Проект "История России в фотографиях" собрал удивительную коллекцию уникальных снимков. Всего их на данный момент их 174 тысячи. Это не только документы из архивов и музеев, но так же частные, любительские снимки.
Очень интересно листать эту фотохронику, которая удивительно точно передает атмосферу разных эпох последних двух веков Российского государства.
Двадцатые годы прошлого века выделяются там особо. Потому что среди всевозможных снимков первых советских лет с гражданской войной, нэпом, борьбой с беспризорниками вдруг бурным цветом расцветает фотография обнаженных тел. Сначала это какие-то художественные опыты в стиле ню.
Но постепенно обнаженные фотографии попадаются все чаще и это уже не просто студийный съемки, а репортажи, снимки с пляжей, где народ разгуливает голышом, ничуть не стесняясь.
Это было время популярности движения "Долой стыд", идейным вдохновителем которого был большевик Карл Радек.
Он представлял собой необыкновенную смесь безнравственности, цинизма и стихийной оценки идей, книг, музыки, людей. Точно так же, как есть люди не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности. В политике он менял свою точку зрения очень быстро, присваивая себе самые противоречивые лозунги. Это его качество при его быстром уме, едком юморе, разносторонности и широком круге чтения и было, вероятно, ключом к его успеху как журналиста. Его приспособляемость сделала его очень полезным Ленину, который при этом никогда не воспринимал его всерьёз и не считал его надёжным человеком. Как выдающийся журналист Советской страны, Радек получал распоряжения писать определённые вещи, которые якобы исходили не от правительства или Ленина, Троцкого или Чичерина, чтобы посмотреть, какова будет дипломатическая и общественная реакция в Европе. Если реакция была неблагоприятная, от статей официально отрекались. Более того, сам Радек отрекался от них…
Анжелика Балабанова, социалистка, видный деятель Коминтерна.
Удивительно, что эти весьма радикальные идеи довольно быстро завоевали популярность. Известно, что в российских столицах даже прошли голые марши, по некоторым данным численность участников которых составляла до 10 тыс. человек. Немыслимые по тем временам цифры.
Впрочем, надо принять во внимание, что еще в царские времена начался период декаданса, когда прежние моральные нормы ставились под сомнение и попирались. А с приходом революции и вовсе основы рухнули и никто не знал, а как должно быть. И даже большевики, казалось, поначалу приняли эту невероятную свободу.
Бухарин, который в 1924 году заявил, что коммунистическое общество станет свидетелем исчезновения проституции и семьи. Старый большевик писал в этот период о свободной любви, рассматриваемой как символ поиска новой социалистической морали: «Что можно противопоставить этой теории? Родительский авторитет? Его нет. Нравственное чувство? Но старое мораль умерла, а новая еще не возникла. Старая форма семьи в общем и целом основательно разрушена, а новая еще не существует»
Образ мужчины: создание современной мужественности
Авторы: Джордж Л. Мосс
Однако 20-е годы это было время и борьбы за власть между разными группировками. Карл Радек - идейный вдохновитель нудистов принадлежал троцкистскому блоку, хоть и менял свои убеждения легко и непринужденно. И уже в 1925 году власти начинают критиковать эту распущенность. Тот же Бухарин на XIVсъезде поставил в вину "троцкистско-зиновьевской группировке" эту распущенность молодежи.
Известно, что нарком здравоохранения Семашко выступил с резким осуждением такой практики и призвал к репрессивным мерам.
Жестоко ошибаются, когда думают, что если хоть голым, «отрастить полосы и ногти, то это будет самая настоящая «революционность». Это явная чепуха. Пролетарская культура состоит в использовании всех культурных завоеваний, сделанных до сих пор, в интересах трудящихся масс, а не эксплуататорской головки.
Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде со вершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять свое тело под пыль, дождь и грязь. Одежда призвана защищать нас от резких перемен погоды, пыми и неблагоприятных условий внешней обстановки.
Разумеется , на берегу Черного моря, на солнце, в чистом воздухе, город или после морского купанья полезно полежать голым на солнце.
Семашко в интервью газете "Известия"
Но как видим, нудистская практика вовсе не отрицалась на пляже, после морского купания. И словно следуя этим советам Семашко, народ активно обнажался на отдыхе. И не только в Москве и на Черном море. Вот один из снимков в деревне:
Количество нудистских фото того времени поражает, в городских прудах, на официальных и не официальных пляжах, народ обнажался, ничуть не смущаясь. Мол, для здоровья полезно?
Впрочем, не только на фотоснимках, но и в искусстве остались отголоски этой традиции купаться обнаженными. В творчестве Александра Дейнеки такие картины встречаются вплоть до 40 годов.
Интересно, что по мнению некоторых исследователей, несмотря на скорые репрессии в отношении активистов общества "Долой стыд", было и весьма полезное следствие — в стране начала повышаться рождаемость. Революция и гражданская война, эмиграция негативным образом сказались на демографической ситуации, но в 30-х годах график пошел вверх.