Утром 22 мая 1455 года две армии – Йорков и Ланкастеров – стояли друг против друга у городка Сент-Олбанс. Точнее Ланкастеры во главе с королем Генрихом VI заняли позиции в городе, армия герцога Ричарда Йорка за городской чертой.
Как они тут оказались, мы проговорили в предыдущей главе. О ходе сражения кратко перемолвились в очерке «Первое сражение при Сент-Олбанс». Но повторить не помешает.
Приблизительно до десяти часов утра обстановка была просто напряженная, но до кровопролития дело не доходило. Могло показаться, что всё закончится демонстрацией сил, переговорами и примирением как при Блэкхите в 1452 году. Генрих VI послал к Йорку Хамфри Стаффорда 1-й герцога Бэкингема.
К слову сказать, это еще один аристократ королевских кровей. Его дедом по материнской линии был младший сын Эдуарда III Томас Вудсток. Впрочем, это род уже настолько отдаленный от престола, что я его даже не приводил на генеалогических схемах. Но мы запомним Стаффорда, ибо его внук сыграет важную роль при короле Ричарде III. Да и сам 1-й герцог еще повоюет в войнах Роз.
Миссия Бэкингема не увенчалась успехом. Йорк был непреклонен в требовании выдать ему головой герцога Сомерсета. Видимо, бывший протектор понял, что не ликвидировав своего главного врага, он не сможет иметь покоя. Да и к власти можно прийти, только наступив на труп врага.
Между 11 и 12 часами дня йоркисты пошли в атаку. Ланкастерцы завалили баррикадами ведущие в город дороги и активно обороняли их. Какое-то время ситуация оставалась неопределенной. И вот пришла пора отличиться одному из главных действующих лиц войн Алой и Белой роз графу Уорику.
Помните, мы говорили о нем в главе о войне Невиллов и Перси. Уорик (родовое имя Ричард Невилл) был вторым сыном графа Солсбери и одним из самых решительных командиров в феодальной войне.
Кстати, их основной оппонент Генри Перси граф Нортумберленд находился при армии короля. Так что схватка при Сент-Олбанс – это еще и продолжение частной войны Невиллов и Перси.
Так вот, Уорик повел свой отряд огородами, дворами, через ограды. Его солдаты буквально просочились между баррикадами ланкастерцев и внезапно оказались в центре городка. Здесь вокруг короля Генриха VI толпились не готовые к бою его сторонники.
Дальше всё просто. Несколько залпов из длинных луков и стремительная атака на ошеломленных врагов. Сторонники Алой розы начали разбегаться.
Общие потери обеих сторон оказались невелики. Возможно, около сотни человек. Куда важнее имена павших. В бою пали такие именитые сторонники Ланкастеров как Эдмунд Бофорт герцог Сомерсет и Генри Перси граф Нортумберленд. Они сошли с дистанции в самом начале вооруженной борьбы. Но очень скоро их место займут одержимые местью сыновья.
Герцог Бэкингем получил ранение стрелой в лицо. Он не был убит, возможно, только потому, что смог укрыться в аббатстве Сент-Олбанс. Тогда еще уважали право церкви укрывать нуждающихся в защите.
Сам король Генрих VI был ранен стрелой в шею. Герцог Йорк предстал перед ним и вновь сыграл роль верноподданного вассала. Но фактически Генрих стал пленником герцога. Это – самый ценный трофей первого сражения при Сент-Олбанс.
На следующий день 23 мая Ричард Йорк со своим трофеем двинулся в Лондон. Там спектакль продолжился. 25 мая в соборе Святого Павла состоялась торжественная церемония, на которой йоркисты изо всех сил демонстрировали верность королю.
Однако налицо был самый верный признак победы – передел доходных постов. Сам герцог Йорк получил должность констебля Англии, то есть главнокомандующего. Граф Уорик получил под свою руку Кале с портом и гарнизоном.
Сразу или нет после сражения при Сент-Олбанс и своего ранения, но король летом 1455 года вновь впал во что-то вроде кататонического ступора. В августе 1455 года формально начался период второго протектората герцога Йорка.
И вновь мы видим, что герцог Йорк не проявляет намерений как-то завладеть короной. Ему достаточно просто занять подобающее место у трона. Да, желательно вообще самое главное место, но король есть король, и его авторитет формально не подвергается поруганию.
Борьба за трон будет еще впереди, когда станет очевидным, что без этого финального шага – без получения короны – никак не удержать завоеванное.
1455 год в каком-то смысле может считаться рубежным в вековом противостоянии Йорков и Ланкастеров. Пролилась первая кровь. Появилось молодое поколение, пылающее кровной местью. Четко обозначились два противоборствующих лагеря. Остаться в стороне становится всё сложнее. Англия раскалывается.
И еще одно, немаловажное. В этом сражении йоркисты фактически подняли руку на короля. Даже ранили его. И им за это не только ничего не было. Напротив, они получили всё, что захотели.
---------
Все публикации на тему Войн Роз в подборке: