Во второй половине 80-х годов, в советском кино тщился править бал типаж эдакого продвинутого «мальчонки», который умнее всех, выше всех, и способен, как минимум, на равных вступать в конфликтные ситуации с взрослыми, максимум же – легко взрослых побеждать.
Некоторые режиссеры ваяли такой типаж слишком серьезно, пытаясь наивно убедить зрителя, что существование таких субъектов вообще возможно. Например, Эльдар Рязанов – в «Дорогой Елене Сергеевне», где мажор якобы может с помощью папеньки устраивать людей к светилам медицины. Ага, а в реальности, такой мажорчик трясется над мыслью, как бы всемогущий папенька не передумал отмазывать его от армии. Режиссер фантасмагории «Плюмбум, или Опасная игра» так и вовсе наделил своего героя не только «сверхчеловеческими» мыслями, но и такого же уровня способностями, но при этом почему-то заботливо поместил своего мерзавчика в оранжерейные условия, где злые дяди (вот смех-то), только ремнем могут наказать. Ну, и конечно, «Курьер» К. Шахназарова – здесь герой у нас король этих типажей.
Но были фильмы и посложнее, где режиссеры наказывали вот этих мамкиных ницшеанцев.
Итак, живет себе старшеклассник Валя Успенский и считает он себя очень умным. Изобретает всякие гадкие приколы и выражаясь современным языком троллит окружающих. Способы у него … Валю, конечно, за это пытаются бить, иногда и бьют, но в реальности били бы сильнее. Скажем, так – продать пластинку Моцарта за сорок рублей, под видом какого-то крутого музыканта, это еще полбеды, можно «соскочить», представив это потом розыгрышем. Но Валя «вломил» наивного покупателя его папаше. А вот это уже выходит за пределы как розыгрыша, так и банального «кидалова», это уже «подстава подстав».
После такого фокуса «очень умный» и остроумный Валечка огребал бы пару раз в неделю после школы строго по расписанию – от покупателя и его друзей. Да, и коротенькой трубой, проблемы в молодежной среде не решить. Пусть хоть Валя с ней спать теперь будет и вечно с собой носить. Да не слились бы четверо пацанов на настоящей улице. И, конечно, 40 рублей придется однокласснику отдать. Придется, придется, в крайнем случае, кинутый одноклассник найдет кого подключить «за процент» - того, кто над Валиной трубой будет сначала долго ржать, а потом… Ну, наверное, Валя стырит у презираемого отца пару книжек и попытается продать их в антикварном.
Учительница, кстати, не так уж и плоха. Во всяком случае, устало-надменная реакция на цветы от ботаника – единственное верное решение в этом случае, ну, а как еще она должна себя вести? Ну а дальше? В чем смысл прикола (шутэна – по Валиной «терминологии»), если «жертва» его не поняла, а посчитала досадной случайностью? Задумал Валя отомстить «гадкой и бесчувственной училке», и сломал её подарок, подложив туда лепесток от смятого букета гладиолусов. Но учитель математики (в исполнении Костолевского), этот листок поднял, и никто его не заметил. К счастью, для ботаника, ибо на него обрушился бы гнев обиженной учительницы – а Валя и ни причем.
Несмотря на то, что режиссер Андрей Андреевич Эшпай тоже ставит своего героя в исключительно тепличные условия, на мой взгляд, он хотел показать, что грош пока цена всем этим юным, да ранним ницшеанцам с их блоками, ударами и надуманными в своей «умной» головушке системами. Уж не ответ ли это «Плюмбуму» и даже «самому» «Курьеру»?
На мой взгляд, даже получилось, но многим такой подход не понравился. Даже пишут – герой неинтересный, куда там ему до «Плюмбума». Я не только не видел этого фильма раньше, но даже и не слышал о нем; приступая к просмотру был настроен скептически, начитавшись отзывов, восхищающихся «умом» Вали, ожидал нечто вроде клона «Плюмбума». К счастью, нет, идея режиссера А.А. Эшпая, состояла ровно в противоположенном.
Типичное классическое поведение инфантила – получив «в рыльску» за пределами уютного семейного гнездышка, Валя начинает «катить бочку» на родителей. Не выдержала его нежная психика – еще бы, вообще хорошо показано, что главный герой вообще «не держит удара» и в первую очередь психологического, а туда же – «психолог». Он еще и «типы» людей на глазок определяет. Между тем, довольно глупенькая девочка манипулирует Валей только ради своего любопытства. Ну, а потом ушлая девочка и вовсе вытирает об него ноги.
Удивительно, но во многих отзывах к этому фильму зрители и впрямь считают Валентина Успенского интеллектуально развитым. А в одном отзыве даже сожалеют, что персонаж Игоря Костолевского не стал … наставником Валентина. Так вот, учитель математики здесь и нужен затем, чтобы показать вопиющую пустоту Вали. Даже жаль, что такого персонажа, как учитель математики не было в «Дорогой Елене Сергеевне» и «Курьере», хотя… ну, куда же там его деть? Он всю малину тамошним главным героям спортит.