Продолжаем знакомить (или вспоминать) читателей с фактами из боевой службы ЛК типа "Витторио Венето" кораблей. Очередной этап - боевой путь и судьба "Литторио". Начало можно прочитать ЗДЕСЬ
Продолжение..
Итак, после нескольких торпедных попаданий в бухте Таранто линкор "Литторио" был отремонтировал, интересно что для ускорения ремонта были использованы некоторые материалы и оборудование однотипного линкора – «Имперо». Так получилось, что «Литторио» вернулся в строй итальянского Королевского флота как раз в тот момент, когда его систершип «Витторио Венето» получил повреждения в бою у Матапана и был вынужден встать на ремонт. Вот такая получилась эстафета: один линкор убыл на ремонт, другой линкор вернулся после ремонта.
Но весна и лето 1941 года не дали возможности «Литторио» проявить себя в качестве флагмана флота – из-за нехватки топлива крупные корабли итальянского флота были вынуждены отстаиваться в базах. Линкор «Литторио» вышел из базы в составе флота уже после возвращения «Витторио Венето» для противодействия британской операции «Минсмит» 22 августа, и как мы знаем, этот боевой поход оказался неудачным. Как, впрочем, и следующий выход итальянского флота 26 сентября для перехвата британского конвоя (операция «Хэлберд»). Декабрьский выход эскадры (14 декабря) во главе с «Литторио» для прикрытия конвоев (операция М.41) закончился торпедированием линкора «Витторио Венето».
Новый шанс померяться силами и наконец проявить себя представился линкору «Литторио» практически через несколько дней после торпедирования «Витторио Венето» в Мессинском проливе – 17 декабря во время Первого боя в заливе Сирт.
Конвойная операция получила обозначение «М.42» и стала крупнейшей конвойной операцией итальянского флота за всю Вторую мировую войну. Ее задачей стало сопровождение четырех крупнотоннажных судов вышедших из Таранто и Неаполя до Триполи и Бенгази. Состав охранения был достаточно впечатляющим: кроме непосредственного эскорта ближнее охранение было возложено на линкор «Кайо Дулио», 3 легких крейсера и 3 эсминца. Линкор «Литторио» с двумя модернизированными линкорами «Андреа Дориа» и «Джулио Чезаре», 2 тяжелыми крейсерами и 10 эсминцами обеспечивали дальнее прикрытие конвоя на пути следования.
В этот раз итальянцам повезло – они, наконец, совершенно неожиданно, смогли обнаружить противника. Парадоксально, но когда эскадры намеренно ищут огневого контакта и боя, то условия складываются таким образом, что эта встреча не происходит. На этот раз эскадра адмирала А.Якино (флаг на линкоре «Литторио») совершенно случайно наткнулась на британские корабли, которые решали собственные задачи по проведению конвойной операции. На момент получения данных о нахождении противника Якино находился в 160 милях от англичан и решительно двинулся им навстречу. Однако британцы, имевшие в своем распоряжении только несколько легких крейсеров и эсминцев, благоразумно уклонились от боя, сконцентрировав внимание на сопровождении транспорта.
Но по стечению обстоятельств эта встреча, желанная для одних и нежелательная для других, состоялась. Буквально за 40 минут до заката с итальянских кораблей были замечены разрывы зенитных снарядов – это британская эскадра отбивалась от налета авиации. В этой ситуации адмирал А.Якино отбросил свою неуверенность, и эскадра во главе с «Литторио» немедленно повернула в сторону противника, обнаружив вражеские корабли буквально за несколько минут до заката.
В 17:53 «Литторио» открыл огонь из орудий главного калибра на дистанции 32 000 м, его поддержали огнем из 203-мм орудий итальянские тяжелые крейсера, находившиеся ближе к противнику, началось сражение, впоследствии получившее название «Первый бой в заливе Сирт».
Однако бой закончился также быстро, как и начался. Британские корабли, не приняли боя, ограничившись торпедными атаками миноносцев, и стали уходить на восток, оберегая сопровождаемый танкер. По отзывам англичан, на этот раз итальянцы стреляли достаточно хорошо, хотя и не добились попаданий. Сами итальянцы выше оценили свою стрельбу, заявив об уничтожении эсминца и повреждении еще одного. На самом деле англичане отделались лишь легкими повреждениями одного эсминца.
Бой длился всего 11 минут – британцы отошли к Мальте, итальянские корабли, сопровождая транспорты, также довели их до пункта назначения, после чего вернулись в Таранто. При всей своей «безрезультатности» этот бой дал повод итальянскому флоту заявить о своей победе, так как в Африку были доставлены необходимые грузы, причем без потерь.
В последствии М.А.Брагадин даст такую оценку действиям итальянской эскадры: «Впервые за два горячих месяца итальянская операция завершилась полным успехом. Но не только это явилось долгожданной переменой. Эскадра «Литторио» целый день искала противника и вынудила отступить британскую эскадру. Неприятель и ночью не выказал желания продолжать бой, несмотря на возможности, предоставляемые ему радаром. Правда, англичанам противостояли значительно превосходящие силы, но это еще раз подтвердило, что они не желают принимать бой в неблагоприятных условиях. А ведь такие бои давно стали обычными для итальянского флота. … «Первый бой в заливе Сирт» сам по себе не представлял ничего необычного, но имел значение, далеко превосходящее его материальные итоги. Благодаря конкретным обстоятельствам, в которых он произошел, он стал одной из 3 или 4 поворотных точек в войне для Италии».
По-разному можно относиться к такой оценке, которая представляется слишком завышенной, но с одним можно согласиться – боевые действия флота не всегда сводятся к конвойным операциям. Правда, когда строится крупный корабль, например, такой как «Литторио», то от него ждут существенных результатов, но эти ожидания не всегда оправдываются.
На волне успеха от проведенного конвоя «М.42», без потерь доведенного до африканских портов, итальянское командование спланировало следующую операцию – «М.43». Дальнее прикрытие этого конвоя также осуществила группа из трех линкоров во главе с «Литторио», двух тяжелых крейсеров и восьми эсминцев. Итальянские корабли вышли в поход 3 января и без проблем достигли точки назначения, после чего вернулись на базы. По некоторым данным 5 декабря, уже на пути в Таранто, линкор «Литторио» был атакован британской субмариной «Юник», но на этот раз линкору повезло. Торпеды не попали в цель, и утром 6 января корабль вошел в базу Таранто. В следующий раз «Литторио» вышел в море только весной 1942 года, и ему, наконец-то, удалось открыть огонь по противнику.
В рассматриваемый период под тяжестью морской блокады и бомбардировок положение Мальты стало критическим. И англичане, несмотря на неблагоприятные условия, рискнули отправить на остров конвой, сделав ставку на внезапность и надеясь избежать вмешательства итальянского флота. Утром 20 марта конвой из 4 судов покинул Александрию. Его непосредственное прикрытие осуществляли крейсер ПВО «Карлайл» и 6 эсминцев, дальнее прикрытие осуществляла крейсерская эскадра контр-адмирала Вайена (3 легких крейсера и 4 эсминца). Англичанами были предприняты достаточно серьезные мероприятия по отвлечению внимания противника от конвоя, но полностью сохранить операцию в тайне им не удалось.
Около полуночи 21 марта линкор «Литторио» (под флагом адмирала А.Якино) с 4 эсминцами вышел из Таранто, из Мессины вышли 3 крейсера и 4 эсминца, которые вскоре присоединились к итальянской эскадре. Противник (легкие крейсера) был обнаружен примерно в 14:24 итальянскими тяжелыми крейсерами, находящимися в 6 милях южнее «Литторио». Завязался бой, в дальнейшем получивший название «Второй бой в заливе Сирт».
Первая фаза не принесла никому из противников преимущества, хотя следует отметить, что британские корабли действовали более решительно и продуманно. Изначально британский командующий был готов ко встрече с неприятельским соединением и имел план, согласно которому при встрече противника транспорты с кораблями охранения отходили на юг, а оставшиеся крейсера и эсминцы под прикрытием дымовых завес и торпедных атак должны были отвлечь и задержать противника. Так, по сути, и получилось.
Тяжелые крейсера итальянцев с дистанции 20000 м открыли огонь по британским кораблям, которые ответили и поставили дымы. В ходе последующих 40 минут противники безрезультатно обстреливали друг друга, при этом итальянцы старались навести британские крейсера на свой линкор, но это им не удалось. Как только англичане выскакивали из дымовой завесы, вспыхивали короткие перестрелки, но повреждений не имела ни та, ни другая стороны. Тем временем британский конвой в сопровождении крейсера «Карлайл» и 6 эсминцев отходил на юг. Итальянские крейсера оторвались от британцев, которые не стали их преследовать и вернулись к конвою. Итальянские корабли также соединились и двинулись на перехват британского конвоя, стремясь расположиться между конвоем и Мальтой. К этому моменту погода ухудшилась, волнение стало очень мощным, ветер усилился почти до 50 км/час, а густой туман сделал видимость крайне плохой.
Так началась вторая фаза боя, длившаяся около 2 часов. Противники обнаружили друг друга примерно в 16:37, и вновь завязалась перестрелка между крейсерами, при этом все без исключения британские корабли непрерывно ставили дымовые завесы, стараясь дотянуть до времени, пока окончательно не сгустится темнота. В результате между итальянскими кораблями и противником выросла «чудовищная» гора дыма. Сквозь нее лишь иногда мелькали неясные силуэты британских кораблей. Со своей стороны, британские корабли, нырнув в этот дым, маневрировали почти бесцельно, не слишком ясно представляя, с какими силами они сражаются.
Для итальянцев стрельба стала крайне трудной не только из-за призрачного характера цели, но также из-за сильного волнения.
Двигаясь со стороны неприятеля, волны обдавали орудия каскадами брызг, делая прицелы почти бесполезными. Несмотря на все трудности, итальянские крейсера продолжали стрелять и добились неплохих результатов. В этих условиях линкор «Литторио» обеспечил устойчивость итальянскому соединению, заставляя британские корабли держаться на удалении, от случая к случаю ведя огонь по появляющимся целям. Интересно, что к 17 часам, то есть буквально через 20 минут после начала огневого контакта, дистанция боя сократилась до 10000 м, а от британского конвоя (4 транспорта, самый маленький – около 5500 т) итальянские корабли находились всего в 11000 метров.
Чтобы ослабить давление, британские эсминцы не раз ходили в атаку, и их в свою очередь встречали итальянские эсминцы. Однако в целом маневры англичан, дымовые завесы, ветер и волнение помогали им решать главную задачу – не дать итальянцам приблизиться к конвою и заставить их потерять как можно больше времени. Надеясь отделаться малой кровью, англичане были уверены, что с закатом итальянцы покинут место боя, руководствуясь обычными причинами, к которым на сей раз добавились погодные условия и недостаточное количество эсминцев.
В один из таких моментов британские эсминцы совершили отчаянную атаку на «Литторио», находясь под его плотным огнем, но были отогнаны залпами из 381-мм орудий, причинивших им серьезные повреждения. Ни одна из торпед, выпущенных с дистанции около трех миль, не попала в линкор, но он был вынужден сманеврировать так, чтобы уклониться от торпед. Есть данные, во время отхода после этой атаки осколками 381-мм снаряда получил повреждения эсминец «Хэвок». Он потерял 7 человек убитыми и 9 ранеными, одно котельное отделение было затоплено, но ему удалось уйти к конвою. Чуть позже британские эсминцы снова вышли из дымов и с дистанции 12000 м открыли огонь по итальянскому линкору, но безрезультатно. Зато на этот раз эсминец «Сикх» был накрыт залпом «Литторио» и с трудом избежал гибели.
В этих условиях, казалось бы, все преимущество было на стороне итальянцев, однако, как отмечает Д.Макинтайр в своей книге «Битва за Средиземное море»: «… имелось несколько факторов, которые помогли англичанам. Юго-восточный ветер постепенно превратился в шторм, который гнал крупную волну. Итальянцы не имели радаров и были вынуждены полагаться только на оптические дальномеры, которые в таких условиях были не слишком эффективны из-за многочисленных брызг. Дым из труб британских крейсеров образовал густую завесу между эскадрами противников».
И действительно, даже на «Литторио» ощущались удары стихии: проникновение воды вывело из строя одну башню главного калибра и заставило вторую замолчать на 15 минут, во время залпа носовой 152-мм башни правого борта разорвало ствол среднего орудия, в который попала вода. Несмотря на это итальянский линкор упорно старался добраться до конвоя, и на его пути вновь встали британские крейсера и эсминцы. В 18:02, уже в сумерках, в торпедную атаку на линкор вышли крейсера контр-адмирала Вайена, выпустив торпеды с дистанции 6,5 миль. Однако в этой ситуации линкор «Литторио» успешно уклонился, чтобы уже через полчаса еще раз подвергнуться торпедной атаке.
В 18:34 он был атакован сразу пятью британскими эсминцами, которые внезапно появились из дымовой завесы и под прикрытием артиллерийского огня с крейсеров на скорости 28 узлов устремились в атаку. На этот раз британские эсминцы смогли подойти практически на «пистолетный выстрел» – они выпустили 23 торпеды по линкору с дистанции всего 2,5 мили! Читатели могут представить насколько такая дистанция опасна и для линкора, и для атакующего эсминца в ходе игрового боя. Но, видимо, в этот раз удача была на стороне «Литторио» – благодаря своевременному маневру ни одна из торпед так и не попала в него. Но повреждение линкор все-таки получил. Один 120-мм снаряд с британского эсминца попал в кормовую часть «Литторио» и разорвался на палубе, но не причинил вреда. Историки отмечают, что примерно в этот момент от залпа кормовой башни загорелся гидросамолет, стоящий на квартердеке, этот пожар и столб черного дыма дал возможность англичанам впоследствии утверждать, что линкор был торпедирован.
Ответным огнем с линкора и крейсеров эсминцы были отогнаны, причем эсминец «Кингстон» получил серьезные повреждения от прямого попадания снаряда крупного калибра. Снаряд пронзил вельбот правого борта и взорвался под площадкой «Эрликонов», сметя ее за борт. Осколки снаряда изрешетили палубу, площадку с прожектором и платформу 102-мм орудия. Были повреждены машинное и котельное отделения, эсминец лишился хода, экипаж потерял убитыми 13 человек, ранеными – 21, но ему удалось дойти до Мальты. Легкий крейсер «Юриалес» и эсминец «Лайвли» (22-я флотилия) получили повреждения от близких разрывов 381-мм снарядов итальянского линкора.
Интересно, что по одним данным считается, что эсминец «Кингстон» получил попадание 381-мм снаряда с линкора «Литторио», по другим – попадание 203-мм снаряда с крейсера «Гориция». К сожалению, точно идентифицировать повреждения не удалось – эсминец через две недели был уничтожен бомбами немецкой авиации в сухом доке Ла-Валлетты.
В этих условиях итальянский адмирал принял решение прекратить бой – солнце зашло, после заката темнота сгущалась, а итальянские корабли не имели радаров и, как часто упоминается в литературе, «их экипажи были не готовы к ночному бою». В 18:51 адмирал А.Якино приказал отходить на северо-запад. Таким образом, итальянцы поступили именно так, как и предвидели британцы!
В 18:56 стрельба совершенно прекратилась, а в 19:06 итальянские корабли под прикрытием темноты пошли на север. Британские корабли продолжали ставить дымовые завесы до наступления ночи, а потом крейсера Вайэна повернули в Александрию. Конвой под прикрытием «Пенелопы», «Карлайла» и 6 эсминцев направился к Мальте. Так закончилось двухчасовое сражение – самое продолжительное на Средиземном море за всю Вторую мировую войну.
Окончание следует...
Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/Е. Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 416 с.; Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском» /С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Титушкин, С. Линейные корабли типа «Витторио Венето»/С.И.Титушкин.- СПб.: Издание альманаха «Корабли и сражения»: 1995.- 28 с.; Брагадин М-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных/ М-А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 624 с.; Брагадин, М. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 256 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 2/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 240 с.