Иллюстрируя последнюю сказку, я искала старинную картину с какой-нибудь чертовщиной, ибо сказка у меня, хоть и вологодская была, но в стиле незабвенного Гоголя:
Вот еще - первая часть, если кто-то заинтересуется:
Так вот, возвращаясь к чертовщине.
Нашла я весьма интересную картину, которая была написана в 17 веке голландским художником Корнелисом Сафтлевеном (ок. 1607-1681 гг.)
Художник этот писал на самые разные темы, промышлял и портретами и сельскими пейзажами, и изображениями животных - в общем, за что платили клиенты - за то и брался. Но особенно ему удавалась именно всякая чертовщина, видимо. довольно популярная тогда у зажравшейся находившейся на пике финансового благополучия голландской публики.
Размеренная скучная жизнь, видимо, как-то стимулирует любовь к разным ужасам.
Наша картина называется Искушение Святого Антония:
И, по благоволению случая я нашла ее в большом разрешении, так что сегодня мы все, что там нарисовал Корнелис, рассмотрим детально.
Сразу скажу - возможно, картина нашпигована аллегориями, но мне они неведомы, и описания этих монстров и их значений я нигде не нашла. Поэтому, попутно, мы ознакомимся с тем, что доступно - биографиями художника и святого Антония, которого он поместил в такую странную компанию.
Сафтлевен был обычным, стандартным, среднестатистическим голландским художником. Он был отличным мастером своего дела, иначе как художник он бы в профессии не продержался - художников в то время в Голландии было очень много, и конкуренция внутри профессии была огромной.
Надо еще раз напомнить, что художник в Голландии того времени это не обязательно некий талант, который прорывается сквозь тернии ради самореализации.
В большинстве случаев это ремесленник, который зарабатывает этим ремеслом, а мог бы зарабатывать и другим, ну не знаю... пиво варить, например.
Сафтлевен был представителем именно ремесла. Он был потомственным художником из большой семьи художников, в которой учился ремеслу у отца, с детства, вместе с братьями.
За пределы Голландии он никогда не выбирался - мировая слава его не интересовала, он просто обеспечивал себе и своей семье достойный уровень жизни и для этого качественно и добротно выполнял свою работу.
Известен он тем, вернее, из рядов десятков подобных художников его выделяет то, что он сотрудничал с Рубенсом. Такая кооперация была обыкновенным делом среди художников той эпохи.
Создавая полотно на заказ, сложное полотно, главный художник мог привлечь к работе подмастерьев, а мог и известных мастеров, которые, к примеру, лучше чем он писали пейзажи, или архитектуру... Рубенс добавлял на полотна Сафтлевена фигуры. Не на все - на некоторые.
После Корнелиса Сафтлевена осталось довольно много произведений - одних картин около 200.
Многие из них находятся в частных собраниях, или просто еще висят у потомков покупателей художника, периодически являя себя миру на аукционах.
Так было и с той картиной, которую мы сегодня рассматриваем.
Здесь есть один нюанс.
Картина была продана на французском аукционе в 2010 году, как Пещера ужасов. А сейчас она фигурирует в списке произведений Сафтлевена как Искушение святого Антония. Я не специалист по религиозным сюжетам, но, посмотрите, главным героем является все-таки дама.
Возможно, это некая дама, в честь которой, или по заказу которой (или по заказу ее родственников) и была написана картина?
Но из песни слов не выбросить - в классических вариантах картин о святом Антонии дама в возрасте и в одеждах, напоминающих монашеские - отсутствует.
Она здесь явно на запланированной экскурсии - не случайно зашла - при ней свита из пары негров разного возраста, один из которых поддерживает ее накидку (весьма, кстати, странную для монахини - цветную и длинную),
А второй несет большой факел. Этот-то факел и показывает, что прогулка по пещере с монстрами у дамы была запланирована - ну не носят же они с собой такие факелы как карманные фонарики - просто, на всякий случай?
В то время, как компания в гроте, которую мы видели выше, и в которой, видимо, находится святой Антоний (а больше на его роль кандидатов нет), расслабленна, и приятно общается, дама и ее спутники в ужасе. Особенно спутники. Если дама могла полезть в эту пещеру, к примеру, проверить свои нервы и силу веры - они явно к духовным подвигам не готовы, и с удовольствием бы от них воздержались.
Тут еще вопрос у меня возник по сюжету. Вся эта чертовщина, похожая на оживших экспонатов Кунсткамеры - постоянно в пещере хороводы водит, или они выползли произвести впечатление на посетительницу?
В общем - картина интереснее, чем кажется на первый взгляд, и ее сюжет, возможно, не имеет никакого отношения к святому Антонию. Но она не подписана автором, и мы имеем, что имеем.
А вот что касается сюжетов со святым Антонием, то они были весьма популярны в европейской религиозной живописи, примерно с 10 века.
Сам Антоний, вернее - святой Антоний Великий (251 – 356 гг.), был египетским монахом. Он привнес новое слово в монашескую жизнь, став первым отшельником Или, как еще называли отшельников - пустынником.
Практически все, что мы знаем о его жизни, мы знаем из Жизнеописания Антония, которое было написано его младшим современником, Афанасием Великим (ок. 296-373 гг.). Афанасий написал это произведение буквально через несколько лет, после смерти Антония.
Из него мы знаем, что Антоний был человеком простым, неграмотным, достигшим абсолютного слияния с Божественной истиной.
Сперва он жил с богатыми родителями и младшей сестрой. Но, когда Антонию было 20 лет, его родители умерли. Он пристроил сестру к неким девственницам, все родительское имущество и все земли просто раздал (спрашивается - почему не отдать их сестре?), и ушел.
15 лет он пас свиней, жил впроголодь, много постился, жил в заброшенной гробнице, и к нему начали являться призраки, с которыми он боролся. Ему являлись разные искушения, которые он относил к проискам дьявола (то лень, то женские видения), а потом он решил, что жизнь его, видимо, недостаточно аскетична и праведна и в 35 лет ушел жить вообще в пустыню, в полном одиночестве.
Он закрыл себя в старом римском форте, и 20 лет не показывался людям. Они приходили и бросали ему еду через забор. Потом рядом поселились еще аскеты, которых впечатлили рассказы о его жизни (земля, как известно, слухами полнится), и они стали уговаривать его выйти и стать их наставником.
Антоний сперва их просьбы игнорировал, а потом вышел. И изумил всех упитанным видом и бодростью.
5 лет он организовывал жизнь монахов (которые рядом с ним поселились), а потом на 45 лет ушел дальше в пустыню, но там уже принимал посетителей.
В общем его настигла земная слава, но он при этом оставался аскетом и отшельником, хотя иногда, по делам веры, выходил к людям. И вообще, видимо, держал руку на пульсе событий в христианском мире.
Так вот, в период, когда он еще жил в гробнице, которая была в виде пещеры, на него нападали демоны, и как-то даже сильно его избили. У него был слуга (!), который его нашел и вытащил на свежий воздух, но Антоний пришел в себя и опять отправился в гробницу - дальше биться с демонами. И с Божьей помощью, демоны, принимавшие разные виды, в том числе - диких зверей - в итоге разбежались.
И вот этот эпизод его Жития облюбовали западноевропейские художники и написали на него большое количество картин. Помимо всего прочего, они давали там волю фантазии, изображая нечистую силу, и такие картины были весьма популярны.
Ниже даю вам подборку этих картин кисти ряда художников - для ознакомления.
Искушения у него были разные.
То шел по пустыне и встретил кентавра и сатира, то нашел серебряные монеты (конечно из насыпал на его пути дьявол).
То вот демоны били...
Обратите внимание - сперва монстров было не очень много, но потом их количество стало увеличиваться.
Листать:
То есть, если вы долистали до конца, вы уже поняли 3 вещи - картин таких было очень много (у меня представлена их мизерная часть),
Каждую можно рассматривать бесконечно - художники просто отрывались в своих диких фантазиях на этом сюжете,
Босх от темы был просто в восторге - возвращаясь к ней вновь и вновь.
Вот вам еще шедевр - самая ранняя известная картина Микеланджело. Он ее написал примерно в 12 лет. Тоже святой Антоний:
Не могу отказать себе в удовольствии показать детали. У меня здесь только один вопрос возникает, честно говоря, если бы вот такое в наше время ученик школы 12 лет нарисовал школьному психологу - куда бы ювенальная юстиция мгновенно отправила его родителей, а, быть может, и его самого?
А в те времена никуда не отправили - и ничего - вырос гений.
Листайте, смотрите этот ужас:
Все-таки как меняются времена и наша реакция. В то время такая буйная фантазия в столь юные годы ничего кроме восторгов не вызывала.
Я уже не говорю об уровне мастерства.
Ну и еще вам на закуску отдельным пунктом Сальвадор Дали:
Ну все.
Хорошего вам дня, мои дорогие любознательные подписчики с крепкими нервами.
Другие картины в деталях - в подборке:
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого справа на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.