Руны возникли в Скандинавии и Германии и использовались германскими народами в качестве письменности и магических символов.Рунические символы являются неотъемлемой частью древнегерманской культуры и мифологии. Эти древние знаки, вырезанные на камнях, дереве или даже металле, несут в себе глубокие магические и духовные значения.В этой статье давайте рассмотрим какие легенды и мифы о рунах дошли до нас из глубины времен.
Древний Бог Один
Один не просто верховное божество, он — бог-шаман.Имя Один происходит от древненорвежского существительного «од», что значит — «ветер» или «всепроникающий дух», а окончание от глагола «ходить».
Обычно его представляют как высокого седовласого старца со шляпой на голове, сдвинутой набок,которая прикрывает отсутствующий глаз. В руках он держит жезл, на котором вырезаны руны. Его образ дополняют волк и два черных ворона — Хугин и Мунин.
Один был хорош как в военных делах, так и в магических. В «Саге об Инглинах» упоминается, что Один умел менять свой облик, умел управлять своим голосом так, что все кто слышал его речи, верили в них беспрекословно. Так же Один облагал способностью превращаться в зверей и птиц и путешествовать на дальние расстояния и даже между мирами. Он мог одним лишь словом потушить огонь или успокоить море, повернуть ветер в другую сторону, а иногда мог призвать мертвеца из могилы. Кроме того, Один обладал силой предсказывать события, насылать на людей несчастья или отнимать у них разум и силу. По его велению перед ним расступалась земля.
Легенды также утверждают, что Один мог ослеплять и оглушать своих противников в бою, но самым великим искусством, которым владел Один были, безусловно, руны.
Миф о происхождении рун
Согласно мифам, чтобы получить руны Бог Один совершил шаманский ритуал — добровольно провисел вниз головой девять дней без еды и питья, пригвоздив себя к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун. В «Речах Высокого» этот подвиг описывается так:
138
Знаю, висел я,
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем.
Посвященный Одину,
В жертву себе же
На дереве том.
Чьи корни сокрыты
В недрах неведомых
139
Никто не питал. Никто не поил меня,
Взирая на землю,
Поднял я руны,
Стеная их поднял, —
И с дерева рухнул.
Миф о происхождении рун. Символика шаманского ритуала Одина
Следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. Ясень известен в скандинавской мифологии, как символ Иггдрасиля — Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы», по этому поводу сказано следующее:
19
Ясень я знаю
По имени Иггдрасиль,
Древо, омытое
Влагою мутной;
Росы с него
На долы нисходят;
Над источником Урд
Зеленеет он вечно
Мировое Древо можно встретить во многих шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно олицетворяет Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы — Небо, Землю и Ад.
Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя во всех мирах одновременно, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. Именно обретение целостности — является сутью Просветления и Божественного Преображения.
Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, был обращен к корням, которые символизируют наше подсознательное, темную сторону человеческого существа. Это олицетворяет работу с собственными «демонами», образно говоря, Один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей сущности, чтобы выйти оттуда обновленным.
Временной отрезок в девять дней, так же не случаен, поскольку для Северной мифологии число девять является священным и напрямую связано с девятью мирами Скандинавской культуры.
Шаманский опыт Одина стоит рассматривать как акт самопожертвования, отказ от собственного эго во имя познания истины и достижения великой мудрости. Кеннет Медоуз писал: «Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновение — того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун».