Ставший в марте 1454 года протектором королевства Ричард Йорк принялся наводить порядок в Англии. От него не требовалось ничего особенного, ни революций, ни реформ. Только обеспечение гражданского мира. Остальное само приложится. Будут безопасны дороги – пойдет торговля, наладится экономика – поступят налоги и сборы.
Герцог Йорк не только расставил на важные должности своих сторонников, он заставил их реально работать. В провинциях заработали суды, начала проявлять себя более или менее твердая центральная власть.
Еще одна задача, которую решало правительство Йорка – пиратство в проливе. Здесь не знали удержу французские флотилии. Они не просто гоняли английских купцов по морю. Французы нападали на английское побережье, грабили и жгли прибрежные поседения. Нельзя сказать, чтобы пиратство в Ла-Манше совсем было подавлено, но, по крайней мере, герцог укрепил оборону побережья.
На севере Англии Йорку удалось притушить феодальную войну между семействами Перси и Невиллов. Да, не без пристрастия. Да, решив вражду в пользу своих сторонников Невиллов. Но всё-таки.
Между прочим, что касается слухов о незаконнорожденности принца Эдуарда, сына Генриха VI и Маргариты Анжу. За год своего регентства Йорк ни разу официально не усомнился в происхождении Эдуарда. Он признал его наследником. Хотя и не было возможности честно соблюсти процедуру признания его таковым самим отцом.
Генрих VIвесь 1454 год пребывал в прострации. Жизнь проходила мимо него. Король по-прежнему не подавал признаков прояснения рассудка, чем наверняка приводил в отчаяние королеву Маргариту.
Ее можно понять. Муж-король впал в безумие. Фаворит герцог Сомерсет находится в заключении. Регентство досталось не ей, а ненавистному Йорку. Приверженцы партии Ланкастеров лишились доходных должностей и не демонстрируют твердости в поддержке королевы.
«Говорят, на Новый год, что ни пожелается, всё всегда произойдет, всё всегда сбывается.»
Вы не поверите, но на Рождество 1454 года (а Рождество, напомню, это 25 декабря) случилось чудо – король вдруг ожил. За почти полтора года летаргии он пропустил массу событий. Главным, наверное, было рождение сына. Тут на бедную голову Генриха и вывалили всё сразу.
Что ж, с возвращением короля из мира грез полномочия протектора автоматически прекращались. В январе 1455 года Ланкастеры вернулись к власти. А вот людям Йорка и ему самому опять пришлось туго.
Бывшего протектора фактически вышвырнули из состава Королевского совета. За этим могло последовать только одно – обвинение, арест и… Кто его знает, возможно, казнь.
Прежде всего, новая старая власть выпустила из заключения герцога Сомерсета. Ох, наверное, как он был зол на Йорка. Тут же возобновилась судебная тяжба между двумя герцогами. Как, наверное, пожалел Йорк, что не раздавил в свое время Сомерсета. Но тот уж своего не упустит. Исход тяжбы в принципе не вызывал сомнений.
И вот на 21 мая 1455 года в Лестере назначается большой совет аристократов. Вызванный туда Ричард Йорк, разумеется, понимает, что речь пойдет о его осуждении.
Если бы дело вел один лишь Генрих VI, известный своим миролюбием, можно было бы найти компромисс. Но тут игру вели Маргарита Анжу и герцог Сомерсет. А они были нацелены на беспощадное уничтожение противника.
Герцог Йорк спешил на север, где встречается со своими сторонниками. Главными среди них стали отец и сын Невиллы, графы Солсбери и Уорик. Им, только что руками Йорка наказавших семейство Перси, так же не светила победа Ланкастеров – те конечно пересмотрят дело в пользу Перси.
Лорды Севера собрали «свиту» в несколько тысяч человек. С таким сопровождением уже можно выдвигаться на Большой совет. Король так же ехал на совещание в сопровождении нескольких тысяч вооруженных «советников».
Ситуация напоминала противостояние у Блэкхита в 1452 году. Тогда дело не дошло до сражения. Да и сейчас Йорк предпринял попытку вступить в переговоры. Он послал королю письмо. Оно было перехвачено Сомерсетом и до адресата не дошло. Что ж, сама судьба руками «добрых советников» вела обе стороны к решительному столкновению.
22 мая 1455 года свита-армия короля вступила в городок Сент-Олбанс, что в 30 км к северу от Лондона. Здесь Ланкастеры узнали, что поблизости стоит армия Йорка.
Так мы (и Йорки с Ланкастерами) вплотную подошли к формальной дате начала войн Алой и Белой Роз. На этом заканчивается первая часть очерков «Йорки против Ланкастеров. Столетняя вражда». Походы, сражения, захват короны и прочие прелести феодальной войны рассмотрим во второй части.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
---------
Все публикации на тему Войн Роз в подборке: