Найти тему
МИР (Море История Россия)

Балтийские СКР 39-го проекта (3 серия). Хроника подвига.

Мы закончили свой рассказ о балтийских сторожевых кораблях 2-го проекта. Но был еще и 39-й проект (3-й и 4-й серий). Итак, мы остановились на том, что «Вихрь» на некоторое время стал «Пургой». Как это произошло? История сторожевого корабля «Пурга» имеет много славных страниц. Данные полностью не мои, но они все же стоят того, чтобы рассказать об этих кораблях.

«Пурга»

Боевая служба корабля началась с войны с Финляндией. В ноябре 1939 г.СКР был включен в отряд особо­го назначения, созданный для занятия островов Финского залива. Корабль находился в распоряжении команди­ра отряда капитана 1 ранга С.С.Рамишвили (флаг на лидере «Ленинград»). 1 декабря в 10.00 отряд сосредоточился на рейде Колганпя, а в 12.10 снялся с якоря. СКР сопровождал эсминец «Ар­тем», шедший под флагом командира отряда. Пройдя пролив Хайлода, около 16 часов подошел к о.Суурсари, куда в 17.00 высадилась разведгруппа и, никого не обнаружив, в 18.00 вернулась на корабли. Отряд направился в Лужскую губу. 3 декабря в 5.30 «Пурга» вместе с СКР «Буря» вышла из Лужской губы к Суурсари (о.Гогланд). В 10.30 началась высадка де­санта, в 18.00 остров был занят.

22 июня 1941 г. «Пурга» встретила в составе учебной бригады ПЛ (флаг ком­брига), базировавшейся на Ленинград. 27 июня СКР вошел в состав специаль­ного соединения «Восточная позиция», сформированного для постановки мин­ных заграждений. 4 июля совместно с МЗ «Урал» и ЭМ «Калинин» ставил ми­ны между о-вами Родшер и Вайндло.

Потом был десант 4-й бригады морской пехоты на острова Ладожского озера. 19 июля выделен для участия в де­сантной операции на о-вах Лункулансари и Мантинасари на Ладожском озере, в тот же день СКР перешел из Крон­штадта в Ленинград. История десанта на эти два острова - тема отдельного (не очень веселого) рассказа.

22 июля сторожевик вышел из Видлицы для встречи транспортов с войсками и 23 июля в 5.44 прибыл с тремя транс­портами в Андрусову бухту. В 20.21 от­ряд направился к о.Лункулансари, к не­му присоединились три КЛ, два СКА и БКА. 24 июля с 8.15 прикрывал высадку десанта, вечером СКР ушел в Шлис­сельбург пополнить запас топлива. Ут­ром 26 июля «Пурга» под флагом Ф.И.Челпанова вышла для встречи транспортов с 3-м батальоном 4-й бри­гады (2-й десантный отряд), а затем прикрывала его высадку на о.Мантинсари. После проведения операции по высадке десантов СКР был передан в со­став ЛВФ.

9 августа с двумя КЛ и катерами у о.Путсало (9 миль восточнее Лахдепохья) артогнем поддерживал части 168-й СД. 15 августа участвовал в опе­рации по захвату о-вов Кельосаари и Хаккосало. 16 августа совместно с КЛ «Вира» отражал высадку десанта про­тивника с о-вов в районе Сортавалы в тыл советским войскам. 18 августа предположительно уничтожил до 500 человек десанта противника, высажи­вавшихся на плотах в районе Кельосари, при этом получил прямое попадание 76-мм снаряда.

Корабль очень активно участвовал в боевых операциях.

19 — 20 августа, прикрывая эвакуа­цию из района Кильпола в район южнее Кексгольма и на о.Валаам и посадку на суда 168-й СД, вел огонь по батареям противника и отражал налеты авиации. На корабле держал флаг командующий флотилией капитан 1 ранга Б.В.Хорошхин.

25 августа вместе с 6 ТЩ и 3 СКА конвоировал баржи с бойцами 168-й СД от Валаама в Шлиссельбург. 11 сентября участвовал в обстреле о.Рахмасаари.

12 сентября доставил в Осиновец 60 т боеприпасов. Поскольку причалы еще не были построены, двое суток разгружался с помощью шлюпок. Поддержи­вал береговые части ЛВФ, оборонявшие правый берег Невы в районе Шлиссель­бурга.

17 сентября 1941 г. обеспечивал эва­куацию войск с о.Валаам и Байевых о-вов в Осиновец, сел на камни у Валаа­ма, получил подводную пробоину, были погнуты винты. Ремонт корпуса осуще­ствлялся силами личного состава.

С 30 сентября СКР «Пурга» привле­кался к доставке особо важных грузов через Ладожское озеро. Всего за 1941 г. СКР совершил 21 рейс по перевозке войск, боеприпасов, продовольствия, в том числе в четырех рейсах вел на буксире баржи. За 99 хо­довых дней прошел 6541 милю.

В июне 1942 г. в доке были исправле­ны винты. 26 — 27 июля в составе отря­да прикрытия вместе с шестью МО участвовал в набеговой операции по унич­тожению плавсредств противника в гава­ни Саунасари. В бухте вражеских кораблей не оказалось, поэтому огонь велся по побережью, занятому противником. 30 июля оказал помощь каравану судов, застигнутому штормом на озере. 6 авгу­ста был включен в состав отряда по за­хвату о.Ганге-Па в трех милях к юго-за­паду от Валаама. 8 августа в 19.00 отряд вышел из Новой Ладоги. На «Пурге» отказал рулевой привод, из-за потери вре­мени на его исправление отряд был вы­нужден повернуть обратно: СКР напра­вился в Новую Ладогу пополнить топли­во, а катера — к о.Сухо. 9 августа в 18.30 «Пурга» прибыла к Сухо, где присоеди­нилась к катерам. В 19.30 отряд вышел на операцию и 23.25 прибыл в точку се­вернее Ганге-Па. С СКР спустили две шлюпки с десантом и МО повели их к бе­регу. Высаженный 10 августа в 1.10 де­сант противника не обнаружил, и в 10.10 отряд вернулся в Новую Ладогу.

19 августа в 23.00 с двумя МО СКР на­правился от Осиновецкого маяка в рай­он о.Коневец — банка Суханевская с за­дачей обнаружить и уничтожить плав­средства противника. Не встретив про­тивника, отряд 20 августа в 7.42 вернулся в бухту Морье.

31 августа в 6.30 вместе с КЛ «Нора» прибыл в Шлиссельбургскую губу, ар­тиллерийским огнем оказывал содействие частям 128-й СД, участвовавшим в Синявинской наступательной операции.

В 15.41 корабли были атакованы тремя Ю-88, сбросившими 18 бомб, обошлось без повреждений. С 19.00 до 20.25 вы­полнил две стрельбы по артбатареям противника в районе рабочего поселка № 2. В 21.40 ушел с огневой позиции и стал на якорь в 10 кбт от буя банки Железница. 1 сентября в 9.20 снялся с яко­ря для перехода к ВМБ Осиновец, шел со скоростью 12 уз., работали оба котла и две турбины. В 9.48 был атакован самолетами противника, увеличил ско­рость, открыл огонь из четырех 45-мм орудий и четырех пулеметов. К кораблю прорвались три «юнкерса». Одна бомба попала в корабль, пробила палубу и днище в первом КО и разорвалась в во­де. Затопило первое КО, вода стала по­ступать в кубрик № 1 и первое МО. Не­сколько бомб упали у бортов, осколками пробило баки с бензином, от чего начал­ся пожар. Загорелась краска на бортах, огонь перекинулся на ходовой мостик шлюпки. Корабль получил крен на ле­вый борт и шел под левой турбиной. Носовой погреб пришлось затопить во из­бежание взрыва. В тушении пожара приняла участие КЛ «Нора». Пламя уда­лось сбить, но положение СКР остава­лось критическим, так как он принял много воды. «Нора», пытаясь взять «Пургу» на буксир, навалилась на ее правый борт. Кромка палубы начала по­гружаться в воду, вода с левого борта подошла к люкам. Экипаж был вынуж­ден покинуть корабль. В 10.13 «Пурга» перевернулась через левый борт и дол­го держалась на плаву вверх килем, а затем затонула в 25 кбт к востоку от мы­са Осиновецкий на глубине 9 м. Ее но­совую оконечность оторвало по 47-й шп.

Погибли 11 моряков, 28 были ранены, 8 из них — тяжело. В сентябре 1942 г. ко­рабль обследовали водолазы АСО AGO ЛВФ. С него были сняты и подняты из воды 2 102-мм орудия, 4 45-мм, 1 ДШК, 2 пуле­метные установки М-1.

С 13 июня 1943 г. АСО КБФ выполнял подъемно-водолазные работы, в кото­рых участвовали буксирный п/х «Штаг», подъемный кран и два водолазных бота. При подъеме вместо жестких понтонов использовались металлические плашко­уты. Предварительно поставленный на ровный киль корабль 22 июля подняли и прибуксировали в бухту Морье. 9 сентя­бря он был поднят с помощью 200-т и 80-т понтонов и переведен к пирсу Мо­рье, где его установили на подготовлен­ное место для демонтажа механизмов.

Впоследствии турбины и котлы «Пур­ги» были использованы для восстановления СКР «Вихрь», механизмы которо­го ранее передали на СКР «Тайфун». Командиры: старший лейтенант В.Н.Филиппов (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант С.В.Семенов (до 8.1941 г.), ка­питан 3 ранга К.М.Балакирев (8.1941 — 1942 г.), капитан-лейтенант И.Я.Горовой (1942г.).

Остатки корабля и по сию пору лежат на дне. Относительно недавно обломки были обнаружены экспедицией из С.-Петербурга. Обломки сторожевого корабля разбросаны на площади около 1 гектара. Корпус сторожевого корабля «Пурга» находится в таком состоянии, что исследователи не нашли ни одного помещения, которое сохранило бы элементы помещения. Хорошо сохранились только нос и капитанский мостик.

«Буря»

СКР «Буря» участвовал в войне с Финляндией, базировался на Усть-Лугу, с 4 декабря 1939 г. — на Кронштадт, а с 26 декабря 1939 — на Таллин. В ноябре 1939 г. включен в отряд особого назна­чения для занятия островов. 20 ноября под флагом начальника штаба отряда капитана 1 ранга Павловича с команди­рами десантных частей произвел реког­носцировку участков высадки на о-вах Сейскари и Лавенсари. 30 ноября вмес­те с СКР «Вихрь» сопровождал транспорты с десантом на Лавенсари. Три ра­за наши сторожевики якобы обнаружи­вали подводные лодки и сбрасывали большие глубинные бомбы (тревоги оказывались ложными). В 13.14 открыл огонь ныряющими снарядами по аквато­рии около мола в Лавенсарской бухте, где предполагалось наличие мелкопос­тавленных мин. В 14.26 вместе с други­ми кораблями начал обстрел берега, обеспечивая высадку десанта. Через 15 минут прекратил обстрел. В 16.30 вы­садка была завершена.

1 декабря к 10.00 отряд особого на­значения сосредоточился на рейде Калгонпя. В 12.10 корабли снялись с якоря. «Буря» охраняла ЭМ «Артем», на кото­ром находился командир отряда. Прой­дя проливом Хайлода, отряд к 16.00 по­дошел к о-ву Суурсари (Гогланд). Раз­ведгруппы с эсминцев высадились на берег и, никого не обнаружив, верну­лись на корабли. Около 19 часов отряд направился в Лужскую губу.

3 декабря в 5.30 «Буря» совместно с СКР «Пурга» вышла из Лужской губы к о.Суурсари с командованием десантной операцией. 9.00 началось развертыва­ние десантного отряда, эсминцы откры­ли огонь по острову. В 10.30 приступили к высадке. К 18.00 остров был занят, по­сле чего корабли вернулись в Крон­штадт.

В 1940 г. «Буря» прошла средний ре­монт на Кронштадтском морском заво­де.

23 июня 1941 г. корабль конвоирова­л через Муху-Вейн и Соэла-Вейн ПЛ Щ-309, Щ-310 и Щ-311, вышедшие из Таллина для действий в средней части Балтийского моря. 25 июня в составе отряда (2 МЗ, 2 ЛД и ЭМ) ставила мин­ные заграждения в устье Финского зал. 27 июня вместе с пятью СКА конвоиро­вала из Таллина в Муху-Вейн танкер № 12 и ГИСУ «Норд», а 29 июня — три тральщика с личным составом из Палдиски на Ханко. 4 июля СКР совместно с БТЩ и четырьмя ТКА привел из Талли­на в Ханко четыре транспорта и в тот же день ушел обратно в Таллин.

12 июля СКР «Буря» и «Снег» выста­вили минные заграждения (60 мин че­тырьмя банками) к югу от о.Моргонланд на юго-западных подходах к Ханко. 13 июля ОЛС (7 эсминцев и 2 СКР) вы­ходил на поиск противника в Рижский зал. Отряд разделился на три группы. С СКР «Туча» и ЭМ «Стерегущий» (флаг командира ОЛС контр-адмирала В.П.Дрозда) «Буря» направилась к Риге вдоль восточного побережья залива. Конвой противника обнаружен не был, и от Усть-Двинска корабли вернулись в Моонзунд.

21 июля 1941 г. вместе с ЭМ «Грозя­щий» СКР вышел на постановку минно­го заграждения в Ирбенском прол., но из-за неисправности в машине отстал от ЭМ и поставил мины в четырех милях к востоку от заграждения, выставленного ЭМ в районе мели Михайловская в Ир­бенском прол. 25 июля с МЗ «Суроп» и ТЩ «Фугас» вышел на постановку мин в Ирбенский прол. Придя в заданный рай­он, отряд обнаружил силуэты неизвест­ных кораблей, и предполагая, что это эсминцы противника, отошли на рейд Куресаре. В 21.00 вторично вышел на постановку в сопровождении ЭМ «Сме­лый», трех СКА и двух ТКА.

В ночь на 27 июля СКР выставил ми­ны у южного берега Ирбенского пролива, но в 2.49 эсминец «Смелый» подорвал­ся на мине. «Буря» пыталась буксиро­вать поврежденный корабль, однако сдвинуть его с места не удалось, по­скольку надломленная носовая часть села на грунт. Появление немецкого са­молета и обнаруженный перископ выну­дили отказаться от попыток спасти эс­минец. Приняв на борт экипаж «Смело­го» — 270 человек, СКР ушел в базу.

11 августа совместно с СКР «Снег» под прикрытием двух катеров МО «Бу­ря» выставила 60 мин четырьмя банка­ми к югу от о.Моргонланд и вернулась в Таллин. При подготовке флота к перехо­ду в Кронштадт была включена в состав арьергарда. 28 августа 1941 г. после вы­хода кораблей и транспортов из Талли­на ставила мины в гаванях и на рейде (в бухте Копли-Лахт и Сууропском прохо­де), а в 21.15 вышла в Кронштадт. Спас­ла 218 человек с погибших судов. Ночь с 28 на 29 августа СКР простоял на яко­ре. Прибыл в Кронштадт 30 августа в 14.00 с конвоем № 2. «Буря» оказалась единственным кораблем из состава арь­ергарда, дошедшим до места назначе­ния.

19 сентября 1941 г. встала в док име­ни Митрофанова в Кронштадте для сме­ны правого винта. Из-за бомбардировки доков выведена (без винта) и поставле­на к восточной стенке Купеческой гава­ни, где и стояла без паров. 27 сентября при обстреле Кронштадта от двух близ­ко разорвавшихся снарядов получила большое количество осколков, нанес­ших много повреждений. Во время обст­рела Кронштадта 2 октября получила пробоину в корпусе.

3 октября СКР «Буря» перешел в Ле­нинград. Зимой 1941/42 г. ремонтиро­вался на заводе имени А.А.Жданова. Все повреждения были устранены, бое­способность восстановлена, и 15 мая 1942 г. корабль был передан после ре­монта флоту. 30 мая его включили в ударную группу ОВР для защиты север­ного выхода из Кронштадта в море.

В ночь на 6 июня в сопровождении двух МО с ПЛ Щ-317 перешел из Ленин­града в Кронштадт. Участвовал в попыт­ке овладеть о.Соммерс. 8 июля нахо­дился в двухчасовой готовности, в 13.45 получил приказ перейти из Кронштадта в Батарейную бухту — доставить бен­зин для катеров. 16.40 вышел из Крон­штадта, не дождавшись бензина. В 17.25 — 17.35 был обстрелян вражеской батареей из района Инониеми. Ответ­ный огонь орудий с Красной Горки и Кронштадта заставил ее замолчать. В 18.00 вместе с Т-202 и Т-207 «Буря» вы­шла из Батарейной бухты на о.Лавенсари, куда прибыла в 21.00. Корабли по­лучили приказ командира Островного укрепленного сектора отогнать корабли противника от о.Соммерс и уничтожить огневые точки на острове. В 22.23 «Бу­ря» и два БТЩ вышли с Лавенсари под флагом капитана 2 ранга П.Е.Никитченко. 22.39 на северо-востоке на расстоя­нии 70 кбт обнаружили силуэты вражес­ких кораблей. Первым открыл огонь Т-207. «Буря» шла концевой и включи­лась в перестрелку позже всех, в 23.20. Уже через три минуты, попав под накры­тие неприятельских залпов, поставила дымовую завесу, прекратила огонь и от­вернула на юг. 23.55 с запада показа­лись три корабля противника, «Буря» и Т-207 открыли огонь, в 23.58 непри­ятель отвернул. Наши корабли маневри­ровали в районе операции до 9.30 утра 9 июля, периодически обстреливая вра­жеские корабли и о.Соммерс главным калибром и 45-мм пушками. В 11.23 группа пришла на рейд Лавенсари, из­расходовав весь боезапас.

22 августа 1942 г. в 23.00 «Буря» вы­шла из Кронштадта в составе конвоя (КЛ «Красное знамя», ПЛ Щ-304, 3 БТЩ, 4 МО) и 23 августа в 6.50 прибыла на Лавенсари. Ровно через сутки вместе с Т-202 (БТЩ «Фугас»), пятью МО и че­тырьмя ТКА направилась с рейда Ла­венсари в Нарвский зал. для нанесения артиллерийского удара по корабельно­му дозору противника у о.Б.Тютерс. Двигалась со скоростью 9 уз. за БТЩ. В 0.53 24 августа была вынуждена засто­порить ход, поскольку БТЩ потерял оба паравана. В 2.12 дала малый ход, через минуту с правого борта у первого КО взорвалась мина. Корабль накренился на 25° на правый борт, переломился на две части и через 3 минуты затонул в точке с координатами ш. 59° 49', д. 27° 30'. Экипаж был подобран из воды кате­рами МО.

Командиры во время войн: капитан-лейтенант Д.Н.Давыденков (с 1939 по 1940 г.), капитан-лейтенант А.А.Маклецов(с22.6по 10.1941 г.).