было и другой путь разрешения конфликта найти. Сказать, что обсудите всё с классным руководителем, а потом объявите о совместном решении. И потом бы уж вместе искали выход.
- Да, я об этом не подумал, - ответил директор. Конечно, он лукавил. Он просто был рад лишний раз «укусить» побольнее молодую учительницу. Не подумал он о другом: что вся эта история бумерангом его самого зацепит.
И вот теперь он не знал, как выйти из положения, ведь вся школа обсуждает эту неприятную историю. Не хватало еще, чтобы до Департамента дошло. И в этот момент раздался звонок. Так он и знал. Директор Департамента!
- Что у тебя там за революция происходит? Ты что творишь? Учителя возмущаются, дети возмущаются. Ты кого там до обморока довёл? А если кто-нибудь в прокуратуру напишет?
Директор сидел в недоумении. До какого обморока? Но не мог же он признаться, что не в курсе, что у него в школе происходит. Поэтому он клятвенно обещал всё исправить и всех успокоить. Одни неприятности от этой Людмилы Петровны. Вот как теперь всё это уладить? В кабинет вошла секретарь.
- Там Нефёдова звонила, тётя Людмилы Петровны, сказала, что отправила племянницу на скорой в больницу. Сознание та потеряла, глубокий обморок, на месте привести в чувство не смогли. Пятиклассникам завуч уже замену нашла.
- Час от часу не легче. Пусть завуч принесет мне тетрадь «За честь класса» одиннадцатого «Б».
Увидев сплошные двойки и замечания, директор даже с облегчением вздохнул. Теперь он знал, что делать. Он пошел в одиннадцатый «Б», который, как ему сказали, не расходится, ждут, когда Людмила Петровна придет к пятиклассникам.
- Людмила Петровна в больнице. И я должен вам сказать, что она была права. Я ошибся, поверив вам. Вы сейчас сядете так, как она сказала.
Дети молча начали пересаживаться.
***
Людмила лежала на больничной койке. Ее только что привели в чувство, и она, лежа под капельницей, силилась вспомнить, что произошло. Ах, да, она собиралась во вторую смену на уроки. Очень давило в груди, но она изо всех сил старалась побыстрее собраться, чтобы не опоздать. А потом потемнело в глазах, и дальше она уже ничего не помнила.
Интересно, как там ее класс? Переживают, наверно. Почему так произошло? Видимо, она недооценила, насколько для них вот этот выбор, с кем сидеть, важен. Хотят чувствовать себя взрослыми. Значит, это она сама виновата во всем. А с другой стороны, вели-то на уроках они себя как неразумные дети. Но так резко давить было нельзя, не смогла она найти нужные слова. А Зоя? Как же она, учитель, не заметила, что девочка ненавидит ее. Через розовые очки смотрела, казалось, все дети с нею так же искренни, как она сама.
В палату вошёл врач.
- Что ж Вы, милочка, довели себя до такого состояния? Вам сколько лет?
- Сегодня 23 исполнилось.
- Вы еще так молоды, а сердце уже как у старушки. Мы, конечно, сердечко Ваше подлечим, слава Богу, ничего критичного нет, но себя беречь надо. Не перегружать организм работой и не нервничать.
И уже уходя из палаты после обследования, обернулся и сказал, улыбаясь: «С днем рождения Вас! И пусть Ваше счастье побыстрее Вас найдет».
А потом стали приходить посетители. Первым примчался Вовка Ковальский. Держал ее за руку, заглядывал в глаза: «Людмила Петровна, это все из-за нас, да? Простите нас, мы просто дураки. И мы Вас очень любим».
- Ну, что ты, Вова, это просто совпадение, вы ни в чем не виноваты.
До позднего вечера один за другим прибегали ребята. Поздравляли с днем рождения, просили прощения. Не пришла только Зоя.
Коллеги тоже приходили. Звонили родители. Она и не знала, что к ней так хорошо относится огромное количество людей.
В больнице Людмила провела две недели. Как-то пришла завуч: «Смотрю на тебя, а вижу свою дочку Лизу. Тоже уже институт заканчивает, к нам придёт. Вот с этой позиции и будем разговаривать».
- Зоя по натуре лидер, а ты не учла этого. Лидеров всегда надо держать на особом контроле. Лучше всего привлечь их на свою сторону. Тогда у тебя будет идеальный помощник. А если нет, то всеми силами ограждать от его негативного влияния коллектив. Всему этому тебе еще предстоит учиться. А пока тебе с Зоей будет очень тяжело.
- Я не хочу возвращаться в этот класс классным руководителем.
- Так обиделась?
- Нет, что Вы! Как можно на детей обижаться. Но вот быть такой же открытой и искренней с ними я уже не смогу. Доверия нет.
В школу к директору Людмила Петровна пришла со справкой, в которой было написано, что ей не рекомендованы большие нагрузки.
- Но, Людмила Петровна, Вы же понимаете, что найти замену среди года, чтобы уменьшить количество часов, я не смогу. Не хватает у нас учителей.
- Понимаю. Снимайте тогда классное руководство.
Директор вынужден был выполнить предписание врачей, освободил Людмилу от классного руководства. Вместо нее поставили учителя физики. Но ребята так и тянулись к ней, делились своими проблемами, спрашивали совета, а она помогала им в подготовке к мероприятиям.
А что же Зоя? Пожалуй, она была единственной, кто не извинился за происшедшее. Вела себя, как ни в чем не бывало. Впрочем, Людмила Петровна и не ждала извинений, считала, что сама во многом виновата. А однажды Зоя подошла к ней и попросила позаниматься дополнительно английским, потому что готовилась к поступлению. И Людмила Петровна занималась. Бесплатно. И под бурные возмущения коллег. Спасибо ей, конечно, никто не сказал. Но она не могла поступить иначе.
После последнего звонка был классный час. Людмила Петровна тоже пришла и села за последний стол. Любовалась ребятами. И было немножко грустно. Вдруг на стол ей упала записка:
- Дорогая наша Людмила Петровна! Спасибо Вам большое за всё! У нас было много классных руководителей, но настоящего мы видим только в Вас. Простите нас за всё! Будьте счастливы! Всегда Ваш 11 «Б».
Внимание! Все текстовые материалы канала «Между волей и судьбой» являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.