На канале мы неоднократно обращались к истории создания и особенности конструкции итальянских линкоров типа "Витторио Венето" ("Литторио"). При желании на канале вы можете найти пять статей посвященные этим кораблям. А мы продолжаем знакомить (или вспоминать) читателей с другими фактами из боевой службы этих кораблей. Очередной этап - боевой путь и судьба кораблей этого типа, в частности - "Литторио".
Боевая эпопея линейного корабля «Литторио», введенного в состав итальянского Королевского флота практически одновременно с линкором «Витторио Венето», во многом напоминает судьбу своего систершипа. К сожалению, его также преследовали неудачи в боевых походах, когда не удавалось встретить противника, повреждения от ударов вражеских бомб и торпед, он также пережил горечь капитуляции осенью 1943 года. Однако линкор прошел через эти испытания, дожив до конца войны, «отметившись» участием в некоторых знаковых событиях, одно из которых так называемая «Ночь в Таранто». Но давайте обо всем по порядку.
Как мы уже знаем, после ввода в строй «Литторио» стал флагманом 9-й дивизии линкоров, в составе которой он приступил к курсу боевой подготовки. Однако первые боевые походы не позволили проявить себя в боях с противником, и боевой опыт линкор получил не от британских линкоров, а от устаревших палубных торпедоносцев английского авианосца.
Несмотря на то, что первые авианосцы появились и начали использоваться уже в годы Первой мировой войны, и их бурное развитие продолжилось в промежутках между мировыми войнами, военные эксперты сильных надежд на них еще не возлагали. Приоритетом и основой морских флотов считались пушечные «исполины» – линейные корабли. Но это было ошибочным мнением, основой которого было отсутствие тактики эффективного применения авианосцев и успешной практики использования палубной авиации в боевых условиях. И вскоре «Литторио» убедился в «ошибочности» такого подхода.
Парадоксально, но в ночь на 11-12 ноября 1940 года на северном побережье залива Таранто в Ионическом море англичане одержали одну из самых знаковых побед в своей истории, которую ухитрились сами почти не заметить. Между тем результат боя наглядно продемонстрировал, что у линкоров появился достойный противник. Удар по Таранто достаточно подробно описан в литературе, поэтому не будем повторяться, лишь уточним те аспекты, которые касаются именно «Литторио».
В заливе Таранто в ноябре были собраны все линкоры итальянского Королевского флота. Во внешней гавани (Маре Гранде) стояли два новых линкора: «Витторио Венето» и «Литторио» и четыре модернизированных («Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре», «Кайо Дуилио», «Андреа Дориа»), а так же три тяжёлых крейсера и 7 эсминцев. Во внутренней гавани (Маре Пикколо) – 4 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 24 эсминца, пять миноносцев, 16 подводных лодок. Такая концентрация итальянских боевых кораблей в одном месте не могла остаться без внимания британцев, и адмирал Каннингхэм решился на воздушный удар, хотя и не связывал с этой операцией никаких особых надежд.
Для удара по Таранто был задействован авианосец «Илластриес», который вечером 11 ноября 1940 года подошел в расчетную точку и выпустил самолеты. Для налета были выделены две ударные волны. Первая осуществила взлет с авианосца незадолго до 21:00 в 170 милях юго-восточнее Таранто и состояла из 12 торпедоносцев «Свордфиш» под командованием капитан-лейтенанта Кеннета Уильямсона, командира 813-й эскадрильи. Из двенадцати самолетов - 6 были оснащены торпедами, 4 – 250-фн полубронебойными бомбами и 2 – осветительными ракетами. Вторая волна капитан-лейтенанта Дж.У.Хэйла, командира 819-й эскадрильи, состояла из 9 самолетов и стартовала через 50 минут после первой. Из 9 «Свордфишей»: 5 несли торпеды, 2 – бомбы и 2 – бомбы и осветительные ракеты, чуть позднее один «Свордфиш» потерял подвесной бак с топливом и вынужден был вернуться на борт авианосца. Итак, две группы самолетов – всего 20 машин собирались дать бой 6 линкорам и множеству крейсеров и эсминцев, находящимся в защищенной базе.
На первый взгляд итальянский флот в Таранто находился в полной безопасности под прикрытием множества зенитных батарей, аэростатов заграждения и противоторпедных сетей. Кроме того, корабли на внешнем рейде были расставлены так, чтобы обеспечить наилучшую защиту от внезапной ночной атаки, орудийные расчеты зенитной артиллерии дежурили ночью в полном составе.
Но более подробный разбор ситуации показывает, что все было не так уж и благополучно: из 90 имеющихся аэростатов заграждения только 27 (30 %) находились в воздухе, из требуемых противоторпедных сетей только треть была установлена в гавани, к тому же они опускались на глубину до 8 ми не могли остановить торпеды с глубиной хода 9-10 м, зенитные батареи ПВО имели устаревшие орудия, только два из 22 прожекторов имели связь с шумопеленгаторной станцией.
В результате итальянцы обнаружили британские самолеты только тогда, когда они были уже над гаванью Таранто. При подходе к цели первая группа из 12 машин разделилась на три подгруппы: 4 самолета с целью отвлечь внимание противника направились к внутренней гавани, где бомбами нанесли легкие повреждения двум крейсерам, еще 2 самолета отошли в сторону для сбрасывания осветительных бомб с восточной стороны, чтобы создать все условия для атаки линкоров торпедами для шести остальных машин.
Примерно в 23:00 самолеты-осветители и бомбардировщики выполнили свою задачу и освободили место первым торпедоносцам. Те снизились к самой воде и разбились на звенья по 3 самолета, чтобы проскочить между аэростатами заграждения. Первая атака завершилась успешно. Яркий свет осветительных бомб помог торпедоносцам избрать цели для ударов, ими оказался «Литторио» и «Конте ди Кавур».
Первую торпеду «Литторио» получил от самолета с бортовым номером L4K (пилот – лейтенант Кемп), который зашел в атаку вдоль северного берега бухты. В 23:15 сброшенная с дистанции 900 метров торпеда поразила линкор в носовую часть правого борта в районе 162-163 шпангоутов. От взрыва образовалась пробоина размером 7,5х6 м, зона деформации имела размер 12х9 метров. В целом повреждения характеризовались как незначительные, энергия взрыва была хорошо поглощена системой конструктивной ПТЗ, хотя внутренняя переборка фильтрационной камеры и дала течь.
Вторая торпеда, поразившая «Литторио», была сброшена торпедоносцем (бортовой номер L4M) лейтенанта Суэйна, который атаковал линкор с левого борта. Торпеда Mk.XII (450-мм авиационная торпеда, 176 ТНТ), сброшенная с дистанции 400 м, взорвалась в кормовой части корабля с левого борта, практически одновременно с первой. В кормовой части образовалась пробоина размером 7х1,5 м, обшивка по правому борту деформировалась и начала пропускать воду, погнулся киль, вспучилась палуба, пострадал руль, была разрушена рулевая машина – вот только небольшой перечень полученных повреждений. Однако корпус корабля и система ПТЗ выдержали данные испытания – полученные повреждения не угрожали живучести корабля. Линкор получил небольшой крен на правый борт (2-1,5 градуса), причем без дифферерента. Кроме «Литторио» было отмечено попадание торпеды в линкор «Кавур», и все это ценой одного британского самолета, который был сбит огнем зенитной артиллерией.
Когда к гавани подошла вторая волна британских ударных самолетов, их встретил более организованный отпор, но и они не ушли без результатов. Два из пяти торпедоносцев, наносивших удар по гавани, атаковали «Литторио» – они прошли над мысом Рондинела и сбросили торпеды с расстояния 600 м: одна из них попала в борт линкора, но не взорвалась и зарылась в ил под килем, но вторая попала в носовую часть корабля недалеко от первой пробоины.
Третья торпеда оказалась самой «неудачной» – она поразила линкор за пределами зоны ПТЗ в районе 192 шпангоута, где в результате взрыва образовалась огромная пробоина размером 11х9 м и была деформирована обшивка на участке 15х10 метров. Водонепроницаемость носовой оконечности была нарушена, и началось массированное затопление отсеков. Экипаж сразу приступил к локализации повреждений, но остановить затопление и увеличение дифферента на нос не удавалось. Попытки завести пластырь оказались безрезультатными, и с поступлениями воды не удавалось справиться даже с помощью подошедшего водолея. В итоге через 4 часа после получения этого серьезного повреждения линкор с помощью буксиров развернулся в сторону берега и к 06:27 утра сел носом на грунт на глубине 16 м, при этом его форштевень погрузился в ил на полтора метра. Под воду ушла часть палубы полубака до барбета носовой башни ГК, крен корабля составил 3 градуса на правый борт. Эксперты отметили, что если бы в момент такого повреждения «Литторио» находился в открытом море, то он бы затонул.
Кроме «Литторио» в ходе второго удара получил торпеду еще один итальянский линкор – «Кайо Дуилио». Таким образом, несмотря на «адский» зенитный огонь «Литторио» получил 3 торпедных попадания, линкоры «Кайо Дуилио» и «Конте ди Кавур» – по одному попаданию торпед, бомбами были повреждены крейсер «Тренто» и два эсминца. Казалось, что проиграна крупная морская битва, и никто не мог представить, когда и как удастся преодолеть ее тяжелейшие последствия. И удастся ли вообще. Одно было ясно, к утру 12 ноября итальянский Королевский флот лишился своего преимущества в линейных кораблях перед британским флотом на Средиземном море.
Налет на Таранто стал крупным успехом англичан. Половина итальянских линкоров была выведена из строя ценой всего двух устаревших самолетов. Но главное, по моральному духу итальянских моряков был нанесен страшный удар, тогда как дух англичан получил поддержку в очень тяжелый момент.
Даже патриотично настроенный историк итальянского флота Марк-Антонио Брагадин отметил: «Атака Таранто имела временные, но серьезные стратегические последствия, потому что у Реджиа Марина осталось в строю всего 2 линкора».
Уцелевшие итальянские корабли были отведены на север в Неаполь, откуда было гораздо труднее противодействовать английским операциям.
Что касается спасательных работ, то «Литторио» был вне опасности уже через день и был отправлен на верфь для ремонта. По плану «Литторио» предполагалось поставить на ремонт в Генуе или Триесте, но потом его решили оставить в Таранто при условии, что его удастся поставить в док. Для этого на пробоину в корме завели пластырь, для самой большой пробоины в носовой части (от третьей торпеды) сделали специальный кессон размером 17х12 м, а вторую пробоину в носу (от первой торпеды) даже не закрывали, переборки это позволили. Однако для того, чтобы стащить носовую часть линкора с мели, пришлось его частично разгрузить и использовать понтоны. Только 11 декабря, почти через месяц после налета, линкор удалось поставить в док.
Благодаря неутомимой работе и хорошей организации стало возможно ввести линкор обратно в строй в минимальный срок. Несмотря на тяжелые повреждения от взрывов трех торпед, «Литторио» был готов выйти в море в конце марта 1941 года, а 1 апреля вернулся в строй. Интересно, что для ускорения ремонта были использованы некоторые материалы и оборудование, предназначенные для четвертого однотипного линкора – «Имперо». И вскоре линкор был готов выйти в море...
Продолжение следует...
Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/Е. Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 416 с.; Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском» /С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Титушкин, С. Линейные корабли типа «Витторио Венето»/С.И.Титушкин.- СПб.: Издание альманаха «Корабли и сражения»: 1995.- 28 с.; Брагадин М-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных/ М-А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 624 с.; Брагадин, М. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 256 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 2/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 240 с.